Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Общество16 марта 2010 14:53

Рига: Уроки фашистского

По центру латвийской столицы опять маршировали легионеры [фоторепортаж+видео]

Утром Ригу занесло снегом и она опять стала прежней – той, которой мы ее любили и помнили – немножко сказочной и андерсеновской, как в детском кино. Ведь было же время, когда слово Латвия никак не рифмовалось с аббревиатурой СС – а теперь почему-то рифмуется...

Неоново-зеленые жилетки полицейских на белом снегу смотрелись подснежниками, эдакими первыми вестниками весны, к которым латвийскую публику приучают последние 12 лет, как только латвийский сейм вписал в календарь еще одну праздничную дату – день памяти латвийских легионеров. Неважно, что спустя некоторое время он из календаря был вычеркнут. Достаточно того, что он стал любимым. Что, собственно, произошло в этот день?

16 марта 1944 года две латышские дивизии СС устроили под Великими Луками «кровавую баню» красноармейцам. Поэтому во времена постсоветской Латвии это событие стало символом исторического реванша.

И каждый год в конце зимы в латвийском обществе начинается натуральная истерия: легионеры и их последователи требуют разрешить марш, а антифашисты – наоборот, запретить. Что, в принципе, абсолютно ничего не меняет – в 2009, например, марш официально был запрещен – но легионеры все равно прошли любимым маршрутом под охраной полиции.

В этом году все ждали перемен – во-первых, Латвия загнана в угол экономическим кризисом, не до национальных, знаете ли, амбиций. Во-вторых, впервые в новейшей истории мэром латвийской столицы стал русский человек, 33-летний Нил Ушаков – все были уверены, что такого позора, как марш легионеров СС, он не допустит. Он честно пытался – но административный суд Риги «исправил несправедливость», разрешив все и всем – и марш легионеров, и антифашистский пикет. В одном месте и в один час - чтоб никого не обидеть.

Как все запущено!

А всего в нескольких сотнях метров от традиционного места мартовского цветоприношения – монумента Свободы – накануне целых два дня создавали всемирный антифашистский фронт и говорили о нацизме.

Всемирный конгресс русскоязычного еврейства совместно с здешним «Балтийским форумом» проводил научную конференцию об итогах Второй мировой войны.

Историки, кинематографисты и журналисты из Израиля, Германии, США и России читали умнейшие доклады и смотрели фильмы о фашизме, от которых останавливалось сердце.

Потом была пресс-конференция, и милая латышская журналистка на голубом глазу задала вопрос, который парализовал не только сердце, но и мозг. Звучал он примерно так: «Латышская нация стоит на грани вымирания и тоже испытывает геноцид. Экономический. Могут ли евреи помочь латышам опытом своего выживания?»....Все замолчали. Когда девушка повторила свой вопрос в пятый раз, стало ясно, что дело вовсе не в плохом знании русского языка.

«Вы что – действительно думаете, что Холокост сравним с ситуацией, при которой латыши массово уезжают за границу искать лучшей доли?» - потрясенно переспрашивали ее Президент всемирного конгресса русскоязычного еврейства, сенатор Борис Шпигель и главный «охотник за нацистами» Эфраим Зурофф. Девушка кивала головой. Оказывается, эта болезнь не лечится даже голоданием...

«Как все запущено!» - пошутил было кто-то вслух, пытаясь сгладить общую неловкость ситуации.

Но по сравнению с тем, что происходило в центре Риги на следующий день – эту девушку с ее глупым вопросом можно было считать милой шуткой.

«У нас свободная страна»

Итак, 16 марта, эсэсовский парад, ставший уже традиционным. Проходит он так: вокруг памятника Свободы ночью строится ограждение. К рассвету туда свозится вся полиция Латвии. На перекрестке выразительно выстраиваются «воронки» с решетками – чтобы увозить в кутузку буянов. При мне, например, увезли троих молодых русских парней – за то, что они выразились вслух нецензурно.

Откуда-то издалека слышится пение – это из Домской церкви с просветленными лицами идут легионеры и их поклонники. Много. Очень много – несколько сотен, а может, и тысяч человек. Они идут по живому коридору, образованному полицией, по «Аллее славы» из красно-белых латвийских флагов, которые склонили над ними представители правых партий. «Фашизм не пройдет!» пытаются кричать антифашисты, но их почти не слышно.

Фашизм прошел, и весьма успешно – на памятнике Свободы развевается плакат «Поздравление легионерам», и лежат цветы. С места поклонения легионеры и их сторонники уходят абсолютно счастливыми. Как будто только что совершили свой маленький подвиг...

- Почему вы сегодня здесь? - спрашиваю у старичка с маленьким красно-белым флажком.

- Русские нас убивали и мы были рабы! - неожиданно громко кричит он на всю улицу, непропорционально громко своему худенькому тельцу.

- Можно подумать, вы сейчас не рабы, - комментирует по-русски проходящий мимо прохожий.

- А ты почему сюда пришла?- разворачиваю белокурую девчушку, по виду - школьницу.

- Потому что я люблю свою родину! - радостно рассказывает она.

Главные баталии разворачиваются не здесь, а за полицейскими кордонами.

В идеологический спор с антифашистами вступают подготовленные местные пропагандисты – они внедряются в толпу и рассказывают массам, что празднование 9 мая надо запретить, потому что «советский режим был такой же, как фашистский, и уничтожал людей».

Но поражает совсем не это.

Другое – что те самые латышские русские, которые несколько лет назад остановили многотысячными митингами ассимиляционную школьную реформу и бесстрашно кидались на легионеров, надев форму узников концлагерей – теперь молчат.Совсем.

Слушают эту ложь и равнодушно смотрят в асфальт...Сил больше не осталось.

- Смерть русскому народу! - внезапно громко выдает еще один латышский старик. Он крутится здесь с самого утра – ходит, подслушивает, бурчит.

Наверное, он сумасшедший, но все равно, то, что он кричит – это статья уголовного кодекса. Его надо изолировать. Срочно! Зову стражей порядка. «Это не к нам!», – оправдывается русский мальчик из муниципальной полиции.

Иду искать каких-нибудь высших полицейских чинов – вон они стоят и наблюдают издалека – красивые, светлоглазые – как прибалтийские артисты, которых в советское время массово приглашали сниматься в кино в роли офицеров вермахта.

-Там! Кричит!! Призывает! – почти захлебываюсь от эмоций.

И слышу, как он холодно чеканит в ответ: «У нас свободная страна и каждый может кричать, что хочет».

Показываю ему старика.

- Вот видите, - говорит полицейский чин на тон ласковее, – он же в данный момент ничего не кричит. А значит, опасности не представляет.

И уходит на свою опасную службу...

- Смерть русским оккупантам! - злорадно хихикает мне в лицо старик, победивший в этом маленьком уличном бою.

- Татаро-монголка! - вторит ему проходящая мимо латышская дама в элегантной шляпке.

Стою, как оплеванная... Антинацистскую конференцию надо было проводить не в гостинице, а здесь – на проспекте Свободы, который раньше звался улицей Ленина, а до этого – Гитлера. А какое название будет следующим, никто не знает...

Обыкновенный нацизм

Этим летом у меня будет личный юбилей: 20 лет назад я написала первую статью о слете эсэсовцев – не в Латвии, правда, а в соседней Эстонии, где легионеров тоже чтят, но по центру города ходить все-таки не разрешают.

И, слетов, и эсэсовцев потом было еще много. Старики умирали, на их место приходили молодые. Менялась картинка, но не суть.

В каждой статье из соображений политкорректности я в обязательном порядке вставляла фразу о том, почему латыши и эстонцы выбрали войну на стороне Гитлера?

Потому что они пострадали от сталинских репрессий 1941-го года. И, честно говоря, до последнего надеялась, что это подростковое государственное лжегеройство отомрет вместе с этими несчастными стариками. Оказалось, ошиблась - и как журналист, и как человек, столкнувшись с обыкновенным уличным нацизмом, от которого меня отказался защищать полицейский чин.

Надо что-то делать! Что? – спрашивала я у участников антифашистской конференции, профессоров-американцев Эфраима Зуроффа и Довида Каца, которые стояли в толпе и наблюдали за этим сеансом массового поклонения чуме 20-го века.

- Рассказывать! - возбужденно отвечали они. - Мир ничего не знает о том, что в действительности происходит в Латвии! Это же позор! Зараженные бациллой нацизма нации должны быть подвергнуты наблюдению!

Так-то оно так – но мы наблюдаем за ними уже целых 20 лет. А они на нас даже не оглядываются...

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ:

Марш легионеров в Риге