Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды16 ноября 2009 22:00

40 лет мультфильму «Бременские музыканты»: Василий Ливанов срисовал принцессу с жены Юрия Энтина

А Энтин уволился с работы, услышав «Ничего на свете лучше нету»

Знаменитое «Е-ее-ее!» рок-музыканта Осла из мультфильма «Бременские музыканты» знает каждый из нас. Троица разбойников, голосящая: «Говорят, мы бяки-буки, ка-а-ак выносит нас земля» - срисована с реальной знаменитой троицы Труса, Балбеса и Бывалого - Вицина, Никулина и Моргунова, а придумал это не художник, а редактор «Союзмультфильма». Какие еще тайны скрыты от глаз зрителя и как создавался музыкальный шлягер 60-х годов, мы узнали у соавтора сценария и автора песен Юрия Энтина.

- Я сейчас еду на дачу, уже сорок минут стою в пробке - самое время предаться воспоминаниям, - переключая телефон на громкую связь, ответил Юрий Сергеевич, когда я дозвонилась до него. И принялся рассказывать.

«КАКОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ БЕЗ ЛЮБВИ!»

- Я заскочил в гости к другу - композитору Геннадию Гладкову (он работал на «Союзмультфильме»). А тот сидит и... стихи на свою музыку пишет. Спрашиваю: «Чего меня не позвал?» Оказалось, режиссер Инесса Ковалевская не приняла ни один из 15 вариантов текстов песен к мультфильму для малышей «Четверо с одного двора» у приглашенного ею поэта. А деньги ему уже выплатили. Я сказал Геннадию: «Готов писать бесплатно и даже без упоминания в титрах!» 16-й - мой вариант стихов - приняли. Мультфильм имел успех. И Ковалевская призналась, что мечтает снять музыкальный мультфильм без разговоров между героями, где будут только песни. Я сразу предложил: «Давайте про бременских музыкантов!» Вспомнил единственную сказку, где в названии есть слово «музыканты». Но, придя домой, взял книгу братьев Гримм и ужаснулся: это же история про четырех пенсионеров, которых хозяин выгоняет из дома, и они решают зарабатывать на жизнь, став уличными музыкантами в городе Бремене. По дороге они наталкиваются на дом разбойников, выгоняют их и занимают жилище. Сюжета хватало ровно на три минуты... Но я уже «завелся», сразу написал стихи «Мы рраз-бо-бо-ой-ойники, пиф-паф - и вы покойники» - и отправился с этой песней к своему другу Василию Ливанову (он тоже работал на «Союзмультфильме»). Прочитали сказку вместе, и Ливанов предложил: «Сочиняем другой сюжет, там главным героем должен быть человек - Трубадур!» Позвали Гладкова. Он выслушал нашу задумку и говорит: «Я не буду писать музыку, если не будет любви! У вас компания чисто мужская: Трубадур, Осел, Пес, Кот и Петух. Ребята, ну какой музыкальный фильм, да еще на 20 минут, без любовной истории?» И мы ввели в сюжет Глупого Короля и его дочку, Прекрасную Принцессу.

Быстро и весело написали с Ливановым сценарий, я сочинил тексты песен, а Гладков - музыку, и все отдали на студию. Через три дня нам позвонили: «Все принято! Фильм запускаем». Мы стали записывать песни не на «Союзмультфильме», а на фирме «Мелодия», где я в то время работал. Тем более что там была лучшая в стране аппаратура. И я, воспользовавшись служебным положением, договорился о записи.

ПОЧЕМУ ОЛЕГ АНОФРИЕВ ОЗВУЧИЛ ПОЧТИ ВСЕХ ГЕРОЕВ

Образы героев придуманы, музыка к песням написана, осталось собрать исполнителей. И тут возникли проблемы.

- На студию «Мелодия» всех артистов позвали к 12 ночи. Другого времени не оказалось: там все было расписано на два-три месяца вперед. На озвучание голосов музыкантов-зверей пригласили известный и популярный в то время квартет «Аккорд». На Атаманшу - Зиновия Гердта, на роль Трубадура - Олега Анофриева. И тут началось... Зиновий Ефимович сказал, что полночь - не слишком подходящее время для пения в его возрасте, и не приехал. Солисты квартета, наоборот, рвались петь, но к вечеру они сменили детский репертуар на застольный. Пришел на студию только Анофриев с ужасной простудой и температурой 38 - отпроситься. А мы за голову схватились: либо сегодня ночью писать, либо никогда! Решили попробовать. Анофриев спел песню Трубадура «Куда ж ты, тропинка, меня привела» и в такой раж вошел, что с ходу записал все песни Трубадура (в продолжении мультфильма за этого героя уже пел Муслим Магомаев. - Ред.), а потом и Атаманши, и даже зверей-музыкантов... Только бас Осла у Олега никак не получался. Я позвонил своему другу - поэту-песеннику Анатолию Горохову (помните «Наша служба и опасна, и трудна»?), тот приехал, спел знаменитое «Е-е!» за Осла. А потом вместе с Анофриевым и Гладковым исполнил все хоровые номера фильма. Анофриев так разошелся, что готов был уже спеть и за Принцессу, но композитор признался, что написал партию для колоратурного сопрано. Было уже три часа ночи. Гладков позвонил и разбудил свою соученицу по Гнесинке Эльмиру Жерздеву и уговорил спасти мультфильм. Моя жена Марина помчалась за ней на машине и привезла в студию. Судьба «Бременских музыкантов» была решена!

- ...А после того как я услышал собственную песню «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы», я покинул свой «дворец» (фирма «Мелодия», где я трудился, напоминала дворец - она располагалась в старинном здании англиканской церкви) и вслед за Трубадуром стал «свободным художником». С собой прихватил и свою Принцессу, жену Марину (она работала редактором на той же «Мелодии»). Кстати, Василий Ливанов, который был на нашей свадьбе свидетелем со стороны невесты, срисовал с Марины ее свадебное красное мини-платье для образа мультипликационной Принцессы. На это платье я потратил аж 40 рублей при зарплате 120. Но не беда, думал я. Выйдут мультфильм, пластинка - проживем. Но за пластинку мы с Ливановым получили гонорар по 18 рублей 40 копеек. А потиражные? Всего 9 рублей 30 копеек, так как первый тираж пластинки был всего 3 тысячи экземпляров. И все!

И «Трубадур», то есть я, вынужден был сочинить «Антошку», «Чунга-Чангу», «Лесного оленя», «Кто на новенького!»...

А уж потом «Бременские» вышли тиражом в десятки миллионов. Но самое главное, что песни из этого мультфильма до сих пор поют и переиздают на дисках!