«ПРОДАВЕЦ БЕЗ АДРЕСА»
На днях в нашу рубрику «Права потребителей» прислал письмо расстроенный покупатель Сергей:
“Заказал пылесос на сайте известного интернет-магазина. “Агрегат” оказался бракованный. Обратно его не принимают, ссылаясь на кризис – мол, денег нет, возвратить не можем. В договоре купли-продажи юридический адрес продавца отсутствует, как судиться - непонятно…”.
Сразу отметим: во-первых, финансовые проблемы фирмы-продавца, конечно же, не являются основанием для отказа в выполнении законных требований покупателя. То есть принять и заменить дефектный товар либо вернуть деньги за некачественную технику интернет-магазин обязан «железно».
Во-вторых, отсутствие адреса продавца в договоре (на сайте координат, по всей видимости, также нет) не является непреодолимой преградой, если указано наименование компании, продавшей товар. В таком случае есть возможность выяснить адрес для предъявления судебного иска, сделав запрос по названию фирмы в налоговую службу.
Впрочем, откровенно признаем: отстаивание прав покупателя в подобной ситуации дело долгое, тяжелое и не слишком перспективное. Ведь, даже если удастся собрать все необходимые данные о «зашифровавшемся» продавце и выиграть процесс, то не факт, что получится взыскать деньги. Вполне вероятно, что к тому времени компания из-за кризиса совсем разорится…
ВСЕ НА ВЫБОРЫ
Мораль этой истории: максимум внимания сейчас нужно уделять тому, чтобы предотвратить подобные неприятности. Речь – о грамотном и осторожном выборе надежного «виртуального» магазина.
Полезные советы нам дал опытный эксперт по интернет-торговле, директор по связям с общественностью интернет-магазина «Озон.Ру» Михаил Ятковский.
1) Самый верный признак надежного «виртуального» магазина это, традиционно, рекомендации ваших знакомых, родственников, коллег, у которых есть удачный опыт покупок в этой торговой точке.
2) Если же у вас нет возможности воспользоваться такой “наводкой”, то эксперты рекомендуют применить метод покупки-теста. То есть вы выбираете на приглянувшемся сайте какую-нибудь недорогую вещь, отсутствие или задержка доставки которой не будут для вас болезненны. Оформляете заказ и практическим путем выясняете: как работает доставка, насколько привезенный товар соответствует его описанию и фотографиям в Интернете и т.д.
3) Внимание: опасный признак, если интернет-продавец требует, чтобы вы непременно перечислили предоплату и не дает возможности оплатить товар после доставки. В таком случае повышается риск, что могут возникнуть сложности с возвратом денег, если товар вам не подойдет, окажется дефектным и т.д.
4) Перед тем, как оформлять заказ, в любом случае нужно убедиться, что на сайте интернет-магазина есть вся необходимая предусмотренная законом информация. Наличие этих сведений, с одной стороны, свидетельствует о солидности и добросовестности виртуальной торговой точки. С другой же стороны, такие данные будут серьезным подспорьем при отстаивании ваших прав, если привезенный товар окажется дефектным, не соответствующим заказу, со временем выйдет из строя и т.д.
Итак, на сайте должны быть указаны:
- название и адрес (место нахождения) продавца. Обратите внимание: по правилам это должен быть именно реальный адрес, куда при желании вы могли бы подъехать, оставить претензию и т.д.;
- место изготовления товара. Напомним, по желанию покупатель может предъявлять претензии производителю товара, в том числе в представительство фирмы-изготовителя;
- цена, условия приобретения и доставки товара, в том числе срок доставки;
- срок, в течение которого действуют данные условия продажи товара;
- основные потребительские свойства товара, в том числе его функции.
НА ЗАМЕТКУ
Найти оптимальный вариант – чтобы вас и свойства (функции) товара устраивали, и цена была максимально выгодной, помогут информационно-справочные системы по виртуальной торговле. Эти интернет-ресурсы (типа amabay.ru, tyndex.ru и др.) содержат большой ассортимент товаров разных виртуальных магазинов и позволяют в результате сравнения сделать наиболее удачную покупку.
ЗАТЯГИВАНИЕ ДОСТАВКИ И БРАК – ЧТО ДЕЛАТЬ?
Это две самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются клиенты интернет-магазинов. Всем, кто оказывается в подобных ситуациях, важно знать следующее.
- Рассчитывать на компенсацию в случае затягивания доставки заказа могут только те, кто успел внести предоплату за товар. Таким «пострадавшим» интернет-магазин обязан платить неустойку: по 0,5% от суммы предоплаты за каждый день нарушения срока доставки (ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей»). При этом максимальный размер неустойки не может превысить сумму предоплаты.
Обратите внимание: само по себе напоминание о неустойке (даже путем просто звонка по телефону) нередко оказывается весьма действенным способом «расшевелить» менеджеров интернет-магазина.
- Если товар, приобретенный по Интернету, оказался некачественным (внешние дефекты, скрытые недостатки и т.д.), то первым делом нужно отправить претензию на электронный адрес магазина. Вы можете потребовать как замены бракованного товара на новый (доставка за счет продавца!), так и бесплатного ремонта либо уценки, либо полного возврата денег. Ссылаться при этом следует на ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
Имейте в виду: покупатель вправе выбирать, к кому обращаться: по закону за недостатки товара перед потребителем по полной программе отвечают и производитель, и продавец. Кроме того, за бесплатным ремонтом можно обращаться в сервисный центр (гарантийную мастерскую).
ЭТО ПРИГОДИТСЯ!
Соблюдайте правила приемки заказа
Обычно курьер первым делом подсовывает квитанцию (акт) о приемке со стандартной фразой: «товар принят, претензий не имею».
Внимание: если у вас нет возможности сразу вскрыть товар, убедиться в отсутствии внешних повреждений и проверить «работоспособность», то в акт (квитанцию) о приемке нужно смело вписать: «товар принят без осмотра» и (или) «товар принят без проверки действия».
При наличии таких формулировок впоследствии продавец (сервис-центр) не сможет ссылаться на то, что вам был передан безупречный по качеству товар и вы сами повредили его.
Также обязательно требуйте, чтобы курьер передал вам кассовый чек. Обратите внимание: это должен быть именно чек организации, которая продала вам товар (интернет-магазина), а не курьерской службы.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
“Купил СВЧ на треть дешевле!”
Своим удачным опытом и советами “бывалого” поделился на сайте kp.ru наш читатель под ником Инженер:
- Я выработал три основных правила надежных покупок по Интернету.
Первое: предварительно осмотрите необходимый вам товар в обычном магазине – как он выглядит, как должен быть упакован, какая гарантия от производителя.
Второе: найдите и закажите такую модель в интернет-магазине. Когда вам привезут заказ, проверьте: соответствует ли товар тем данным, которые вы узнали, осматривая его в магазине.
Третье: проверьте товар в действии и только после этого платите курьеру наличными.Я, например, так купил замечательную микроволновую печь. Сначала нашел приглянувшуюся модель в крупном магазине техники, а потом заказал такую же в интернете процентов на 30 дешевле. От гарантии фирмы-поставщика отказался, удовлетворившись только гарантией фирмы-производителя – по ней прекрасно работают сервис-центры.