Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество8 марта 2011 22:00

Когда раздались выстрелы, я прикрыл вождя собой. Часть вторая

Записки главного охранника Сталина ФСО России рассекретила архив генерала Власика. Часть вторая [обсуждение]

«Комсомолка» первой публикует эти документы эпохи Продолжение. Начало в номере от 5 марта 2011 года «Он трогательно любил Кирова» ...Больше всех Сталин любил Кирова. Любил какой-то трогательной, нежной любовью. Приезды тов. Кирова в Москву и на юг были для Сталина настоящим праздником. Приезжал Киров на неделю, две. Он останавливался на квартире у Сталина, и Иосиф Виссарионович буквально не расставался с ним. 1 декабря 1934 года в Ленинграде был убит С. М. Киров. Смерть Кирова потрясла Сталина. Я ездил с ним в Ленинград и знаю, как он страдал, переживал потерю своего любимого друга. Это подлое убийство показало, что враги Советской власти еще не уничтожены и готовы в любой момент нанести удар из-за угла. Тов. Киров был убит врагами народа. Его убийца Леонид Николаев в своих показаниях заявил: «Наш выстрел должен был явиться сигналом к взрыву и наступлению внутри страны против ВКП(б) и Советской власти». В сентябре 1934 года было произведено покушение на т. Молотова, когда он совершал инспекционную поездку по горнорудным районам Сибири, т. Молотов и его спутники чудом избежали смерти.

Эта трубка Сталина тоже хранилась у Власика.

Эта трубка Сталина тоже хранилась у Власика.

«Это был злой умысел Ягоды» ...Летом 1935 года было произведено покушение на т. Сталина. Это произошло на юге. Сталин отдыхал на даче недалеко от Гагр. На маленьком катере, который был переправлен на Черное море с Невы из Ленинграда Ягодой (глава НКВД. - Ред.) , тов. Сталин совершал прогулки по морю. С ним была только охрана. Направление было взято на мыс Пицунда. Зайдя в бухту, мы вышли на берег, отдохнули, закусили, погуляли, пробыв на берегу несколько часов. Затем сели в катер и отправились домой. На мысе Пицунда есть маяк, и недалеко от маяка на берегу бухты находился пост погранохраны. Когда мы вышли из бухты и повернули в направлении Гагр, с берега раздались выстрелы. Нас обстреливали. Быстро посадив т. Сталина на скамейку и прикрыв его собой, я скомандовал мотористу выйти в открытое море. Немедленно мы дали очередь из пулемета по берегу. Выстрелы по нашему катеру прекратились. Катер наш был маленький, речной и совершенно непригодный для прогулок по морю, и нас здорово поболтало, прежде чем мы пристали к берегу. Присылка такого катера в Сочи была сделана Ягодой тоже, видимо, не без злого умысла, на большой волне он неминуемо должен был опрокинуться, но мы, как люди, не сведущие в морском деле, об этом не знали. Это дело было передано для расследования Берии, который был в то время секретарем ЦК Грузии. При допросе стрелявший заявил, что катер был с незнакомым номером, это показалось ему подозрительным и он открыл стрельбу, хотя у него было достаточно времени все выяснить, пока мы находились на берегу бухты, и он не мог нас не видеть. Все это был один клубок. Убийство Кирова, Менжинского, Куйбышева и Горького, а также упомянутые покушения были организованы правотроцкистским блоком. Это показали процессы Каменева и Зиновьева в 1936 году. Процесс Пятакова, Радека и Сокольникова в 1937-м и процесс Ягоды, Бухарина и Рыкова в 1938-м. Этот клубок удалось распутать и таким образом обезвредить врагов Советской власти. «Бухарины и Рыковы, Ягоды и Булановы, Крестинские, Розенгольцы, - сказал советский обвинитель Вышинский в своей речи 11 марта 1938 года на процессе Ягоды в Доме союзов, - это и есть «пятая колонна».

Сергей Киров во время работы ХVI съезда партии. Кремль, Царский дворик, 1930 г.

Сергей Киров во время работы ХVI съезда партии. Кремль, Царский дворик, 1930 г.

«Как мы ездили на юг на машине» Это было в августе 1947 года. Сталин вызвал меня и объявил, что поедем на юг не как обычно на поезде, а до Харькова на машинах, а там сядем на поезд. Я считал, что такое длительное путешествие на машинах будет для него утомительным, я пытался убедить его отказаться от такой поездки, но он и слушать меня не захотел. Ехали до Харькова с остановками в Тульской области, Орле и Курске. Кушали мы все вместе с т. Сталиным. Между Тулой и Орлом у нас на «Паккарде» перегрелись покрышки. Сталин велел остановить машину и сказал, что пройдется немного пешком, а шофер сменит покрышки, а потом нас догонит. После этой остановки т. Сталин пересел на ЗИС-110. Машина ему очень понравилась, и весь отпуск он ездил только на ней. Несмотря на очень утомительную дорогу - мы выехали из Москвы вечером, ехали всю ночь и день, спал т. Сталин немного больше двух часов, - он чувствовал себя очень хорошо. В разговоре сказал, что очень доволен, что поехали на машинах, что он многое увидел. Видел, как строят города, убирают поля. Из кабинета этого не увидишь. И еще т. Сталин заметил, что дорогу от Москвы нужно сделать как можно лучше, разбить на участки, поставить сторожей, построить им домики, дать участок земли, чтобы они имели все необходимое, и они будут заинтересованы хорошо ухаживать за дорогой... ИЗ ДНЕВНИКА Неуклюжий пароход Хозяину не понравился 18.IX.1947 г. Мы неожиданно поехали с т. Сталиным в город Сочи. Смотрю, заворачиваем на улицу, идущую в порт, доехали до пристани. Тов. Сталин вышел из машины и пошел по пристани к разгрузке, подошел Ворошилов, дошли до парохода. Сталин посмотрел, как разгружают пароход, долго смотрел и сказал, что пароход очень неуклюжий, этот пароход ему не понравился. Когда вернулись обратно, идем по пристани, то уже в порту быстро узнали, что здесь вождь. Вся масса народа постепенно окружила нас и тихо двигалась вместе с нами, переглядываясь друг на друга.