Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество31 августа 2010 22:00

Три урока физкультуры в неделю. Отжимайся - не хочу!

Помогаем нашим читателям разобраться, чем будет отличаться начинающийся сегодня учебный год от прежних
Источник:kp.ru

Накануне Дня знаний мы пригласили в редакцию директора Департамента общего образования Минобрнауки России Елену Низиенко и директора Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяну Безруких

Физкультура, аттестация, переподготовка Елена Низиенко: - Одно из новшеств, которое коснется всех школьников, - в федеральный компонент войдет три обязательных урока физкультуры в неделю. Уже подготовлены изменения в учебный план. Но это не единственное. Мы начинаем постепенный переход на новый федеральный образовательный стандарт. В этом году его осуществят те школы, которые сами посчитали, что к этому готовы. А с 1 сентября 2011 года на него в обязательном порядке перейдут все первоклассники страны. Еще одно. С 1 января 2011 года вводится новый порядок аттестации учителей. Вместо трех квалификационных категорий будут две: первая и высшая. Аттестацию учителя будут проходить на уровне субъекта Российской Федерации, а не как сейчас - на уровне школы, муниципалитета и субъекта. Появится дополнительно в аттестации такое мероприятие, как подтверждение соответствия занимаемой должности. - Про аттестацию учителей мы подробно говорили на недавнем «Круглом столе» в «КП» (см. номер от 30 августа и сайт kp.ru). А сейчас хотелось бы разобраться в том, что непосредственно касается учеников. Вот вопрос от читателя Василия, присланный на наш сайт: «Скажите, школы готовы к еще одному уроку? Ведь и залы должны быть, и преподаватели, и инвентарь, и свободная раздевалка. Одиннадцать классов в школе - вот уже зал (если он есть) занят еще на два учебных дня». Низиенко: - Урок физкультуры - это не только занятия в спортзале или на спортивной площадке, которые у большинства школ есть. Есть муниципальная инфраструктура, которая при ведении уроков физкультуры задействована очень мало. Мы обратились с письмами в муниципальные и региональные органы управления образованием, чтобы они помогли максимально использовать возможности физкультурно-оздоровительных комплексов, находящиеся в городах. Марьяна Безруких: - Идея с третьим уроком физкультуры не нова. Она апробируется последние 8 - 10 лет. Двигательная активность школьников с того момента, как они приходят в школу, снижается почти на 70 процентов. И то, что три урока физкультуры могли бы быть благом, не вызывает никакого сомнения. Другой вопрос: как это организовано? К сожалению, не хватает не только спортивных залов - нет достаточного количества квалифицированных специалистов. И в этом главная беда. Учитель физкультуры должен уметь так построить урок, чтобы на следующем занятии преподавателю, скажем, математики не приходилось 10 - 15 минут приводить детей в чувство.

25 учеников - не больше и не меньше! - Много вопросов об ограничении - в классе должно быть не меньше 25 человек. Анна пишет: «Мой ребенок в этом году идет в 1-й класс. Классы укомплектованы по 30 человек. Нам за свой счет пришлось докупать парты. Правомерно ли это?» Николай Половинкин: «В нашем городке две школы. Та, в которой работаю я, имеет лучшие результаты. Но местное руководство образованием говорит, что у нас недобор учеников и нашу школу закрывают». Да что же это такое происходит? Низиенко: - Норма не более 25 человек в классе закреплена в СанПиНах. Если в класс набивают по 30 учеников да еще заставляют парты докупать - это недопустимо! Да, сейчас идет речь о развитии школьной сети. Именно развитии, а не слиянии школ или их разделении. Школьная сеть в городе или в районе выстраивается в зависимости от потребностей людей, от расположения школ, от того, где и как ученики хотят и могут учиться. Скажем, есть в районе две школы по соседству, обе рассчитаны на 600 человек. В одной учатся 800 человек (и вот здесь явно в классах больше 25 человек), в другой - 300. Это рационально? Это удобно ученикам? Значит, нужно понять, почему в одной школе дети готовы учиться в переполненных классах, а в другую идти не хотят, продумать, как подтянуть отстающих. Согласитесь, лучше учиться в классах, где ученики не сидят друг у друга на голове. При этом важно сохранить школьную инфраструктуру. Сейчас у нас демографическая яма. А в течение ближайших пяти - семи лет школы снова заполнятся. Так что никто не говорит о закрытии школ, речь идет о том, чтобы, может быть, на время их перепрофилировать, но сохранить в системе образования. - Но классы расформировывают только потому, что в них не хватало трех-четырех учеников! Свежий пример: в мае директор объявил: с 1 сентября в классе должно быть 25 детей! А в классе было 20. Родителям предложили за лето найти и привести в класс еще пять учеников! Низиенко: - По 25 человек в классе - это условие финансистов. Это тот момент, когда развитием образования начинают руководить бухгалтеры, что категорически неправильно. Сейчас обсуждается новое типовое положение об образовательных учреждениях, где будет более мягкая формулировка: «в классе может быть не более чем 25 человек». - А сейчас что мы можем посоветовать родителю, если директор расформировывает класс? - Идти к учредителю школы и разобраться. Либо нужно указать директору школы на его неправомерные действия, либо устроить ребенка в другую школу, либо решить проблему другим способом. Если учредитель не готов помочь в решении проблемы - обращаться в прокуратуру. Класс в 18 - 20 человек может работать с разрешения учредителя. - То есть существование классов, где меньше 25 учеников, вне закона? - Учредитель имеет право решать судьбу малокомплектных учебных заведений. Если он считает, что такую школу важно сохранить, скажем, в районе больше нет учебных заведений или есть другие соображения, - он вправе это сделать. Про первоклассников - Вопрос от Армена: «Какими навыками должен обладать ребенок, идущий в первый класс? Может ли учитель наказать семилетку, если он плохо читает или пишет?» Безруких: - Речь идет не о навыках. Развитие ребенка к первому классу - это комплекс социального, эмоционального, личностного развития, коммуникативного развития, комплекс физического воспитания и здоровья. Одно не может быть оторвано от другого. В зависимости от того, в чем сильные и слабые стороны ребенка, мы должны выбирать школу. Родители должны понимать, что если у них часто болеющий ребенок, то школа интенсивного обучения да еще с углубленным изучением иностранного языка не для него. Ребенку нужен щадящий режим. Если это ребенок с несформированной речью (родители часто жалуются, что такого ребенка в школу не берут), нужно развивать родную речь. Есть у нас много детей, у которых не сформирована моторика, не сформировано зрительное восприятие. Вот над этим надо папам и мамам работать перед школой! А мы вместо этого стремимся забить голову ребенка сведениями, научить читать и писать! Да не в этом дело! Важно, чтобы ребенок по своему развитию к первому классу был готов учиться. Еще тридцать лет назад психофизиологи говорили: упражнения и старание - вот основа успешного обучения. Чтобы ребенок хорошо учился, должно быть время на повторение, закрепление. А еще нужны желание, старание, мотивация. Теперь мы понимаем, что это догмы прошлого. Сейчас подходы другие. Обучение - и это главное - должно быть осознанным. Даже обучение такому навыку, как письмо. А мы все используем метод механического копирования. Это дольше по времени, это менее эффективно. Что главное в подготовке ребенка к современной школе? Формирование умений понимать, воспринимать и держать в памяти задание. Умение планировать свою деятельность. Учитель часто хочет, чтобы ребенок пришел в первый класс и двадцать минут сидел и работал, не отвлекаясь. А малыш может быть сосредоточенным от силы три - пять минут. Надо учителю научиться работать, распределяя время. Еще один компонент - ребенку нужно умение корректировать свою деятельность, вносить поправки. А мы в школе за поправки снижаем оценку. Убиваем желание детей поправлять. Мы не учим его просить о помощи. А ребенок должен иметь право сказать: я не понял, я не знаю. Еще один компонент, без которого ученику будет сложно заниматься, - умение завершить работу. Этому тоже наши педагоги не учат! А мы по старинке считаем, что если ребенок в 6 лет умеет читать, он готов к первому классу!

Про учебники - Вопрос от Марины: «Почему до сих пор родители сдают деньги на учебники классному руководителю? Сколько сейчас должна или может стоить школа родителям? Законны ли сборы денег?» Низиенко: - Финансовые отношения у родителя со школой должны быть исключительно добровольными. Начну с учебников. В Москве, например, все учебники поставляются в школы бесплатно. Школы заранее заказывают книги. В других регионах ситуация иная. Родители могут внести одну пятую стоимости учебников (потому что одна книга рассчитана на использование в течение пяти лет), и учебники выдают из школьной библиотеки. Есть и другие схемы. Но важно, что никаких наличных денег родители не должны платить. Все должно быть по квитанции, и деньги должны прийти на счет школы. - А если школа языковая и учитель говорит: мы будем учиться по оксфордскому курсу, все должны его купить? - Значит, плохо работает администрация школы. Есть федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников, который ежегодно утверждается на следующий учебный год. Он размещен в открытом доступе. В нем есть, кстати, и учебники для углубленного изучения языка. Учитель имеет право выбирать для своих уроков книги только из этого перечня.

За что платить - Письмо от Алины: «Детский сад перешел на самофинансирование. Сколько будет стоить официальная плата за место? Кто устанавливает цену - государство или заведующая?» Низиенко: - Непонятно, что такое самофинансирование. Государственный детский сад не может перейти на самофинансирование. Это может быть только частный детский сад. Но даже если государственный детсад стал автономной организацией, это все равно не самофинансирование. Не важно, в какой форме детсад существует - бюджетная, автономная, казенная организация, - бюджетное финансирование обеспечивает бесплатное образование ребенка в детском саду. - А за что же тогда с родителей берут плату? Бесплатных детсадов в отличие от школ у нас нет! Низиенко: - Платят не за образование. Платят за питание, за присмотр, за уход. Сумму устанавливает учредитель детского сада, но она не должна превышать 20% от расходов на содержание ребенка. - Какие-то еще платы могут взиматься в детском саду? - Могут. За английский язык например. За музыку например. - Вопрос от Александра: «У нас в школе деньги собирают не на счет школы, а на счет какого-то благотворительного фонда, и я даже не могу проверить, на что израсходованы эти деньги и вообще пришли ли они в нашу школу. Кто вообще должен распоряжаться школьными деньгами?» Низиенко: - В каждой школе может быть создан попечительский совет, который регистрируется, становится юридическим лицом. Он вправе собирать деньги, распределять их по согласованию с образовательным учреждением. Вся технология прописана и совершенно законна. Родитель должен четко знать, что с него никто никаких денег потребовать не может. Если он считает, что школе надо помочь, то должен написать собственноручное заявление, в котором прописать: я даю 10 рублей школе на такие-то цели. Школа ежегодно обязана предоставлять общественности финансовый отчет. Благотворительные школьные фонды - эта полусерая схема, которая появилась из того, что по прежней системе взносы родителей, зачисленные на счет школы, фактически попадали в муниципальный бюджет. А потом далеко не всегда возвращались образовательному учреждению. Фонды появились, чтобы деньги не уходили в муниципалитет. 83-й закон - он же закон о бюджетных учреждениях - эту проблему снимает. Как только он вступит в силу, школа станет бюджетным учреждением, она сможет спокойно на свой счет зачислять все средства, полученные и от платных образовательных услуг, и от спонсоров. А потом вполне самостоятельно ими распоряжаться. Но при этом все свои финансовые документы она обязана будет публиковать в открытом доступе на сайте. - Тогда еще раз объясните, в чем суть закона о бюджетных организациях. Как я понимаю, есть набор обязательных предметов - за них платить не надо. Но, допустим, в школе появляются дополнительные предметы, факультативы - скажем, в той же школе с углубленным изучением иностранного языка. И директор говорит родителям: «Раз вы поступили в такую школу, то должны платить за второй иностранный язык». Низиенко: - Ничего подобного происходить не может. И обязательные, и дополнительные предметы для школьника будут бесплатными. В рамках стандарта это гарантировано. В образовательной программе школы четко определяется, какие дополнительные предметы входят в курс школ с углубленным изучением предметов, гимназий, лицеев. Для таких учебных заведений учредитель выделяет дополнительное финансирование, увеличивая норматив на одного ученика. Например, в языковых гимназиях обучение двум иностранным языкам должно быть бесплатным. Но есть еще платные образовательные услуги, которые школа имеет право предоставлять. Они находятся за пределами образовательной программы. Оплата их добровольна и происходит после заключения договора между школой и родителями.

ПЕРЕГРУЗКА Шестидневка для ребенка лучше пятидневки? - Еще один урок... Не важно, физкультура это или нет - это еще один дополнительный учебный час в расписании. А нам многие родители пишут о том, что дети и так перегружены... Безруких: - Вопрос о нагрузке и перегрузке требует серьезного обсуждения. Мы подходим к нему формально, считая только, сколько часов ребенок проводит в школе и дома за домашними заданиями. А дело не в часах, а в том, как организован учебный процесс. Можно за два урока ребенка довести до такой степени утомления, что дальше ему уже все не важно. А можно шесть часов работать рационально. Речь идет об эффективной организации учебного процесса. Но педагоги так работать не умеют! Работать по-новому - это не значит работать в окружении компьютеров, микроскопов, электронных досок. Это значит иметь современные представления о познавательной деятельности ребенка, ее особенностях и специфике в разном возрасте. Низиенко: - Собственно для того, чтобы подготовить таких преподавателей - и по физкультуре, и по другим предметам, - вводится новая система повышения квалификации учителей. И раньше педагог должен был раз в пять лет пройти курс повышения квалификации. Но теперь система более современная, более гибкая. Она состоит из модулей. Можно взять, допустим, один модуль в педагогическом университете по психологии и педагогике, другой модуль по предмету взять в классическом университете, третий модуль по образовательным технологиям взять в институте повышения квалификации. И проходить это необязательно один за одним каждый день, а можно в разные недели, в разные месяцы. Тем самым планировать свое время более удобно, оставлять время и для общения с учениками, с семьей. - Письмо от Марины: «Подскажите, почему нельзя сделать в школе пятидневку? Дети очень устают, нагрузка большая. Неужели субботние уроки нельзя разбросать на неделю? Кто решает это?» Безруких: - Я - сторонник шестидневной рабочей недели. Если брать учебный год, у нас он самый короткий в мире, зато очень длинные летние каникулы. Вот и выходит, что и недельная нагрузка самая большая в мире. В начальной школе у нас сейчас почти 30 часов в неделю. А в старших классах - 36 часов! Нагрузка, сходная с нагрузкой взрослого человека. Плюс нужно учесть, что у школьника перестройка происходит через каждые 45 минут. Хотела бы посмотреть на взрослого, который через каждые 45 минут 6 раз в день перестраивался на новый вид деятельности, на новые требования, на новые условия труда! Но 36 часов - это только то, что в расписании. А есть еще факультативы! Не случайно возникают предложения: давайте вынесем за сетку часов физкультуру, музыку, изобразительное искусство. Это лукавство. Нагрузка-то остается! А мы еще не говорим о том, сколько времени дети тратят на приготовление уроков. А ведь и это время за последние 20 лет неуклонно растет, причем даже в начальной школе! Поэтому если у нас 6 дней в неделю, мы имеем шанс более рационально распределить нагрузку. В 5 дней мы эту нагрузку просто спрессовываем. И это добавляет напряжения. При шестидневке рабочий режим у школьника такой. Понедельник - врабатывание. Вторник - среда - дни оптимальной работоспособности. Четверг - спад работоспособности (мы всегда рекомендовали делать это день разгрузочным - пойти в музей, на выставку, заняться спортом). Потом пятница и суббота - дни с хорошей работоспособностью. Если у нас пятидневная рабочая неделя и при этом не очень рационально организован режим отдыха в субботу и воскресенье, картина совсем иная. Врабатывание затягивается на понедельник и вторник, среда - оптимальный по работоспособности день. Четверг - спад. И в пятницу вновь появляются силы учиться. Эффективных дней получается всего два. Надо просто думать, что рациональнее. - А кто принимает решение - учиться пять дней или шесть? Низиенко: - Решение о том, пяти- или шестидневка, принимает образовательное учреждение. Кстати, базисный учебный план сконструирован сейчас таким образом, что он может и при 5-дневной рабочей неделе без перегрузки обеспечить ребенку работу, и при 6-дневной. Обычно на перегруз и шестидневку жалуются родители из образовательных учреждений повышенного уровня - лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением предметов, особенно иностранных языков. Но здесь СанПиН очень жестко все определяет. В таких учреждениях дети могут обучаться только при 6-дневной неделе. - То есть если вы отдали ребенка в школу с усложненной программой, значит, вы должны понимать, что у него повышенная нагрузка и он будет ходить на уроки шесть дней в неделю. А о том, как сберечь зрение школьников, читайте здесь. Все что нужно знать родителям школьников - в разделе «Образование».