Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Происшествия17 августа 2009 15:30

Парашют Ткаченко не успел раскрыться, потому что кресло-катапульта выстрелило в землю?

«КП» попыталась выяснить причину гибели командира «Русских витязей» [видео + аудио + фото]

Трагедия произошла в воскресенье. В ходе генеральной репетиции авиашоу МАКС-2009 два самолета Су-27 не смогли разминуться в воздухе. Один из бортов ударил второй, тот загорелся, и оба самолета спикировали на землю. Два пилота успели катапультироваться, третий - командир "Русских витязей" Игорь Ткаченко - погиб. Кроме того, один из самолетов упал на дачный поселок "Лебяжье" и похоронил в огне три дома (читайте подробный репортаж и смотрите фоторепортаж об авиакатастрофе).

В военном городке, что возле Кубинки, - траур.

- Игорь Ткаченко был классный мужик! - говорит местный житель Игорь Пашин. - Весь наш городок под Липецк хотели переводить, но он добился, чтобы все осталось на месте.

Обсуждают здесь и версии страшной аварии. Как рассказывают местные, в последние месяцы из-за отсутствия керосина график тренировочных полетов «Русских витязей» был сорван. Они летали лишь на 9 Мая и 12 августа - День Военно-воздушных сил. А перед МАКСом стали наверстывать упущенное. Летали с 6 утра до 9 вечера! Уставали, конечно, дико, оттого, мол, и случилась ошибка в пилотировании.

Никаких официальных комментариев по поводу версий трагедии нет: военные власти ждут выводов комиссии по расследованию.

Возле подъезда дома, где жил Игорь Ткаченко, - цветы и зажженные свечи. Их принесли местные жители. Рядом - наряд милиции, не пускающий к родственникам всех сочувствующих.

Корреспондентам «КП» удалось поговорить с Елизаветой Куриленко - женой штурмана одного из разбившихся самолетов. Она только что вернулась из госпиталя, где лежит ее муж Игорь.

- С ним все в порядке, ходит, почти здоров. Катапульта спасла, - вздохнув, рассказала она.

Пилот Виталий Мельник, по ее словам, повредил два позвонка, но жизнь летчика вне опасности. Он в сознании. Чувствует себя неплохо, но скорбит о погибшем друге.

Почему же погиб Игорь Ткаченко?

По некоторым данным, из-за того, что его парашют сгорел, по другим - потому что не раскрылся. Мы обратились за комментариями к генеральному директору и главному конструктору НПП "Звезда" Сергею Позднякову. "Звезда" - разработчик и производитель кресел-катапульт, установленных на многих истребителях, в том числе и Су-27.

- Мог ли сгореть парашют?

- Больше вероятность, что не хватило запаса высоты. Да, я видел по телевизору, и очевидцы утверждают, что купол загорелся. Но на мой взгляд, крайне мала вероятность этого. Чтобы купол загорелся, ему нужно пересечься с падающим самолетом. А система выброса так устроена, чтобы этого не допустить.

- Из чего делается парашют? Какая-то огнеупорная ткань?

- Нет, самый обычный купол. Но траектории падения летчика и самолета не должны пересекаться. К тому же, судя по кадрам хроники, самолет падал, вращаясь. И велика вероятность того, что кресло выстрелило в тот момент, когда он находился вниз кабиной. Первый летчик ушел раньше - и запаса хватило.

- Через какое время раскрывается парашют?

- Зависит от ситуации. Если катапультирование происходит с земли - буквально через несколько секунд. А если на большой высоте, то несколько километров пилот летит вместе с креслом - пока не достигнет высоты, безопасной для дыхания. Вообще, система действует как взведенный механизм: сначала кресло выбрасывает из кабины, потом начинают работать стабилизирующие системы, затем начинается разделение: отделяется заголовник кресла с уложенным в нем парашютом, параллельно с этим пирорезаки обрезают ремни, которыми летчик притянут к креслу.

И вот представьте теперь, что это небольшая высота и самолет, не дай бог, летит или падает кабиной вниз... Просто если бы это произошло, когда кабина сверху... Мы же спасаем людей с нуля, при катапультировании с земли!

- То есть, кресло могло просто выстрелить в землю и поэтому на открытие парашюта не хватило времени?

- Я не могу пока об этом говорить. Давайте подождем результатов расследования.

Как стало известно, командир пилотажной группы "Русские витязи" Игорь Ткаченко посмертно представлен к высокой государственной награде.

"За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Анатолий Сердюков принял решение представить Игоря Ткаченко к государственной награде (посмертно)", сообщает Министерство обороны РФ.

КАК ПРОИЗОШЛО СТОЛКНОВЕНИЕ?

Судя по всему, события развивались так: «Витязи» летят на трех машинах (бортовые номера 01, 14, 18). 18 - это спарка, в ней командир Игорь Ткаченко и Игорь Куриленко.

Затем все машины делают правый поворот, сохраняя строй: ведущий по центру и два ведомых по бокам. Ведомый борт 14 при совершении маневра отстает от ведущего 18-го и увеличивает скорость, чтобы его догнать и встать на свое место слева. По непонятной причине (ошибка пилотирования, проблемы с управлением, попавшая в двигатель птица - разберется комиссия) ведомый оказывается выше ведущего и при этом обгоняет его. Происходит столкновение. Удар приходится сверху вниз фюзеляжем ведомого в район кабины ведущего.

Борт 14 (летчик Виталий Мельник) теряет контейнер с тормозным парашютом, установленным в хвосте, начинает гореть и уходит дальше в сторону Верхнего Велино. Пилот глушит двигатели и катапультируется.

Спарка в это время от удара сразу падает вниз на дачный массив «Лебяжье». Один из пилотов дергает рычаг катапульты. Оба кресла выходят, но купол раскрывается только у Куриленко.

За происходящим с воздуха наблюдает пилот борта 01. Он отмечает, где раскрылись купола, и поднимает спасателей.

НЕ РАЗРУШАЮТСЯ ЛИ САМОЛЕТЫ, ВЫПОЛНЯЯ ФИГУРЫ ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА?

Такой вопрос задали нам читатели. Все-таки машины предназначены для выполнения боевых заданий, а не для пилотажа.

- Самолеты даже при выполнении сложных фигур все равно работают в штатном режиме, эти элементы пилотирования для них нисколько не вредны, - объяснил нам один из пилотов-истребителей. - Тут соль не в том, что они делают, а в том, как они это делают. Красота не в том, чтобы сделать на самолете «бочку», а в том, чтобы сделать ее синхронно вместе с еще несколькими коллегами.

Местные жители: «Самолеты здесь бьются часто...»

Вчера в дачный поселок «Лебяжье», на который рухнул истребитель Су-27, нагрянул настоящий десант репортеров. Очевидцы трагедии и пострадавшие охотно раздавали интервью, делясь пережитыми эмоциями. Старожилы рассказали корреспонденту «КП» о том, что подобная авиакатастрофа здесь уже случалась. Тогда, 35 лет назад, никто в поселке не пострадал только благодаря пилоту - 29-летнему Павлу Коровке.

- Вот так же в 1975 году при выполнении боевого тренировочного полета на МиГ-21, спасая жизни людей, геройски погиб молодой летчик, - говорит местный житель Валентин Ермаков. - Он был летчиком-испытателем. У его самолета отказал двигатель. Очевидцы той трагедии живы, они помнят, как с замиранием сердца следили за самолетом, который падал прямо на поселок. Но невероятными усилиями пилоту удалось увести машину от домов и спасти людей. Спасти ценой собственной жизни - самолет рухнул в нескольких метрах от поселка.

Местные жители до сих пор в знак благодарности приносят цветы к памятнику Павлу Коровке. Он установлен на месте трагедии и выполнен в виде крыла от того самого самолета. Это в двухстах метрах от места, где в воскресенье рухнул истребитель Су-27.

- Этот район - безусловный лидер по авиакатастрофам в России, - говорят местные краеведы. - Недалеко от места гибели Коровки несколько лет назад разбился МиГ-29, там обелиск стоит. В 1991 году в село Софьино влетел учебный истребитель - и там памятник есть. В ближайшей деревне Ворщиково-Петровское в 70-х в лес упал Як-3 со сломанным крылом. Около деревни Михалево самолет падал в 80-х на поле... И это только места, где обелиски стоят, а ведь не на каждом месте падения они есть.

Игорь Ткаченко в интервью 2005 года: «Нам уже сейчас не на чем летать»

«Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолетов, оснащенных современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27: у одной остался гарантийный резерв по налету 57 часов, у другой - 37 часов, а третья уже стоит «у забора». Те самолеты, которые нам дали ВВС, - это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть и прислали к нам. Я слетал на этом самолете и не посажу на него ни одного летчика, так как это небезопасно. На кабину этого самолета без слез не взглянешь. В кабине нет никакой эргономики: педаль нельзя до конца дожать без ухищрений. Пилотирование чрезвычайно затруднено. Мы были вынуждены принять неординарное решение: двигатели с этих самолетов снять и использовать на наших старых машинах. Они сначала не совсем подошли, но после доработки на московском заводе «Салют» сгодились».

Из интервью "Независимому военному обозрению" 3 июня 2005 года

МИСТИКА

Уничтожение бомбардировщика хотели превратить в шоу

Одной из фишек программы МАКС-2009 организаторы собирались сделать публичное уничтожение отжившего свой век бомбардировщика Су-24. Ну чтобы показать публике технологию утилизации.

- Ох и дурной это знак, - шептались некоторые летчики, когда «сушку» привезли в Жуковский и установили на специальном постаменте. - На глазах людей машину резать - не к добру это...

И вот в воскресенье - трагедия с двумя «братьями» приговоренного к смерти бомбардировщика, истребителями Су-27.

- Да, мы люди суеверные, - говорит бывший летчик Виктор Тимошкин. - Много у нас разных примет. Но главное - к самолетам хороший летчик относится, как к живым существам. Так что для нас, конечно, шоу из уничтожения машины - это варварство.

- Теперь мы уже и не знаем, будут ли резать этот самолет, - признались корреспонденту «КП» в секретариате МАКСа. - Все-таки в свете последних событий это будет как-то... кощунственно.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

«Русские витязи» на МАКСе не взлетят

- Пилотажная группа «Русские витязи» не примет участия в показательных полетах во время проведения Международного авиакосмического салона, - заявил вчера помощник главнокомандующего ВВС России подполковник Владимир Дрик.

Погибшего командира «Витязей» Игоря Ткаченко за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, министр обороны представил к государственной награде. Несмотря на трагедию, все остальные показательные полеты (в том числе первый публичный вылет нового лайнера «Сухой Суперджет-100») состоятся, как и было запланировано.

Прощание с погибшим состоится в среду, 19 августа, в гарнизонном доме офицеров поселка Новый Городок (это по Щелковскому шоссе за Балашихой) с 10.00 до 13.00. Похоронят пилота на Никольском кладбище.