Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды23 июня 2010 18:00

Они сражались за Родину

Рецензия на фильм "Брестская крепость"
Источник:kp.ru

21 июня 1941 был в Бресте обычным днем. Сын полка Сашка Акимов (дебютант Алеша Копашов) играл на трубе в городском парке. Дамы в шляпках прогуливались по сонному городу, начальник 9-й погранзаставы Алексей Кижеватов (Андрей Мерзликин) успокаивал жену, что войны не будет, а недавно назначенный комиссар Ефим Фомин (Павел Деревянко) выбивал из несговорчивой служащей железнодорожной кассы билеты в Даугавпилс - он взял отпуск, чтобы перевести в Брест свою семью.

О том, что завтра спокойная жизнь закончится, знал только командир полка Петр Гаврилов (Александр Коршунов), но его предупреждения об атаке немцев никто не слушал.

Режиссер "Брестской крепости" Александр Котт в первые минуты фильма использует безотказный прием - в мирном прологе он разливает по кадру теплый свет, включает сладчайшую музыку и даже делает лирические вставки - танцы в городском парке, показ советской комедии в полковом киноклубе. Делается это, понятно, не только за тем, чтобы познакомить зрителей с довоенным бытом главных героев, но и для того, чтобы на 20-й минуте фильма, когда, собственно, начинается неожиданная для всех бомабардировка, сыграть на контрасте. Теплый свет исчезает из фильма насовсем, его заменяет стальной отлив орудий и грязь окопов. Гламурные фоксроты уступают место тревожной музыке. Меняются и персонажи. Ироничный Фомин вдруг совершает подвиг - спасает пленных из местной больницы, которыми прикрылись немцы, от расстрела. У семьянина Кижеватова откуда-то появляется невиданная доселе твердость духа. Первым от шока очухивается Гаврилов, благодаря которому удаетсся остановить панику. В "Брестской крепости" вообще отличные актерские работы - и Деревянко, и Коршунов, и Мерзликин выкладываются на полную мощь. Но главные звезды в этом фильме - не они. Командует парадом начинающий актер Леша Копашов, персонаж которого Сашка Акимов объединяет три сюжетные линии фильма. Дети в кино вообще редко могут сыграть достоверно, но Котту удалось заставить мальчика имено сыграть, а просуществовать в кадре.

Впрочем, большим преувеличением будет сказать, что "Брестская крепость" - шедевр. В ней очень много хорошего, а первый час - вообще лучшее, что сняли о войне российские режиссеры в 2000-х. Одна воздушная бомбардировка Бреста чего стоит - очень реалистичная, а оттого жуткая. Даром, что все это рисовалось на компьютере. Однако во второй части фильма начинаются проблемы с темпом. Первый час фильма - это пролог и два первых военных дня. В оставшийся час режиссер и продюсеры попытались уместить все остальные события - безуспешную попытку прорыва немецкой блокады, несколько историй второстепенных персонажей, трагический финал... Фильм несется вперед с бешеной скоростью, но быстро задыхается. Героям сочувствуешь уже на автомате, потому что их переживания начинают показывать совсем уж пунктирно.

При всем этом приложить "Брестскую крепость" не получается - по итогам ее плюсы все-таки перевешивают минусы. В конце концов, когда вы в послений раз видели российское кино о Великой Отечественной, которое получилось бы цельным и не превращалось бы в одиозное высказывание? Александру Котту удалось обойти почти все препятствия, диктуемые жанром. Он в меру своего таланта снял честную историю о людях, которые приняли на себя первый удар войны и которых этот удар не сломал.