Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды23 июня 2010 22:00

Сын автора легендарной песни Владимира Харитонова: «День Победы» с удовольствием поют даже немцы»

Сегодня - 90 лет со дня рождения поэта [видео]

Владимир Харитонов, замечательный поэт, прошедший всю войну, написал более тысячи песен. Но история его «Дня Победы» уникальна. Песню, без которой мы сейчас не представляем праздник Победы, после первого исполнения чуть не запретили. Она показалась советским чиновникам слишком легковесной!. У песни в этом году тоже юбилей: 35 лет назад она впервые была исполнена на майском «Голубом огоньке». Рассказывает сын поэта дипломат Василий Харитонов: - В 1975-м, в год 30-летия Победы, Гостелерадио объявило конкурс на лучшую песню о Великой Отечественной. Всего было прислано около 900 песен. У отца к тому времени было много песен о войне, но он хотел написать особенную - близкую каждому.

И вот, когда конкурс уже закончился, отцу позвонила супруга композитора Давида Тухманова Татьяна и спросила: «Володя, над чем ты сейчас работаешь?» Он говорит: «Я написал тут стихи о войне». Татьяна записала их и на следующий день перезвонила: «Адик (так она называла мужа) написал музыку, приходите вечером послушать». Мы пошли к Тухмановым вместе: я и отец - а ему тогда было 55 лет. И нам с первых нот стало ясно: будет шлягер. Но подать заявку на конкурс они уже не успевали. Тогда председатель конкурса Тихон Хренников попросил, чтобы комиссия послушала «День Победы», так сказать, вне конкурса. Послушали. Были молчание и замешательство. Потом композиторы, уважаемые и известные, стали говорить, что слова прекрасные, но музыка им не соответствует. Это, мол, какой-то легкомысленный фокстрот. И зарубили. Значит, на радио или телевидение можно уже не ходить - песня не пройдет. И единственный, кто решился выпустить ее в свет, был Владимир Ильич Рыжиков, редактор на фирме «Мелодия». Вышла гибкая пластинка - огромным тиражом. Там «День Победы» очень хорошо спела жена Давида Тухманова Татьяна. Но чувствовалось: тут нужен мужской голос. Записали эту песню с Леонидом Сметанниковым - прекрасный певец, но его оперная манера пения не подходила. Она не передает ту энергетику, которой нужно заводить зал. И пришли к общему мнению: то, что нужно, может получиться у Льва Лещенко. И не ошиблись. На следующий год, в 1976-м, перед самым Днем Победы, вышла большая статья в «Правде». Называлась она «Слушай песню» и была посвящена «Дню Победы», а написал ее Вадим Валентинович Загладин, тогда занимавший пост зам. заведующего международным отделом ЦК КПСС. А поскольку слово «партия» было приказом для всех наших товарищей, которые руководили и Союзом писателей, и композиторов, - с тех пор все стало на свои места, и песня стала звучать уже широко. Она, кстати, очень нравилась Брежневу, отец с ним был знаком, и Леонид Ильич сам несколько раз звонил, поздравлял отца с Днем Победы по телефону и говорил: «Володя, какая прекрасная песня...»

Ее потом многие исполняли - и наши певцы, и зарубежные. Года два назад я был в Китае, там их огромный ансамбль песни и пляски пел «День Победы» на китайском, но припев, правда, на русском языке. Ее даже немцы в Германии теперь с удовольствием исполняют. Лучшие песни Харитонова: «Мой адрес - Советский Союз» «Как прекрасен этот мир» «Не плачь, девчонка» «Летний вечер» «Остановите музыку» «Юрмала» «День Победы» ВСПОМНИМ СЛОВА День Победы Слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова День Победы, как он был от нас далек, Как в костре потухшем таял уголек. Были версты, обгорелые, в пыли, - Этот день мы приближали, как могли. Припев: Этот День Победы Порохом пропах. Это праздник С сединою на висках. Это радость Со слезами на глазах. День Победы! День Победы! День Победы! Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей. Дни и ночи битву трудную вели, Этот день мы приближали, как могли. Припев. Здравствуй, мама, возвратились мы не все, Босиком бы пробежаться по росе! Пол-Европы прошагали, полземли, Этот день мы приближали, как могли. Припев.

ЗВОНОК ИСПОЛНИТЕЛЮ Лев Лещенко: «Замминистра внутренних дел сказал мне: «Да пошел этот худсовет. Пой!» - Когда «День Победы» не приняли на радио в исполнении Тани Сашко, жены Давида Тухманова, мне - это было в апреле - позвонил из худсовета редактор Женя Широков: «Лева, есть потрясающая песня! Тебе надо ее переписать». У меня тогда были гастроли в Алма-Ате, я быстро сделал аранжировку, спел на концерте и понял, что это явление! Потому что после этой песни зал просто встал и стоя аплодировал, чего не бывало у нас в советские времена. Но поскольку песня худсоветом не была принята на радио, ее положили на полку. Наконец наступает 10 ноября - День милиции. Я на репетиции подхожу к замминистра внутренних дел и говорю: есть потрясающая песня - «День Победы». Хотите, я спою ее на репетиции? Он: «Ну спой». Я спел. Он говорит: «Слушай, сумасшедшая песня. Да пошел он, этот худсовет, со своими запретами! Пой в эфир». Редактура возникла: нет, нас поувольняют. Я говорю: «При чем здесь вы? День милиции, разрешил заместитель министра Щелокова». И песня пошла в эфире. На следующий день повалили письма - поток. И «День Победы» стала в 1975-м «Песней года». После этого я застолбил ее за собой. Просто народ прикипел к моему исполнению. ТОЛЬКО У НАС Евгений Евтушенко: Были песни - Володины. Стали песнями Родины Поэт специально для «Комсомольской правды» написал эссе о своем друге

В 1994-м после похорон Роберта Рождественского я конвульсивно рыдал на его переделкинских поминках так, что меня никто не мог остановить. Я был потрясен одной из первых смертей, вырвавшей из нашего поколения самого, казалось бы, физически мощного, самого, казалось бы, благополучного, но отнюдь не при помощи некрасивых поступков по отношению к другим, а просто в силу неотъемлемого от его характера, иногда раздражавшего многих из нас прямолинейного оптимизма, под которым прятались неуверенность в себе и даже страхи повторения тридцать седьмого, как он неожиданно высказал это после политической истерики Хрущева в Кремле тридцать лет назад. Он именно потому потом стал самым наружно оптимистичным, потому что внутренне был самым скептическим из нас, что показали хотя бы частично его предсмертные стихи. Я рыдал и рыдал, как вдруг, ощутив, что я нуждаюсь в поддержке, Иосиф Кобзон и Лева Лещенко подошли ко мне и запели дуэтом Песню Победы, чьи слова не были написаны Робертом, но прозвучали словно его послание - вернее, как послание всего нашего поколения. Иосиф и Лева не дадут мне соврать и подтвердят, что я замучил их просьбами петь и петь еще и еще ту же самую песню, и я еще продолжал рыдать, но уже очищенно, собранно, покуда они не взмолились, что у них уже сил нету.

Слова этой песни были написаны в 1975 году старинным другом моей ранней юности Володей Харитоновым, и я многажды пел ее молча про себя, и возможно, что мелодия тоже была подсказана композитору именно им. Володя не знал нот, но всегда напевал какую-нибудь первичную мелодию, выхваченную им из беспрерывно пульсирующих внутри него других музыкальных тем. Так, однажды буквально при мне он сочинил мелодию на знаменитую в свое время, ставшую домашней застольной народной песню: Не могу я тебе в день рождения Дорогие подарки дарить, Но зато в эти ночи весенние Я могу о любви говорить. Безыскусственная магия этой песни сделала ее своей во всех медвежьих углах. Так же разлетелись по всей нашей эсэсэсэрной гигантской карте и другие песни - «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз». Эту песню когда-то пародировали, называя ее «песней алиментщика», а сейчас, слушая ее, плачут горько наши соотечественники, волей судьбы оказавшиеся за границей, хотя остались, казалось бы, на той же самой территории, только поменявшей название. А какая прелестная песня «Взял баян, а весла бросил» - какая изначальная народность в ней. Володя Харитонов был сыном одного из советских министров, но в нем не было ни признака зазнайства, элитарности. Я иногда путаю, для каких песен Володя написал музыку, а для каких - только стихи. Такой же была его жена Клара - добрая, чистая душа, чей дом 24 часа был открыт для друзей, включая меня. Я ее помню качающей детскую коляску, где размахивал погремушкой сын Вася - нынешний дипломат. Я счастлив тем, что Володины песни живут на Родине и посейчас и будут жить долго-долго, а может быть, и навсегда, как песни близкого ему по духу Алеши Фатьянова. Были песни - Володины. Стали песнями Родины. О первом Параде Победы читайте на здесь.