Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Политика15 февраля 2010 22:00

Реформа армии по-сердюковски: переделка вместо перекраски

Прошло три года со дня назначения Анатолия Сердюкова министром обороны России

Чего за это время сумел добиться глава военного ведомства? Какие проблемы реформы армии уже решены, а какие предстоит решить? На эти и другие вопросы военного обозревателя «КП» Виктора Баранца отвечает директор Центра анализа стратегий и технологий, член Общественного совета при Минобороны России Руслан Пухов.

РАСТВОРИМЫЕ... ДЕНЬГИ

- Руслан Николаевич, как вы оцениваете результаты работы Сердюкова за минувшие три года?

- Сердюкову удалось в значительной мере реорганизовать и перетрясти аппарат Минобороны и отчасти добиться более рационального расходования средств военного бюджета. Но самое главное - Сердюкову удалось в 2008 - 2009 годах совершить кардинальный рывок в совершении оргмероприятий по военной реформе. Всего за год, к 1 декабря 2009 года, наши Вооруженные силы претерпели, вероятно, самые глубокие организационные изменения со времен Великой Отечественной войны. Расформировано большое количество частей и соединений, армия и ВВС приведены к «новому облику» с новой оргштатной структурой. Плюс масштабные перемещения войск и техники, значительные сокращения личного состава и устаревших вооружений. Добавим реорганизацию системы военных учебных и научно-исследовательских заведений, запуск программы «огражданивания» многих военных должностей.

То есть собственно административные задачи реформирования Сердюков в основном выполнил.

- Но согласитесь: то, что создано в результате реформирования, - пока что в основном лишь структурная «скорлупа», просто новые оргструктуры и штаты. Их еще предстоит наполнить новым содержанием...

- Да, и полноценно оживить, сделать эффективными и боеспособными. А этa задача, судя по всему, будет более трудная, чем то, что сделано до сих пор. Уже мало кто сомневается, что армии нужна радикальная, а не «марафетная» реформа. И конфликт августа 2008 года вокруг Южной Осетии это показал.

ВТОРОЙ ПОСЛЕ ПЕТРА I

- И в чем же, по-вашему, этот самый радикализм сердюковских реформ?

- Теперь происходит не «реформа армии», а, по сути, создание новой армии России, армии «нового облика», создаваемой во многом на принципиально иных основах, чем прежняя Советская, а затем Российская армия. По масштабу это можно сравнить скорее с созданием Петром Великим новой русской регулярной армии европейского образца вместо московского стрелецкого и ополченческого войска.

На мой взгляд, если в чем и можно упрекать российское руководство, так это в том, что оно слишком долго тянуло с созданием Вооруженных сил «нового облика», отделываясь полумерами, что обернулось перманентной деградацией армии.

- Что вы считаете самым большим достижением Сердюкова, а что самым большим провалом?

- Самым большим достижением Анатолия Сердюкова является само осуществление военной реформы и твердая реализация ее первого этапа. Впервые за весь постсоветский период в России был выработан и принят действительно цельный и комплексный план радикального реформирования Вооруженных сил страны. А самое главное - есть политическая и административная воля, в том числе и на уровне Минобороны, для претворения этого плана в жизнь.

А основной неудачей Сердюкова, на мой взгляд, является то, что министр, проводя реформу, так и не смог заручиться поддержкой со стороны всего офицерского корпуса. И этим, к сожалению, настроил часть кадрового состава Вооруженных сил против себя.

Да, на личный состав Вооруженных сил шквал бюрократически подготовленных и слабо разъясняемых реорганизаций нередко оказывает деморализующее воздействие. Давайте говорить честно: все это в сочетании с не всегда продуманными сокращениями штатов вызывает недовольство военнослужащих, от контрактника до генерала. Есть люди, которые не принимают уже даже его разумные реформаторские идеи. Такое недовольство военных методами проведения реформ может дискредитировать сами реформы. Наконец, недовольство военных может сделать для верховной власти слишком политически обременительной дальнейшую поддержку Сердюкова. Хотя пока что, похоже, Кремль удовлетворен Сердюковым и его действиями в качестве своего рода «хирурга» по отношению к армии.

КЕЛЕЙНЫЕ ИГРЫ

- Но не слишком ли круто и безжалостно проводится реформа? Где гарантия, что реформы будут успешно завершены?

- Разумеется, многие мероприятия по реформированию крайне болезненны уже сами по себе - затрагивают судьбы сотен тысяч людей в погонах да и осуществляются зачастую чисто русским способом - не побоюсь сказать, через задницу. Во многом здесь сказывается тот самый «келейно-бюрократический» подход Минобороны к преобразованиям, о котором я уже говорил.

- А всегда ли за все, что делается в армии, несет ответственность лично министр?

- Будем откровенны. Подавляющая часть оргштатных мероприятий разрабатывается, планируется и осуществляется отнюдь не лично Сердюковым. А именно военными специалистами в соответствующих управлениях Минобороны, Генерального штаба, штабах видов Вооруженных сил, в военных округах. Это те самые генералы, полковники, подполковники, майоры, которые сами тянули военную лямку в частях, а теперь зачастую одним росчерком пера швыряют таких же своих коллег из одного места страны в другое, сокращают, выводят за штат, «оптимизируют» и так далее. Да, все это может делаться, но по-человечески, с уважением к людям, их профессиональному опыту.

НЕ СЛИШКОМ ЛИ МНОГО ПЕРЕГИБОВ?

- По сути, мы наблюдаем давным-давно, уже на протяжении многих поколений, сложившийся в нашей армии бездушный стиль обращения с людьми...

- Вот именно! Отсутствие взаимоуважения, пренебрежение «человеческим фактором», отсутствие заботы о человеческом «материале» и человеческом «капитале». И этот стиль неуважения к людям, увы, пронизывает всю нашу военную систему и значительную часть всей нашей военной среды сверху донизу. Просто теперь ввиду крутости взятых преобразований значительная часть офицерского корпуса сама оказалась жертвой такого отношения, да еще и в «концентрированном» и «сжатом» в силу быстроты реформ виде.

Нынешнее военное руководство, к которому сейчас зачастую столько претензий со стороны «оптимизируемых» военных «низов», оно ведь не с Марса прилетело. Оно выросло именно «снизу», пройдя все ступени военной карьеры. И то, что сейчас происходит, в том числе и в связи с пресловутыми «перегибами» реформирования, на мой взгляд, дает серьезный повод задуматься о явной нездоровости многих морально-психологических установок и тенденций в наших Вооруженных силах, причем возникших задолго до Сердюкова и считающихся чуть ли не нормальными. И может быть, для успеха реформирования руководству страны следовало бы тоже обратить внимание на данный аспект и осознать, что армия - это прежде всего люди, а уже потом все остальное. И воюют тоже люди, а не железки.