• КП в социальных сетях:
  • facebook Komsomolskaa-pravda
  • odnoklassniki group kpru
  • twitter onlinekpru
  • vkontakte club15722194

Юрий Кара: «Фильм «Мастер и Маргарита» готов к прокату. Но на его выпуск нет денег»Комментарии: 32

12 ноября известному режиссеру Юрию Кара исполняется 55 лет [аудио]
Подружись с нами:

«Почетный экранизатор Советского Союза» - так Юрия Кару иронично называли критики в 80-е годы за тягу к фильмам, снятым по литературным произведениям.

Его фильмы отчаянно ругали, зато сегодня их смотрят миллионы зрителей по телевидению, питающему слабость к картинам Юрия Кары.

А еще он создатель самого таинственного фильма 90-х, за которым тянется нескончаемый шлейф скандалов – речь о «Мастере и Маргарите».

Накануне празднования 55-летия Юрий Кара побеседовал с корреспондентом «КП».

Фильм по роману Булгакова погубили интриги

- Юрий Викторович, вы – режиссер самого, пожалуй многострадального фильма в новейшей истории российского кино.

- Да, так и есть. «Мастер и Маргарита» лежит на полке уже 15 лет, и мне, конечно, очень обидно. Ведь ушли из жизни те люди, которым мне важно было бы показать, что же в итоге получилось – Михаил Ульянов, сыгравший Воланда, Альфред Шнитке, написавший для фильма великолепную музыку.

- До сих пор не удается уладить разногласия с продюсером?

- С момента окончания съемок вокруг этого фильма произошло столько всего, что все беды в наших взаимоотношениях с продюсером отошли на задний план. Там ведь с чего все началось – появился человек, который никак с кинематографом связан не был. В советское время он работал в ОБХСС, а в начале 90-х ушел в бизнес. На кино тогда государство выделяло неплохие деньги, ну он и решил, что нужно вложиться в какой-нибудь кинопроект. А рядом в этот момент оказался я. И у  меня вдруг появилась возможность осуществить мечту всей жизни – снять фильм по великому роману Булгакова.

- Не только у вас, кстати.

- На «Мастера и Маргариту» тогда заглядывались многие видные режиссеры – Эльдар Рязанов, Элем Климов, Геннадий Полока, еще несколько представителей кинематографического истеблишмента. Но закончить съемки удалось только мне. Чего мне этот самый истеблишмент и не смог простить.

- В смысле?

- Все знают, например, что продюсеру Владимиру Скорому не понравился итоговый результат, из-за чего фильм и лег на полку. Но мало кому известно, почему продюсер вдруг принял такое решение. Я не хочу называть конкретных имен, но один режиссер, который хотел делать свою киноверсию романа и один актер, мечтавший сняться в этой экранизации, после окончания съемок планомерно начали жаловаться продюсеру – мол, что у Кары могло получиться, сплошной стыд. И роман я, дескать, извратил, и актеров на главные роли не тех набрал. А Скорый, повторюсь, с кино до «Мастера и Маргариты» вообще никак не был связан. И он поверил этим «авторитетам». Пришел ко мне и сказал: «Юрий Викторович, нужно срочно перемонтировать фильм». Я отказался, подал в суд и выиграл его.

Кадр из фильма, который мы пока так и не увидели, - «Мастер и Маргарита». Исполнители главных ролей Анастасия Вертинская и Виктор Раков.
Кадр из фильма, который мы пока так и не увидели, - «Мастер и Маргарита». Исполнители главных ролей Анастасия Вертинская и Виктор Раков.

Сын лейтенанта Шмидта

- Фильм, однако, так и не добрался до больших экранов.

- Ну да, там анекдотичная история произошла. После решения суда, по которому продюсер был обязан передать мне пленку, он вдруг заявил, что все материалы потеряны. Договориться с ним удалось только в середине 2000-х. Но тут же возник некто Сергей Шиловский – сын третьей жены Булгакова Елены Сергеевны. Он хоть и не родной сын Михаила Афанасьевича, но сумел раздобыть у какого-то коррумпированного нотариуса бумажку, на которой было написано, что именно он – обладатель авторских прав на все творчество Булгакова, включая роман «Мастер и Маргарита». Он потребовал 1 миллион долларов в качестве авторских отчислений. Вот только он плохо знал продюсера Скорого, с которого лишнюю копейку не выбьешь. Скорому оказалось проще вновь забыть о выпуске фильма в прокат и начать судиться с Шиловским.

- Коллизия вполне в духе Булгакова. И что решил суд?

- Мы получили право выпустить фильм в прокат, не отчисляя самозванцу денег. Дело в том, что съемки фильма закончились в 1993 году, когда действовало еще советское законодательство, в котором четко написано – произведение искусства переходит в общественное достояние через 15 лет. А они к тому моменту уже истекли.

- То есть сейчас ничего не мешает фильму выйти в прокат?

- Формально – нет. «Мастер и Маргарита» может быть показан в кинотеатрах хоть завтра. Проблема в том, что теперь у продюсера нет на денег ни на печать копий, ни на рекламную кампанию, да вообще ни на что. В ближайшее время будет только один некоммерческий показ фильма – 12 ноября, в свой день рождения, я покажу «Мастера и Маргариту» студентам ВГИКа.

Как Гафт с Гердтом в одном фильме оказались

- В ваших фильмах почти всегда снимались суперзвезды отечественного кино – Вертинская, Гафт, Самохина, Ульянов… Как вам удавалось их уговаривать?

- С «Мастером и Маргаритой» все, думаю, понятно – все мечтали сыграть в этом фильме. А вот с «Ворами в законе» смешная история была. Я хотел, чтобы вора играл Валентин Гафт, а адвоката Зиновий Гердт. Но это был всего лишь мой второй фильм - где я, а где эти актеры? И тогда я пошел на маленькую хитрость. Сначала, значит, позвонил Гафту и сказал, что согласие на участие в моем фильме дал Гердт, который давно мечтает встретиться с Валентином Иосифовичем в кадре. Гафт  дал положительный ответ. Затем я на радостях набрал номер Гердта. Трубку взяла его жена Татьяна. Я ей начал рассказывать про то, как Гафт мечтает сняться вместе с Зиновием Ефимовичем. А она так настороженно спрашивает: «Он, конечно, с радостью согласится раз такое дело. А кого играть-то надо?» «Адвоката», - отвечаю я. «А вы знаете, что Зиновий Ефимович никогда не играет евреев?» - тут же осекла меня жена актера. Еле удалось уверить ее, что если адвокат, то это совершенно необязательно еврей.

- «Воры в законе» - ведь очень нетипичное для 80-х. Там и мафия фигурирует, и нравы далеки от общепринятых.

Александр Градский "Мастер и Маргарита" (Мы не ждали перемен)

- Из-за этого мне в свое время немало тумаков досталось. Кино поставлено по повести Фазиля Искандера «Чегемская Кармен», которая написана на основе реальных событий, произошедших в Абхазии. Снимать я хотел близ Батуми, где разворачивается все действо. Приехал туда со съемочной группой, начал разведывать обстановку. И увидел всех персонажей, описанных Искандеров, во плоти – ему и впрямь ничего не пришлось придумывать. Но как только партийное руководство и криминальные авторитеты тех мест узнали, что именно я хочу снимать, мне дали понять, что долго я не проживу. И тогда пришлось срочно ретироваться в Крым, где мы в условиях строжайшей конспирации снимали фильм под зашифрованным названием «Чегемские рассказы». В Абхазии, кстати, «Воры в законе» оставались запрещенными вплоть до падения советской власти.

- Почти все ваши картины доходили до зрителей с трудом. Никогда не хотелось махнуть на все рукой и вернуться к заброшенной профессии физика?

- Нет. Переломный момент был после фильма «Завтра была война», который вдруг начали приглашать на западные фестивали. А это была моя дипломная работа! Фильм разгромила официальная критика, партийное руководство долгое время хотело его запретить. Но после одного из показов ко мне подошел легендарный режиссер Абрам Роом и сказал: «Не слушай никого и снимай только то, что тебе по-настоящему близко». С тех пор я именно так и делаю.

Досье «КП»

Юрий Викторович Кара. Родился 12 ноября 1954 года в Донецке.  Закончил Московский институт стали сплавов, после чего решил радикально сменить род деятельности. В 1982 году поступил во ВГИК, диплом которого получил в 1987 году. Известен своим экранизаторскким пылом – Кара перевел на язык кино произведения Фазиля Искандера, Чингиза Айтматова, Михаила Булгакова и Уильяма Шекспира. За 22 года режиссерской карьеры снял 10 фильмов. Сейчас Юрий Викторович преподает во ВГИКе и заканчивает работу над фильмом «Гамлет. XXI век».

Пять самых известных фильмов Юрия Кары

«Завтра была война» (1987)
«Воры в законе» (1988)
«Пиры Валтасара, или Встреча со Сталиным» (1989)
«Мастер и Маргарита» (1993)
«Королев» (2007)

Поделитесь с друзьями:
  • Нравится
Показать код
Комментарии32

Оставить комментарий справка

Войдите в социальную сеть myKP, чтобы оставить комментарий
и получить больше возможностей
my.kp.ru
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!
Для входа в myKP можно использовать учетную запись одной из социальных сетей:
Опубликовать комментарий анонимно
  • Окрута22.03.2011, 16:35

    Но надо заметить, что Козаков, о котором сказано в одном из комментов, Воланда таки сыграл, в "Роковых яйцах".

  • доцент15.11.2010, 18:43

    "один режиссер" это Элем Климов, а "один актер" - М.Козаков (претендовавший на Воланда). Даже через 15 лет Кара побаивается говорить в открытую!

  • scorpion13.01.2010, 7:42

    Скачал фильм. Посмотрел. Боже мой какое Г-но.! аж противно

    • Atenon28.02.2010, 16:02

      Фильм, как и книга не для летариев. Вам бы Пилу или Покемонов смотреть!

    • Тон14.04.2011, 19:56

      не надо смотреть скаченное из сети, это примерно то же, что "фигня этот Карузо, слышал, мне Мойша напел".

  • Филя21.11.2009, 17:03

    Надеюсь, картину переозвучили, или отреставрировали. Со звуком в фильме беда. Он (звук)выше на пол тона! Следовательно музыка композитора Альфреда Шнитке, написанная им в одной тональности, звучит в другой! Это плохо

  • Всеволод18.11.2009, 0:25

    Где скачать фильм Кары Мастер и Маргарита,подскажите, кто-то ведь скачал.

  • Сергей16.11.2009, 0:59

    Очень люблю роман "Мастер и Маргарита". Долгое время был моей настольной книгой. Всегда считал, что экранизировать его невозможно. Бортко меня в этом в очередной раз убедил. Узнал не так давно о существовании фильма Кары, и затеплилась надежда) (Пока не посмотрел)
    PS
    Как надоели люди, которые писать толком не научились, но при этом имеют смелость (читай "глупость") высказывать свое мнение. Не люблю пролетариат.

  • Timur14.11.2009, 3:33

    Да, посмотрел я версию Кары. Чувствуется, что кромсали по живому - всё ж-таки КИНО, а не ВИДЕО. Попробуйте усидеть 4 часа в кинозале. Кара снимал для кинотеатров, и отсутствие Долби и комповой графики пошло картине только в плюс. Увы, некоторые сцены вылетели, например сцена в Торгсине. Бал у Кары однозначно сильнее, особенно "Хайль Гитлер!" в устах Маргариты звучит потрясно.

  • Timur14.11.2009, 3:29

    Да, посмотрел я версию Кары. Чувствуется, что кромсали по живому - всё ж-таки КИНО, а не ВИДЕО. Кара снимал для кинотеатров, и отсутствие Долби и комповой графики пошло картине только в плюс. Правда, некоторые сцены вылетели, например сцена в Торгсине. Бал у Кары однозначно сильнее, особенно "Хайль Гитлер!" в устах Маргариты звучит потрясно. Вообще Вертинская - это однозначно Маргарита, помимо Тереховой, но Маргарита ( кстати ) Борисовна уже и по возрасту не прошла бы. Раков неплох, не хуже Галибина ( и не лучше ), но вот покойный Климов хотел снимать Плотникова - вот это самый правильный Мастер. А финал практически идентичен Булнаковскому - не то что бортковский бред с грузинским акцентом.

  • Москвичка13.11.2009, 11:07

    Фильм Бортко классный и артисты тоже класс. Сравнивать два фильма не собираюсь. Но посмотреть фильм Кары очень хочется и поскорее.

  • Гость13.11.2009, 1:16

    ketsal, а где Вы нашли этот фильм? Поделитесь инфой, плиз.

  • mary13.11.2009, 0:27

    Юрий Викторович! С юбилеем Вас. Мне очень нравятся Ваши фильмы. Я очень надеюсь, что Вашего "Мастера" мы увидим в ближайшем будущем. Да и денег на рекламу много не надо - мы ждем этот фильм 15 лет. Здоровья Вам, счастья и новых замечательных фильмов.

  • Рифат12.11.2009, 18:42

    Вообще то, Воланда в фильме режиссера Кара, сыграл Гафт!

  • ketsal12.11.2009, 9:58

    Посмотрел, не удержался, скачав из сети. Мне понравился много больше, чем вариант Бортко. Жду-не дождусь, когда же он выйдет в прокат.

  • Илона12.11.2009, 9:54

    Бортко и Кара - 2 великих мастера!зачем их сравнивать и возвеличивать за счет унижения другого!кому-то будет интересна одна версия,кому-то другая!к тому же и отношение к самому роману слишком противоречиво!

  • Москвичка12.11.2009, 9:24

    Давно мечтаю увидеть этот фильм Юрия Кары с таким блестящим составом актеров: Ульянов, Гафт, Вертинская ....

  • смотрел12.11.2009, 9:22

    на што интернет?
    Это кино типо кина. Ничо особенного. Посмотрел и посмотрел. Есле не смотрел тоже нечо не потерял

  • Москвичка12.11.2009, 9:22

    Давно уже мечтаю посмотреть этот фильм Юрия Кары с таким блестящим составом актеров.

  • Fanfan12.11.2009, 7:56

    видел фильм (правда пиратскую копию в инете)...ничего сказать положительного не могу....Кстати фильм Бортко больше понравился, хотя все персонажы там тоже не первой свежести. Зато музыка у Бортко великолепная

  • Олюшка12.11.2009, 6:28

    Видела. Не понравилось. Великолепный состав актеров, но... Особенно разочаровала Маргарита.

  • Но позвольте !12.11.2009, 3:02

    Батум - это столица Аджарии , а не Абхазии ! Из Батуми их выгнали , а в Абхазии на 1о лет запретили ? Ну , ниччо не понял .