Сегодня 10 Февраля
Погода +8°C
КП в социальных сетях: facebook Komsomolskaa-pravda odnoklassniki group kpru twitter onlinekpru vkontakte club15722194

Шведский посол - первому гендиректору ИKEA в Москве: Как вы можете быть такими идиотами, чтобы начать бизнес в России?

Первый гендиректор ИКЕА в России Леннарт Дальгрен написал книгу воспоминаний «Вопреки абсурду. Как я покорял Россию, а она - меня» [обсуждение]
Если вам понравилась эта статья:
Сюжет напоминает сборник анекдотов: чиновники кичливы и вымогают взятки, законы противоречат другу другу, гаишники - сумасбродны, жизнь в России непредсказуема... Но мемуары читаются на одном дыхании. Тем более если учесть, что недавно разразился громкий скандал - два топ-менеджера компании ИКЕА в России лишились своих постов за «терпимость к коррупционным проявлениям». Вот несколько фрагментов из книги.
 
ГЛАВА РАЙОНА ВЕРХОМ НА СЛОНЕ С МИГАЛКОЙ
 
Март 2003 года. Вечереет, и за окном сгущаются сумерки. Я стою у окна в офисе и смотрю на улицу... Я жду главу Солнечногорского района Владимира Попова. Как и практически все российские чиновники, он обычно «задерживается», когда предстоит встреча с нами, простыми бизнесменами. Характерная его особенность: он гарантированно опаздывает уже и после того, как несколько раз позвонил и перенес время встречи, после чего перезвонил еще раз, сообщив время, когда он точно подъедет, и так далее...
 
Наконец вот и Попов! Он подъезжает на огромном слоне, на голове которого закреплена мигалка. На всем скаку слон врывается на парковку, сметая на своем пути «Жигули» и «Волги», которые пятятся при виде сигналящей громадины.
 
У самого входа чиновник останавливает слона, спускается с него по веревочной лестнице и привязывает гигантское животное к столбику со знаком «парковка для инвалидов»... Забавно, думаю я, что инвалиды в России так богаты. Во всяком случае, самые дорогие машины всегда стоят именно на парковочных местах, зарезервированных для людей с ограниченными возможностями...
 
Стоп-стоп! Неужели все так и было? Попов в самом деле приезжал верхом на слоне? Или все это мне померещилось? Если бы слон был на самом деле, я бы наверняка так изумился, что эта деталь четко отпечаталась бы в моей памяти. Но я не помню, чтобы я испытал какие-то особо сильные эмоции. С другой стороны, с тех пор как я переехал в Россию, меня вообще нелегко чем-то удивить. Но почему мне тогда померещился слон?
 
Незадолго до этого Попов (и я это знал) обзавелся новой «Вольво» последней модели. В его окружении говорили, что это взятка от ИКЕА: ведь он выбрал автомобиль шведской марки вместо традиционного большого «Мерседеса». Так почему же и я не могу говорить, что видел вместо «Вольво» слона?
 
В любом случае много из того, что мне довелось пережить в России, настолько неправдоподобно, что в это вряд ли кто поверит.

«ВЫ ОЧЕНЬ СКУПОЙ И ЭКОНОМИТЕ СВЕРХ МЕРЫ»
 
Для того чтобы обеспечивать наши магазины товарами, необходим был дистрибьюторский центр. Мы начали подыскивать участок под него и нашли неплохой вариант в 30 километрах к северу от нашего первого магазина в районе деревни Есипово Солнечногорского района.
 
Глава района Попов оказался чрезвычайно активным человеком... Впервые мы встретились с ним у нас в офисе - что в целом для него очень нехарактерно. После дежурного обмена приветствиями он внезапно заявил: «Мистер Леннарт, я все о вас знаю».
 
Конечно же, я поинтересовался откуда. Он ответил, что как раз едет из ФСБ, где внимательно изучил мое досье. Я не сомневался, что определенные данные обо мне там есть. Какое-то время мы подозревали, что наши телефоны прослушиваются. Слово за слово, я пытался выудить хоть какую-то информацию из Попова. Сначала он ограничивался общими словами, которые можно было отнести к кому угодно. Но я настаивал: «Скажите по крайней мере, что обо мне сказано плохого».
 
«Там особо отмечается ваш главный недостаток. Мистер Леннарт, вы очень скупой и экономите сверх меры».
 
Не успел Попов уехать, я сел писать запрос в ФСБ с просьбой предоставить выписку из моего досье. Я был почти уверен в том, что ответа не будет, но не мог удержаться. Через какое-то время в нашу службу безопасности позвонили из ФСБ, чтобы узнать, насколько серьезно следует относиться к моему запросу. Наш менеджер по безопасности подошел ко мне, чтобы выяснить, действительно ли я запрашивал такую выписку у ФСБ. Когда я рассказал ему обо всем, он еле сдержал смех.
 
АНКЕТА В ФСБ ПО ПРОВЕРЯЮЩИМ
 
С открытием нашего первого магазина работать нам во многом стало легче. Но появились и новые трудности. Теперь за нами непрерывно наблюдали. Почти каждый день к нам приходила то одна, то другая группа чиновников с проверкой каждого аспекта деятельности нашего магазина и офиса. Назовите что угодно - и я практически уверен, что и на предмет этого нас тоже проверяли. Клянусь!
 
Все эти проверки сводились к угрозам или требованию оплатить штраф. Мы предполагали, что либо местные чиновники хотят подзаработать, либо действуют по прямому указанию свыше.
 
Были моменты, когда мне казалось, что в нашем офисе проверяющих больше, чем сотрудников. А поскольку мы набрали довольно много новых людей, проходя по офису, я не всегда мог понять, кто есть кто. Чтобы узнать, кто это, я здоровался и говорил что-нибудь. Если человек не понимал меня, значит, он был не из наших.
 
В конце концов нам это надоело, и мы составили нечто вроде анкеты, которую должны были заполнять все проверяющие. В ней требовалось указать имя и должность, цель проверки, орган, по указанию которого она проводится, и так далее. Документ был составлен по образу и подобию тех бесчисленных бланков, с которыми эти господа приходили к нам (и заполнялась в трех экземплярах: один для инспектора, один для ИКЕА, один для ФСБ). С введением такого опросника количество желающих нас проинспектировать заметно поубавилось.
 
Однажды на встрече с высокопоставленным представителем ФСБ я рассказал ему о нашей самопальной анкете, чем немало его повеселил. От души посмеявшись, он сказал, что в любом случае такую практику следует продолжать, - как мы, собственно, и делали.
 
ТЕСТ НА СМИРЕНИЕ
 
Вторая ИКЕА должна была расположиться на юге Москвы и тоже за МКАД, на бывших сельхозугодьях.
 
В связи с этим нас ожидал непростой тест на смирение. Часть земельного участка занимали «земли сельхозназначения», чей статус нужно было изменить на «земли производства», а это весьма непросто. Но еще хуже обстояли дела со второй частью участка, за которой был закреплен статус «лесных земель», категорию которых изменить практически невозможно. В этом процессе необходимо задействовать множество различных комитетов и ведомств - всего 39 инстанций. После очередной резолюции нам каждый раз говорили, что осталось получить последнее разрешение. Но вслед за этим выяснялось, что необходимо одобрение еще одного ведомства, а за ним - еще одного...
 
Мы передавали документы из одной инстанции в другую, прилежно собирая все необходимые подписи. Кульминацией (хотя и не последним этапом) стала подпись премьер-министра Примакова. Потом эта бумага вернулась к нам, пройдя через те же кабинеты, только в обратном порядке. Но мы рано расслабились, получив пакет документов. На участке по-прежнему росли деревья, которые предстояло вырубить, - естественно, получив на это специальное разрешение. Кто ж знал, что получить разрешение на вырубку деревьев, которые растут в лесу, которого отныне формально не существует, невозможно. Воздерживаясь от оценок, замечу: определенные различия между российской и западной логикой объективно существуют.
 
Как же теперь получить разрешение на вырубку? Мы не знали. Проблема разрешилась с подачи вице-губернатора Московской области Михаила Меня, большого любителя спорта. Российское отделение ИКЕА совершило крупное пожертвование на развитие детского спорта в Московской области. После этого рубить деревья и начать строительство нам разрешили.

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.
Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.
 
«КТО НЕ С НАМИ - ТОТ ПРОТИВ НАС»
 
Среднестатистический российский переговорщик, по моим наблюдениям, совершенно несгибаем, но только если действует в одиночку. Если же вам довелось говорить с группой чиновников (именно так чаще всего и случается), то вскоре вы обнаружите несколько противоборствующих лагерей. Их девиз - «Кто не с нами - тот против нас». И они тратят много времени и сил на междоусобное соперничество.
 
Российский переговорщик обычно начинает с того, что ждать придется гораздо дольше, чем изначально предполагалось, и легко нарушит обещание, если оно было дано предшественником. На встрече с мэром одного города я до того возмутился тем, что он нарушил свое обещание, что не сдержался и повысил голос. Его помощник тихо сказал мне по-английски: «Зачем же так сердиться, мистер Леннарт? В России всегда так: человек может заключить договор, а потом изменить свое мнение - никого это не удивляет. Не волнуйтесь, все образуется».
 
Здесь договоры по прошествии нескольких лет автоматически становятся недействительными. Спорить с этим бесполезно. А идти в суд, как правило, бессмысленно. Вердикт, скорее всего, будет таким: договор был подписан в одних условиях, а сегодня все изменилось, поэтому документ считается недействительным. Такова российская логика, и в чем-то с ней можно согласиться: действительно, обстоятельства здесь кардинально меняются постоянно.
 
ПОБЕДИТЕЛЬ ИЗВЕСТЕН ЗАРАНЕЕ
 
Лишь небольшой процент закупаемой нами продукции приходится на собственное производство ИКЕА. Мебельными фабриками в разных странах управляет наша производственная группа Swedwood. В России первый лесозавод Swedwood открылся в 2002 году в Ленинградской области при полной поддержке областного правительства. Мы рассчитывали расширить свое присутствие в России, в частности, за счет покупки нового полностью оборудованного производственного комплекса, который продавался с аукциона.
 
Специалисты Swedwood внимательно изучили это предприятие и приступили к оформлению заявки на участие в торгах. Но вскоре им позвонил растерянный администратор аукциона и сообщил, что не примет заявку. Он неохотно рассказал, что ему позвонили из министерства и объяснили, что это предприятие должно достаться некоей российской компании, повлиять на это решение невозможно и можно только выразить глубокое сожаление.
 
ШВЕЦИЯ НЕ ВХОДИТ В НАТО? ГАИ СНИЗИЛА ШТРАФ ВДВОЕ
 
...Как-то факт, что Швеция не является членом НАТО, сэкономил мне 40 рублей. Я только что отвез в школу младшую дочь и торопился на работу. Чтобы срезать, я свернул в переулок с односторонним движением и поехал по встречной. Я знал, что там часто стоят гаишники и ловят иностранцев, которые действительно не всегда замечали знак одностороннего движения. В общем, это было рискованно и глупо. Естественно, я первым делом увидел автомобиль ГАИ.
 
Дальше все как обычно. Мне предложили пересесть на пассажирское место в машине ГАИ и рассказали о всех последствиях моего тяжкого нарушения. Помимо прочего, мне сказали, что я лишусь прав и какое-то время не смогу водить машину. Поскольку я очень торопился, я сказал: «Хорошо, я понимаю, что нарушил правила, сколько я должен?»
 
Чтобы убедить меня в серьезности своих намерений, гаишники выписали квитанцию со штрафом на 80 рублей (события происходили на рубеже 1990-х и 2000-х гг. - Ред. «КП»). Сумма сама по себе вполне приемлемая, но, чтобы как-то разрядить обстановку, я сказал, сжимая в руках свой шведский паспорт: «Между прочим, я швед и моя страна не входит в НАТО». Инспекторы одобрительно расхохотались. Потом один из них перечеркнул цифру 80 в квитанции и написал 40.
 
Я оплатил 40 рублей, забрал квитанцию и пошел к своей машине. Удаляясь, я слышал, что они продолжают смеяться.
 
«ЕСЛИ БЫ МЫ ЗНАЛИ, ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ, НАС ЗДЕСЬ БЫ НЕ БЫЛО»
 
Никогда не забуду мою первую встречу с послом Швеции в России Свеном Хирдманом. Этот очень прямолинейный человек встретил меня со словами: «Так это ты у нас из ИКЕА. Тогда объясни, как же вы можете быть такими идиотами, чтобы начать строительство, не разобравшись сперва, что здесь происходит?»
 
Что тут скажешь? Единственное, что я смог ответить: «Если бы мы точно знали, что здесь происходит, нас, пожалуй, здесь бы не было. Было бы жаль, не правда ли?»
 
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
 
Леннарт Дальгрен - первый гендиректор ИКЕА в России. Российское подразделение компании возглавлял на протяжении восьми лет начиная с кризисного 1998 года. Открыл торговые центры в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. По данным на 2009 год, шведская компания стала крупнейшим иностранным инвестором в России (не считая нефтяные компании). Пост гендиректора ИКЕА в России покинул в 2006 году. Сейчас на пенсии.
 
Кстати, в Швеции мемуары Дальгрена вышли с названием «ИКЕА любит Россию».
 
КОММЕНТАРИЙ АВТОРА
 
«Я взятки давал только гаишникам»
 
- Реально ли иностранцам построить бизнес в России, не давая взяток?
 
- Конечно! - восклицает Леннарт Дальгрен. - Я лично давал только дорожным инспекторам, когда машину останавливали. А в целях продвижения ИKEA - никогда. Золотое правило: начинаешь давать - и остановиться уже нельзя, суммы и их количество будут только расти.
 
- Что больше всего сковывает развитие бизнеса в России?
 
- Переизбыток начальства на локальном уровне. Масса руководителей, от всех зависит окончательное решение, со всеми нужно договариваться. Многие из них работают не на благо своего населения, а в первую очередь для собственной пользы и могут провалить самое полезное дело, если предприятие, скажем, не захочет оказать им ту или иную «помощь». Кроме того, в Швеции, например, вовсе не нужно встречаться с бургомистрами, чтобы открыть магазин: подыскиваешь место, получаешь в одной инстанции разрешение на строительство, в другой - согласование проекта и так далее. В России же все идет «через голову», мы общались со всеми мэрами городов, где открывали ИKEA.
 
- Имеет ли смысл иностранцам приходить в Россию, если здесь такие сложности с развитием бизнеса?
 
- Безусловно! У России большое будущее. Здесь можно выгодно покупать и продавать продукты, можно разрабатывать их: специалистов хватает. Нужно только найти силы сопротивляться тем, кто злоупотребляет властью. В России есть все: нефть, металлы, лес, свободные территории. Самое время иностранным инвесторам идти сюда!
 
Беседовала Наталия ГРАЧЕВА (Наш соб. корр.). Стокгольм.
 
ЗВОНОК ОДНОМУ ИЗ ГЕРОЕВ КНИГИ
 
Владимир ПОПОВ, бывший глава Солнечногорского района, ныне завкафедрой Московского государственного агроинженерного университета: «Швед бредил ФСБ. Но кому он на фиг нужен?!»
 
- Мне не интересны воспоминания Леннарта Дальгрена. Человек высказал свое субъективное мнение, далекое от действительности. Реальный пример. Приезжаю к нему на машине с мигалкой. Он говорит: «Если бы я ехал впереди вас, то обязательно затормозил бы! Потому что ненавижу, когда люди ездят с мигалкой!» В этом весь человек.
 
- Но специалист-то он грамотный?
 
- Классный! Хотя цель у этого господина была одна - построить магазины. Желательно бесплатно, без учета интересов муниципальных органов. Ко многим чиновникам он не мог пробиться, а я к нему сам приезжал. Потому что был заинтересован в нормальных налогоплательщиках.
 
- Правда, что вы рассказали Дальгрену о его досье в ФСБ?
 
- Ничего подобного ему не говорил - я же разумный человек. Швед бредил ФСБ: за ним следят, прослушивают... Кому он на фиг нужен?!
 
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
 
Андрей ЯКОВЛЕВ, директор Института предприятий и рынков: «Их предприниматели учатся российским правилам игры»
 
- Взяточничество, бездорожье, всевидящее око ФСБ и другие «ужасы нашего городка» пугают иностранцев. Но в первую очередь зарубежный бизнес в России подкашивает неопределенность в правилах игры. Следование букве закона не страхует от претензий силовых органов и чиновников в дальнейшем. Люди приходят в расчете на одни издержки, а получают совершенно другие - намного выше. В результате некоторые компании вынуждены уйти из России.
 
За счет чего западному бизнесу все-таки удается пустить корни в России? Обычно иностранцы учатся находить нужных людей, давать взятки... Приспосабливаются к нашим условиям. Но в любом случае взаимопроникновение западного и отечественного менталитета поднимает деловой климат на новый уровень. Так происходит во всех странах мира, в том числе и в России. Вспомните, в 90-е у нас правил игры не было практически совсем. На российском рынке выживали лишь крупные иностранные компании, которые имели связи в правительстве и в администрации президента. Сейчас гораздо больше возможностей для входа на рынок средних компаний.
 
ИКЕА ведет себя агрессивно во многих странах мира, не только в России. Шведы фактически шантажируют местные власти, заявляя о желании прийти или, наоборот, уйти из страны. Так они выторговывают наиболее выгодные условия для работы.
 
Благодарим за помощь издательство «Альпина Бизнес Букс».
 
Цитаты из книги к публикации подготовил Александр ЗЮЗЯЕВ.
 
Давайте обсудим на сайте!
Поделитесь с друзьями:
  • Facebook
  • Мой мир Мой мир
Показать код
Комментарии
184
  • duvanova_irina
    07.07.2011, 14:29

    самая честная компания ,к людям отношение как к людям,только отличный опыт!

  • Виктор
    17.04.2010, 0:31

    "Открытия Америки" здесь нет. Проза нашей жизни и работы глазами европейца. Да, у нас общества, как такового ещё нет. Да откуда ему взяться за десять лет "строительства бандитского капитализма". Нужно ещё с десяток лет, чтб этот строй стал приобретать черты и харакутеристики цивилазии.
    Но жить надо. И стаким чиновничеством тоже.

  • mashaMurasha
    14.03.2010, 14:39

    Если вы хотите оценить перспективы развития общества, обратите внимание на его отношение к деньгам. Отношение к деньгам — барометр состояния общества. Если вы видете, что торговля в обществе осуществляется не на основе согласия сторон, а по принуждению; если для открытия дела необходимо разрешение чиновников — людей, ничего не производящих; если вы наблюдаете приток денег не к тем, кто производит лучшие товары, а к тем, кто пользуется чьей-то благосклонностью; если вы видите, что кто-то богатеет с помощью подкупа или общего голосования, а не благодаря трудовым достижениям; если законы общества защищают таких паразитов, а не вас от них; если коррупция вознаграждается, а честность и принципиальность приводят к самоуничтожению — знайте: общество на пороге гибели. Деньги — слишком благородный посредник, чтобы вступать в соревнование с пулеметом, они не имеют ничего общего с жестокостью и порочностью.

  • Irena
    14.03.2010, 13:32

    Прочитала выдержки из книги. Все очень честно, правильно и соответствует России, как бы ты не был сердит на это. А ответы сотетсих чинушь. Ну что вы хотите, чтобы они сказали правду, себе в ущерб? Далеко ходить за примерами беззакония и коррупции в России не надо. Первая автозаправочная станция Статоил в Мурманске заплатила за свою территорию 3 раза, 2 раза разной администрации города и один раз мафии. А ведь благодаря ИКЕА, многие люди в России смогли сделать свою квартиру современной, удобной, комфортной и не дорогой. Я эти квартиры видела с появлением первой ИКЕА. Тоже самое касается многих офисов и фирм.

  • разных прочих шведов.
    14.03.2010, 10:03

    Как макдональдский фастфуд едой не назовёшь, так и икеевскую фигню мебелью. Румыны делали отличную мебель когда-то, крепкую, легкую, деревянную, не картонки швецкие. Название книги злое. Правильно сделал наш чиновник, что с ним не церемонился. Мигалка ему вишь ли не понравилась, а детей азиатских заставлять работать на себя почти даром нравится?

    • Irena
      14.03.2010, 13:14

      Азиатские дети не только работают короткое время на ИКЕА, но и получают возможность покататься на экскурсионном поезде, поиграть как дети, покушать, получить подарки и самое главное не продавать свою маму какому-то дяде, а зарабатывать честно деньги. Так что сначало разберитесь в этом.

  • для Да
    13.03.2010, 11:34

    То что Вы описали это скорее наши реалии. Конечно, человек слаб, всякое везде бывает. Но в западных странах этого в разы меньше, и каждый раз это очень большой скандал.

    • Да
      13.03.2010, 13:02

      Я думаю, что эти реалии везде и в России и на Западе.Каждая европейская страна в разы меньше России, меньше чиновников,меньше скандалов. И не всегда взятки сопровождаются скандалом.Это уголовные дела и решаются через суд.С другой стороны это правда, что Брюссель очень быстро реагирует на малейшее подозрение в коррупции.

  • Да
    13.03.2010, 4:39

    Если бы Вы брали Евросоюз как единое государство, как берете Россию, то увидели бы, что и там процветает коррупция. Только может быть чиновники поумнели и не берут деньги с руки до руки, как в России. Деньги тщательно промываются через фирмы — однодневки,через фирмы, сидящие в гаражах,через фирмы в "налоговых раях", через гостендры. Взятки оформляются договорами и в казну идут деньги на местные нужды, которые далее промываются местными фирмами друзей и знакомых местной власти.Взятки стараются легализовать, схемы денежных потоков запутать, спрятать концы.

    • Да-да
      13.03.2010, 15:12

      Да побовала уже и это. НЕ поверите ещё больше просят. Вот вам и мафия бессмертна... Не подскажете ещё что нть?

    • Для 15:30
      13.03.2010, 12:28

      Вашей подруге надо бы вступить в ряды итальянской мафии и ее везде будут обслуживать бесплатно.

    • Да-да
      13.03.2010, 6:30

      Да, вот у меня подруга в Италии говорила, что её парикмахерша её без взятки и не стрижет даже, и из ресторана без взятки уходит голодной, а в гостинице просто без взятки и делать-то нечего.

  • для DUDE
    12.03.2010, 23:51

    Мебель дешевая и хорошая. Те, кто может себе позволить дороже, покупают дороже. А проблемы рабочих Китая, это, пардон, проблемы Китая, но никак не наши.

  • Гость
    12.03.2010, 21:13

    ИКЕА один из самых успешных мировых бизнес-проектов. Шведы признаны мировой бизнес-общественностью самой успешной нацией в организации успешных мултинациональных корпораций. В академическом мире даже есть такое понятие как "шведский феномен".

    _______________________________

    Спорить со мной не надо, я уже 15 лет работаю в мультинациональных корпорациях, 2 года под руководством шведа (самый лучший из всех моих начальников). К тому же в следующем году защищаю докторскую по профилю "технологии междунардного бизнеса", прочитала достаточно по этой теме.

  • DUDE
    12.03.2010, 17:25

    Икеа и в самом деле магазин для бедных. В Европе студенты частые гости Икеи, но когда устраиваются на работу, то покупают уже хорошую мебель, а не переработанный картон. Также в Европе Икею ругают за то, что она использует труд стран третьего мира. Ровным счетом ничего она не производит в Европе и в своей Швеции. Все идет из Китая, Бангладежа, Тайланда и т.п. В каких условиях работают на Икею тамошние рабочие и сколько они там получают Икеа в жизни не скажет, вообще с вами говорить не будут. Грешен, есть в доме столик из Икеи, но купил я его с рук. Купил, т.к. в интернете на фотке поглядел, договорился с человеком, цена грошовая была. Но когда в руки взял, так уже просто отказываться не стал, т.к. договорился. Картонка, на него встать нельзя, чтобы лампочку поменять. Все какое-то у них тощенькое, слабенькое да по принципу простота хуже воровства.

  • Таня
    12.03.2010, 16:56

    "Да", ты ничего не перепутал. В Германии за взятки?
    Здесь законы работают и права человека соблюдаются. Вот в России бы так.

    • Для 13:31
      13.03.2010, 12:22

      Канцлер Коль действительно покинул свой пост после выборов, а вот пост почетного председателя партии ХДС был вынужден покинуть после коррупционного скандала.
      Смешной как раз Вы. Коль в то время был в оппозиции. Оппозиция контролирует каолицию, но не контролирует предпринимательскую сферу.Взятки как раз дают там.

    • Для 12:58
      13.03.2010, 4:31

      Ну,как у вас все запущено.Все-таки,когда пишите старайтесь хотя бы не быть смешным.
      Канцлер Коль покинул свой пост в связи с переизбранием - это по существу.Относительно темы-табу. В Германии любое табу разбивается об оппозицию.Капито?

    • Тани
      13.03.2010, 3:58

      Нет, не перепутал. Просто в Германии долго об этом не говорилось. Все знали, но было табу. Взятки не только в Германии. Коррупция в Румынии, Болгарии. Евросоюз Румынии и Болгарии приостанавливал дотации, потому, что деньги просто разворовывались.А Греция? Хочу Вам напомнить, что в свое время европарламент самораспустился в связи с коррупцией.А первый человек Германии канцлер Коль слетел с трона из—за коррупционного скандала в своей ХДС.

  • Алматинец
    12.03.2010, 15:53

    Какой то мебельный магазин а страсти мордасти .Написал бы кто про наш Казахстан.Назарбай и его окружение за взятки продали всю нефтянку китайцам.

  • ОКАвод
    12.03.2010, 15:31

    «Если бы я ехал впереди вас, то обязательно затормозил бы! Потому что ненавижу, когда люди ездят с мигалкой!»
    Я думаю, многие подпишутся под этой фразой.

  • Паша
    12.03.2010, 15:30

    Правду он написал... ктобы чтобы не говорил.
    Нечего на зеркало пенять, коли морда крива.
    Сам веду бизнес в России, как говорится, плавали, знаем...

  • Александр Пушкин
    12.03.2010, 14:53

    Настоящее название книги по-шведски: IKEA älskar Ryssland: en berättelse om ledarskap, passion och envishet (IKEA любит Россию: история инициативы, страсти и настойчивости). Вы бы ещё назвали русское издание "В России можно встретить только крыс". Ещё бы лучше продавалось! И, судя по всему, цитату в заголовке статьи передёрнули. Чище надо работать, господа, вы же уважаемое издательство!

  • Наталья
    12.03.2010, 13:55

    Прочитав перл посла,подумала,что он понимает,что такое дерьмо как ИКЕА русским не нужно.

  • Алекс фон Курофски
    12.03.2010, 13:26

    На себя обратитесь, господа. После двух десятилетий совершенно хамского поведения и задирания ног на стол ИКЕА решил поскандалить и обвинить во всем Россию.
    А между прочим, как раз шведские фирмы довольно успешно действуют в России и никаких скандалов. Но это цивилизованные фирмы - АББ, Эриксон (в союзе с Сони). О них бы и вспомнить господину послу. А ИКЕА - типичные нувориши, польза которых для любой страны пребывания весьма сомнительна.

  • Александр Пушкин
    12.03.2010, 13:21

    Проверил на шведском - книга называется "ИКЕА любит Россию". Согласитесь, это не одно и то же. Наши книгоиздатели, понятно, не могут продавать книгу под этим названием: тиражи упадут. Точно так же как американский фильм "Груз 200" переименовали в "Повелитель бурь". Другят нашего брата, ох как дурят.

  • Александр Пушкин
    12.03.2010, 13:08

    Супер! С удовольствием почитаю. Никто не знает, где эту книгу можно сгрузить бесплатно?

  • Аня
    12.03.2010, 12:20

    Леннарт Дальгрен - первый гендиректор ИКЕА в России столкнулся и с семейкой чиновников олигархов ЛужкоБатуриных.И подтвердил воровскую сущность Лужка.

Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Красной меткой отмечены обязательные поля
Ваш комментарий: