Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество27 ноября 2009 22:00

Что с вами будет, если по совету Нургалиева дадите сдачи зарвавшемуся милиционеру...

Вокруг заявления министра внутренних дел разгорелась жаркая дискуссия. Юристы, сотрудники органов и психологи [обсуждают]

Вокруг заявления министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, которое он сделал в минувший четверг, обращаясь к курсантам милицейских вузов в подмосковном Щелкове (подробности), разгорелась жаркая дискуссия.

Напомним, министр фактически объявил, что граждане вправе давать отпор милиционеру, если тот на них напал.

- Если идет нападение, то в любом случае должна быть самооборона. Если гражданин не преступник, если он идет спокойно и ничего не нарушает, а какой-то милиционер начинает его бить, - популярно объяснил министр. - Мы здесь все равны, а гражданин вдвойне равен.

Юристы, психологи и сами сотрудники милиции тут же принялись обсуждать слова Нургалиева. Ведь до сих пор считалось, что практически любое сопротивление стражу порядка в форме противозаконно. Не получится ли так, что граждане последуют совету министра, а после им придется оправдываться перед судом?

Официальный представитель МВД Валерий Грибакин прокомментировал заявление своего шефа так:

- Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны.

А вот что сказал КП психотерапевт Андрей Бабин:

- Офицеры дезориентированы. Раньше на сотрудников милиции оказывало давление только начальство. Милиционеры, в свою очередь, давили на общество. А сейчас уже общество пошло в атаку. И начальство по-прежнему давит и вроде как поддерживает в этой ситуации общество. Сотрудники МВД дезориентированы, испытывают тревогу, ведь у них ломаются стандарты внутреннего поведения. Человек, привыкший жить по команде, в такой ситуации может и просто не понять сигналов, которые исходят не от начальства, а от общества.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Мурад МУСАЕВ, адвокат: «Не обороняться, а лежать и молиться Богу»

- Честно говоря, не понял, зачем Нургалиев все это сказал. То есть он сказал, что у них не получилось победить евсюковых, теперь обороняйтесь сами? Тогда пусть оружие выдадут! Что вообще значит фраза об обороне от милиционера? Может, лучше сделать так, чтобы они нас защищали? Нургалиев таким образом не улучшил реноме своих коллег.

В Уголовном кодексе есть статья о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов. Подразумевается, что посягательство происходит, когда тот при исполнении. Но согласно Закону «О милиции» он «при исполнении» 24 часа в сутки. Следовательно, давая отпор зарвавшемуся милиционеру, вы гарантированно получите срок. И не 5 - 10 суток, а 5 - 10 лет. Беда еще и в том, что разбирать инцидент будут коллеги этого милиционера. Вероятность того, что вас после этого оправдают, есть, но она крайне мала: например, при условии, что страж порядка будет пьян и найдется с десяток свидетелей, которые не спрячут голову в песок, а подтвердят, что это он на вас напал.

Лучше всего, если с вами такое происходит, не пытаться дать милиционеру сдачи, а убежать. Хотя нет - и тут для вас найдется статья: «неподчинение законному требованию сотрудника правоохранительных органов», а требование, можете быть уверены, будет признано законным...

В общем, по закону получается, что нужно лежать и молиться Богу, что милиционер вас побьет и перестанет. И не достанет при этом пистолет для контрольного выстрела. При существующей системе отношений, когда конфликтные ситуации с вовлечением сотрудника милиции, как правило, разрешаются в пользу этого сотрудника его же коллегами, держать оборону против милиционера невозможно.

Время бить и время целовать Журналист КП провел несколько суток в городе-миллионнике, где можно было безнаказанно бить милиционеров. Впечатлений журналисту хватило на всю оставшуюся жизнь. Заявление Рашида Нургалиева о том, что теперь можно безнаказанно оказывать сопротивление милиционерам, вызвало в народе нешуточное возбуждение, ликование, радость. При этом, мало кто из радующихся граждан представляет себе, как выглядит на практике самое настоящее безвластие в мегаполисе. ........Милиция исчезла с улиц под вечер. В районе семи часов, последние милицейские патрули ушли с тротуаров во внутрь правительственных зданий. Стемнело резко, как будто кто-то вывернул энергосберегающую лампочку из небосвода. (читайте далее)

Время бить и время целовать

Журналист КП провел несколько суток в городе-миллионнике, где можно было безнаказанно бить милиционеров. Впечатлений журналисту хватило на всю оставшуюся жизнь.

Заявление Рашида Нургалиева о том, что теперь можно безнаказанно оказывать сопротивление милиционерам, вызвало в народе нешуточное возбуждение, ликование, радость.

При этом, мало кто из радующихся граждан представляет себе, как выглядит на практике самое настоящее безвластие в мегаполисе.

........Милиция исчезла с улиц под вечер. В районе семи часов, последние милицейские патрули ушли с тротуаров во внутрь правительственных зданий. Стемнело резко, как будто кто-то вывернул энергосберегающую лампочку из небосвода. (читайте далее)

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Татьяна ОГНЕВА:

- Главное достоинство МВД, из-за которого туда вообще идут работать люди, несмотря на непопулярность профессии и невеликие зарплаты, - это предоставляемая иллюзия чувства базовой защищенности. Как раз те, кому не хватает по разным причинам этого чувства, идут в такие структуры. Они мирятся с их недостатками за ощущение, что они находятся как бы под прикрытием большой и сильной системы.

Люди стремятся туда, где им будет психологически комфортно. И если теперь им покажется, что система против них, они будут искать другое место под солнцем.

Впрочем, все к лучшему. И это заявление - лишь сигнал о том, что какие-то перемены начались.

Комментарии с милицейского интернет-форума profpolice.forum

Михалыч:

У нас и так участились случаи, когда милиционеры при задержании боятся применять физическую силу, а преступники падают, разбивают нос и подают заявление на милиционеров. Их выпускают, а милиционеров сажают в СИЗО!

Максимыч:

Может, кто забыл Закон «О милиции», который гарантирует милиционеру физическую неприкосновенность? Ведь есть статья Уголовного кодекса за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов (срок - от двенадцати до двадцати лет).