Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество4 февраля 2010 22:00

Владимир Пронин: «Я действительно спросил Евсюкова: Что же ты не застрелился?»

Экс-глава ГУВД Москвы дал первое интервью после отставки
Источник:kp.ru

«Я ВСЕ СКАЗАЛ НА ДОПРОСЕ»

- Владимир Васильевич, как здоровье?

- Чувствую себя удовлетворительно.

- Было объявлено, что вы не явились в суд по делу майора-убийцы Евсюкова из-за болезни. И находитесь чуть ли не в коме.

- Во-первых, на 2 февраля меня в суд никто не вызывал и повесток я не получал. В приемной ГУВД есть мои телефоны, можно было позвонить туда. Единственное, что вечером накануне следователь, который меня допрашивал, дозвонился до моего бывшего помощника и сказал, чтобы я явился в суд. А если не могу, то нужно представить документ. Я перезвонил следователю и сообщил, что у меня назавтра, то есть на 2 февраля, назначена операция и 3 месяца к ней готовился. И срывать ее было невозможно.

А во-вторых, сказал ему, что не являюсь свидетелем совершенного преступления, участником места происшествия и так далее. И не могу дать характеристику человеку, которого не знаю. В протоколе допроса все изложено, о чем вы прекрасно знаете. Следователь со мной согласился и справка в суд была представлена. В справке, кстати, не говорилось, что я в бессознательном состоянии. Не дождутся! В последующем я понял, что нужно было шоу в суде с адвокатом и СМИ.

«ОТЦА ЕВСЮКОВА ДАЖЕ В ГЛАЗА НЕ ВИДЕЛ»

- После отставки вы ушли в глубокое подполье: никаких интервью и комментариев. Хотя появилось много слухов, домыслов. Один из адвокатов договорился до того, что именно после звонка вам Евсюков пошел расстреливать людей.

- Ну почему, со следователем я встречался, причем сам выразил желание приехать побеседовать. И рассказал все, что знал. Это во-первых. А во-вторых, подал в суд иск о защите чести и достоинства на адвоката Трунова, с подачи которого и тиражировались всякие небылицы.

И выиграл. Хотя мне не очень хотелось ввязываться в суды. Но неужели я должен соглашаться с чьим-то враньем: якобы я был на вечеринке и вообще патронировал майора Евсюкова? И что я с ним поскандалил на этом дне рождения, после чего он совершил преступление? Я что, должен с этим согласиться? Это же бред.

- Адвокат Трунов уже заявил, что будет подавать апелляцию: мол, суд не до конца разобрался, вас не вызывал.

- Я не знаю, чего добивается этот адвокат. И не он один. Даже мой любимый ТВ Центр лягнул, что у них есть доказательства того, что мы дружили семьями с Евсюковыми. Как можно доказать то, чего не было?!

- То есть вы не знали отца Евсюкова?

- Я официально заявляю, что никогда не был знаком с отцом Евсюкова. Даже в глаза не видел. Он, кстати, по-моему, тоже об этом сказал на заседании суда. Главой московской милиции я стал в июле 2001 года. Старший Евсюков ушел на пенсию, как я узнал после совершенного преступления, в звании майора через несколько месяцев. Естественно, я его не знал и соответственно с ним не дружил. Тем более семьями... Поэтому и никакого лоббирования в продвижении по службе младшего Евсюкова быть не могло.

- И не помните, как его назначали начальником РОВД?

- Как правило, я всегда приглашал к себе тех, кого назначал на должности - от начальника РОВД и выше. В этом случае действительно не помню, был ли он у меня в кабинете. Ведь иногда посмотришь по личному делу, вроде все нормально, кадровики говорят, что проверено, никаких проблем. И подписываешь назначение.

Телеканал «Звезда» обвинил меня в том, что я сам лично подписал приказ. Но грош цена была бы мне как начальнику, если бы при существующем в нашей системе единоначалии приказы о назначении на должность подписывал кто-то иной. Раньше назначение руководителей РОВД делал начальник УВД округа. Но года три назад в приказе министра было указано: приказ о назначении начальников райотделов подписывает руководитель ОВД субъекта Федерации. То есть начальник столичного ГУВД. И я после этого стал подписывать эти приказы.

Он ничем не запомнился. А то, бывает, назначенцы то строевым шагом маршируют в кабинете, то так рапортуют, что звон в ушах стоит. А Евсюкова встреть на улице, я бы его не узнал.

- Но вы же наверняка, когда смотрели личное дело Евсюкова, видели, что он родился в Курске?

- Подсудимый Евсюков родился в Москве. А уточнять, откуда родом родители, как-то и в голову не приходит: при численности подчиненных в 100 тысяч и номенклатуре людей, которых назначает и освобождает начальник главка в неделю (5 - 7 человек), это нереально. Тем более что он не мой непосредственный подчиненный. Он - подчиненный моего подчиненного.

- Почему адвокат Трунов так настойчиво выдвигает версии о вашем знакомстве?

- Может, хочет придать делу некий «высокий полет». Он всегда так действует. Я его помню еще по ситуации на Дубровке, где он постоянно заявлял: все не так, все врут.

Когда я прочитал его письмо по уголовному делу Евсюкова на имя президента, то направил жесткое письмо руководителю следственной бригады. Как Трунов вдруг сканировал протокол моего допроса и слил его в Интернет? Мне в такой же жесткой форме ответили, что Трунов не является участником процесса вообще.

- Почему же он имеет доступ к материалам дела, участвует в заседаниях, комментирует их?

- Он обманывает людей в том, что защищает потерпевшую сторону. Он не имеет ордера и не является участником процесса.

- Он говорит, что он - защитник потерпевших.

- У меня есть официальный ответ, что он не является участником процесса. Может, он подключился на этапе судебного разбирательства? А может, его жена, тоже адвокат. Как мне сказали, скорее всего, его жена сделала копию протокола моего допроса.

- Трунов в письме президенту о ваших «связях» с семейством Евсюковых ссылается на некоего сотрудника милиции Сазонова из Курска. Кто это?

- Это одиозная фигура в Курской области. Остап Бендер местного розлива, можете так и записать. Я пытался раз пять его уволить, когда он работал сотрудником в Курском УВД. Но у него в то время были связи в Министерстве внутренних дел. Его уволили только после того, как он участвовал вместе с Руцким в мятеже 1993 года, пытаясь устроить переворот. Я Сазонова не видел с 1996 года, когда сам «ушел» политическим эмигрантом в Москву из Курской области.

- Почему они сошлись с Труновым?

- Наверное, рыбак рыбака видит издалека, вот и сошлись. Всплыли давние обиды. Он быстренько подсуетился в этой ситуации.

- Значит, вы и на дне рождения не были, раз не знакомы?

- Вот достали! Ну как я мог быть на дне рождения, если не знаю эту семью вообще и никого из них в частности? Странно, что Трунов, который или сам, или через жену-адвоката имел возможность посмотреть материалы уголовного дела, не знает этого. А все втупую твердит о своей версии. Я не верю в то, что следствие не допросило всех участников этого пресловутого дня рождения: просто нельзя было направлять уголовное дело в суд, не сделав этого. Ведь первое, что приходит в голову, - выяснить, как вел себя подсудимый на вечеринке накануне этого страшного события.

- Ну да, логично...

- Тогда зачем Трунов лжет? Если он или его жена влезли в уголовное дело, сканировав протокол моего допроса, значит, они получили какими-то правдами или неправдами это уголовное дело. И он должен был прочитать протоколы допросов всех тех людей, которые были на той вечеринке, после которой Евсюков совершил это тяжкое преступление.

«ЧТО Ж ТЫ НЕ ЗАСТРЕЛИЛСЯ?!»

- На ваш взгляд, как это вообще могло случиться?

- Это меня тоже мучает. И когда я ехал на разговор со следователем, то даже больше не как на допрос, а хотелось выяснить причину, что произошло с майором и отчего.

- Вы когда узнали о расстреле в «Острове»?

- Позвонили мне где-то во втором часу ночи.

- Первая мысль какая была?

- Мне дежурный сказал, что, возможно, вневедомственная охрана с кем-то перестрелялась. Попросил ответственного поехать туда. Он перезванивает и говорит: это не вневедомственная охрана, это начальник РОВД. Я изумился. Вызвал машину ГАИ, которая патрулировала рядом с домом, и помчался. Там еще никого не было. Приехал на место происшествия часа в 3 ночи. Посмотрел в магазине - кровищи много. И тогда сразу понял, что моя служба завершилась. Ведь преступником был не просто милиционер, а начальник райотдела. Я поговорил с милиционерами, которые его задерживали. И крайне поразился, почему они его не застрелили. Организовав осмотр места происшествия, поехал к этому негодяю - посмотреть на его физиономию. И понять, почему он это совершил.

- Он был трезвым?

- Никакого запаха я не почувствовал. Но зрачки были расширены. Он ненормально смотрел. И следователь потом то же самое подтвердил.

- Говорят, он был пьяным в стельку и ничего не помнил, что творил.

- Не знаю. Но человек в здравом уме не мог такое совершить.

- Он как-то объяснил случившееся?

- Он мне задал вопрос: «Сколько я там намолотил?» А я и сам не знал, сколько он там настрелял. Говорю: очень много.

- И что он ответил?

- Тяжело молчал.

- На заседании суда Евсюков сказал, что Пронин встречался с ним после задержания и задал несколько незначительных вопросов.

- Разве являются незначительными вопросы: зачем он это сделал, зачем расстрелял людей? На что он мне в ответ промямлил что-то о ссоре в семье.

- А вы действительно в то утро посоветовали ему покончить с собой?

- Да, в сердцах, после увиденного, я действительно его спросил: что ж ты не застрелился? Он посопел, но ничего не ответил. Говорю ему: а если у тебя возможность такая будет? Он похныкал, что, мол, пусть его судит суд. И я тогда дал команду, чтобы его увели. Потому что понял, он - мразь.

- Что, по-вашему, произошло с майором Евсюковым и довело его до такого страшного преступления?

- У меня сложилось впечатление, что в жизни он был очень амбициозным. Женился на певице из популярной группы. Как мне рассказывали, в семье постоянно были скандалы. Это не могло не отражаться. Амбициозность была и в карьере - может быть, даже болезненная. Когда он заступил на эту должность, судя по всему, стал пробуксовывать. А нацеленность высокая. И у него сорвало крышу. Тут еще домашние проблемы... Жена ушла, как мне следователь сказал. Я-то не знал об этом раньше. Я думаю, что никакую следственную тайну не разглашаю, раз само следствие отдало протокол моего допроса на всеобщее обсуждение в Интернет.

«Я САМ НАПИСАЛ РАПОРТ»

- Многих зацепила ваша фраза в интервью телеканалам той ночью, что Евсюков был перспективным сотрудником.

- Это была вырванная фраза, которую потом тиражировали каналы. На вопрос, почему он был назначен на должность, я отвечал, что он как перспективный оперативник был назначен на эту должность (так мне доложил зам по кадрам, который был на месте события). Я ж его не хвалил или что-то подобное... Потому что я просто его не знал. Мое интервью, кстати, не было таким коротким: я приносил соболезнования родным и близким погибших. И в начале своего интервью, и в конце. Но, к сожалению, выбрали единственный вырванный из разговора кусок и дали в эфир.

Не хочу, чтобы это выглядело моим оправданием: никакой конкретной своей вины здесь не вижу. Я никогда ни на кого не перекладывал своей ответственности. А я один там был. Конечно, как начальник всей московской милиции, я отвечал за все, что происходит в ее рядах. Поэтому и написал рапорт об отставке.

- Было объявлено, что вас уволил президент.

- Меня уволили по моему рапорту на имя президента. Мой непосредственный начальник должен был объявить, что я написал рапорт и сам попросил отставки. Но этого не произошло. А было объявлено, что меня уволили. Правда, министр на Совете Федерации и в СМИ сделал потом заявления, что я, как порядочный офицер, сам написал рапорт. И что на белом свете лучше государственника и начальника милиции не было вообще...

- Вы теперь работаете в мэрии Москвы?

- Мне действительно было предложение о работе. Но я поблагодарил и отказался.

- Вы пробыли дольше всех на должности начальника московской милиции. Как вам это удалось - вы не состояли ни в одной команде, ни в руководящей партии?

- Я проработал почти 8 лет - без 2 месяцев. И сам удивляюсь, почему это удалось. Я пытался сделать для московской милиции все по максимуму. Петровка, 38 преобразилась. И актовые залы, и тиры, и окружные УВД - Юго-Восточный, Северный, Центральный, Северо-Восточный, Северо-Западный. К сожалению, не доделал до конца Западный и Южный.

- Проскользнула информация, что Счетная палата выявила нецелевое использование бюджетных денег.

- ГУВД покупало служебные машины «Форд», они дороже, чем «Жигули». А вроде должны были «Жигули». На них, видимо, преступников лучше ловить. Это же понятно, после отставки многим хочется меня лягнуть. Сама должность начальника ГУВД - одна из тяжелейших в системе органов внутренних дел да и в других государственных структурах. Практически семейная жизнь сводилась к смене носков и рубашек. Потому что не было ни выходных, ни проходных, всё на работе. А вообще-то приятно, что и сегодня звонят, поздравляют с днем рождения, с Новым годом. Но не все.

- Так всегда бывает, когда человек уходит с высокой должности. А что необходимо, чтобы милиция стала структурой, не вызывающей у народа аллергии? Может ли милиция стать нормальным работающим подразделением, вызывать у народа уважение?

- Я не раз отвечал на этот вопрос. И мнение мое никак не поменялось. Мне недавно звонил один уважаемый депутат, бывший сотрудник системы МВД, и просил поучаствовать в составе комиссии по реформе милиции. Я поблагодарил и сказал, что можно поднять мои предложения на имя министра, они должны сохраниться. Там все сказано. Мы в 2008 году на 6 тысяч сократили милицию. Дельту зарплаты оставили, распределили для остальных, да еще 6 млрд. рублей мэр выделил. Мы милицию обули, одели, машины закупили, зарплату сделали практически двойную в Москве от той нищенской, которая была. Надо поэтапно вести сокращение, поднимать зарплату до уровня всех правоохранителей. А с учетом, что это самая рисковая система, должна быть, как на Западе, выше заработная плата и социальная защищенность. И прекратить плевать ей в душу, чтобы туда пошли работать дети депутатов. Почему появились евсюковы и прочие? Да появились потому, что на протяжении многих последних лет мы проводили не отбор в систему органов внутренних дел, а набор. Мне как начальнику от этих кадров в милиции порой аж выть хотелось. То, что они творили непредсказуемое, да и творят сегодня. Что они, лучше стали после моего увольнения? Нет, конечно. Реформу эту надо делать профессионалам. Самое страшное, когда что-то делают дилетанты. А то все хотят почесать руки об эту милицию, а без милиции жить нельзя. Мне как ветерану МВД очень приятно то, что проведение реформы в милиции взял на контроль президент страны.

- Владимир Васильевич, спасибо за то, что вы согласились на этот непростой разговор.

- А я в заключение хочу все-таки еще раз принести свои соболезнования потерпевшим, их родным и близким.

ИЗ ЗАЛА СУДА

Майор-убийца Денис ЕВСЮКОВ: «Зачем я это делал, не знаю...»

Бывший начальник ОВД «Царицыно» дал вчера в суде показания.

«ПРИЗНАЮ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ЕСТЬ НА ВИДЕО»

Сегодня в Мосгорсуде Денис Евсюков неожиданно для всех дал показания по поводу той страшной ночи в супермаркете «Остров». Конспект своей речи (как выяснилось, пока милиционер сидел в камере, он успел исписать пять школьных тетрадок своими воспоминаниями) Евсюков изложил в виде тезисов на листке бумаги. Подождав, пока опросят всех свидетелей, он попросил у судьи разрешения их зачитать.

Майор признал свою вину частично.

- Я признаю все, что есть на видео, - сказал Евсюков. - Признаю, что стрелял в кассиршу, что стрелял в парня в супермаркете, что мучил девушку и брал ее в заложницы. Верю, что кассир погибла из-за меня. Зачем я это делал - не знаю! Почему я был именно в «Острове» - тоже не знаю. Я верю, что причинил им страдания. Но я знаю, что умышленно не хотел никого убивать. Поэтому не признаю себя виновным в покушении на жизнь Кондакова, Самородовой и Лавриненко. Я также не знал Евтеева (водитель, который подвозил Евсюкова к супермаркету. - Прим. ред.), никогда в глаза его не видел и соответственно умысла на его убийство у меня не было. Поэтому виновным себя в его смерти тоже не признаю. Как все это случилось - я не могу понять. Я также не хотел ранить никого из сотрудников милиции и оказывать им сопротивление. У меня также не было замысла стрелять в них. Также не могу пояснить, откуда у меня взялся пистолет.

«ВРАЧИ НА МЕНЯ КРИЧАЛИ»

Евсюков пожаловался на врачей, которые проводили психиатрическую экспертизу.

- Никого не интересовало мое состояние до расстрела и после него, - говорил подсудимый. - Всех интересовало только мое задержание, а не то, почему человек, достигший в таком возрасте определенного положения, ведет себя как бандит.

Полный текст показаний Евсюкова читайте дальше...