Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
В мире20 марта 2011 21:10

Восставшая Ливия радуется чужой победе над своими

Наши спецкоры Дмитрий Стешин и Сергей Шахиджанян своими глазами увидели «восставшую» Ливию, радующуюся «гуманитарным» бомбардировкам своей же армии и своих же сограждан [фото]

После бомбежек законного правительства Ливии «дружественными» западными державами стало окончательно ясно — начался мировой «закат суверенитетов». Теперь наличие легитимной власти, поддержанной народом, более не является гарантией независимости государства. В любой момент и под любым благовидным предлогом законная власть может быть смещена. А границы некогда независимого государства произвольно изменены в пользу и в интересах неких, иногда очень далеких стран. Корреспонденты «Комсомолки» своими глазами увидели «восставшую» Ливию, радующуюся «гуманитарным» бомбардировкам своей же армии и своих же сограждан.

К понедельнику, 21 марта, в загранпаспортах корреспондентов «КП» не осталось живого места — у каждого из нас в красной книжечке стояло шесть отметок о въезде в Ливию и всего одна — о выезде. В минувшую пятницу, 18-го, нам удалось каким-то чудом проскочить от египетского Эс-Саллума до ливийского Тобрука. Охрана на пограничном посту «народной полиции» то ли зазевалась, то ли расслабилась, и мы успели углубиться на территорию Ливии на 200 километров и снять захваченный повстанцами танкер с русско-украинским экипажем. Танкер мирно разгружал этилированный бензин у нефтеналивного терминала Тобрука, а захваченные моряки были вывезены в одну из тюрем на территории, контролируемой восставшими. После этого короткого визита въезд в Ливию прессы был опять закрыт. Власть повстанцев висела на волоске, из рук революционеров куда-то подевалось оружие, с которым они ранее охотно позировали. А на снимающих журналистов повстанцы стали кидаться, как некормленые, — боялись, что после победы полковник Каддафи отомстит всем любителям постановочных снимков «со стволами» и в мужественных позах.

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

После гуманитарных бомбардировок войска Каддафи откатились от революционного Бенгази. С пустынных дорог исчезли патрули пока еще законного правительства страны, а нас вдруг ни с того ни с сего пустили в Ливию. На пресловутом полицейском посту появились совсем другие люди — пожилые революционеры со значками в цвет старого ливийского флага. У одного из них оказался друг из города Кременчуг, и он, от избытка чувств, кормил одичавших «комсомольцев» орешками. Веселые немолодые ливийские мужики вспоминали уцелевшие в памяти русские слова. Просто встреча на Эльбе… Быстро созвонились с «запасным» повстанческим штабом «Свободная Ливия» в Тобруке — оттуда пришел приказ: доставить корреспондентов в штаб и там же их поселить. Благо повстанцы оккупировали единственный в Тобруке фешенебельный отель.

Вскоре появился присланный за нами водитель Валид, со специальным повстанческим пропуском на груди. И мы покатили по Ливии. Первый же городок «порадовал» дымящимися вдоль дороги торговыми рядами. Видно было, что их жгли совсем недавно, минувшей ночью. На наш иезуитский вопрос: «Это что, следы западных бомбардировок?» — Валид неохотно и туманно ответил: «Не, бизнес».

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Бизнес с гуманитарными бомбардировками действительно оживился. Подорожало все, причем мгновенно. Продукты — на один-два динара, такси — на десятки динар. При этом курс местной валюты весьма высок — один динар равен примерно сотне рублей. В кулуарах уже поговаривают, что новое «национальное переходное правительство» уже обо всем договорилось, и вот-вот из Англии, а может быть, и самой Франции в Бенгази привезут новые ливийские деньги. Обеспечены они будут нефтью, которую добывают на территориях, захваченных повстанцами. В общем, пройдет совсем немного времени, и полковник Каддафи и его приспешники будут умирать от голода и в нищете.

Опять по всей дороге до Тобрука встали посты из революционеров с оружем — улыбаются, охотно позируют. Спросишь, чем занимаются, где учатся или работают, — отвечают гордо: «Мы революционеры!». И смотрят выжидательно, оценивающе: вдруг ты против свободной Ливии? Какого-то негатива по отношению к России мы пока не ощутили, но в разговорах нам несколько раз намекали: мол, могла Россия и поддержать мировое сообщество десятком своих «СУ» в борьбе против «кровавого полковника».

Водитель Валид всю дорогу своеобразно развлекался. При виде встречной машины он включал аварийную сигнализацию, и если ему отвечали на сигнал — радовался как дитя. Значит, водитель встречной машины — за революцию. Если на сигналы Валида никак не реагировали, он грустил и в печали пытался выдавить встречную машину на обочину…

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Захваченного на днях танкера в порту Тобрука уже не было. Сутки назад его куда-то перегнали. По слухам — в нейтральные воды. Всех западных журналистов повстанцы опытной и грамотной рукой сгуртовали в одном единственном пафосном отеле города «Аль Мазера». Там же, на первом этаже, в конференц-зале, теперь круглосуточно заседают революционные руководители. При этом журналистов на эти заседания не допускают, а комментировать отказываются под благовидным и красиво-звучащим предлогом — «революционная тайна». Впрочем, с одной из таких революционных тайн мы столкнулись прямо у въезда в отель. Ворота охранял добрый десяток пламенных юношей, вооруженных чем бог послал — от помповых ружей и калашей до двустволок ужасающего калибра. На этих милитаризированных бойскаутов кидался высокий пожилой мужчина в темно-коричневом очень дорогом пальто. Молодежь пихала мужика стволами, щелкала затворами, стоял дикий крик и гам. Наш сопровождающий, Валид, сразу же дернулся: «Не снимать, не снимать!» — и бросился в толпу разруливать некрасивую сцену.

Мы без труда выяснили, что этот пожилой мужчина был владельцем десятка гостиничных такси. Все машины конфисковали для революционных нужд, и он уже какой день пытается не то что забрать свою собственность, просто обсудить ситуацию с кем-то из повстанческого руководства. Но говорить с ним не хотят, а на его такси, прикрутив к ним ржавые номера, теперь разъезжают революционеры. В гостинице их было полным-полно. Все с оружием, все одеты, кто во что горазд, но с некой претензией на военизированность, и все со своими стволами обязательно «играются». И не понять на первый взгляд: то ли это штаб Басаева, то ли Сараево в первые дни осады…

Пожилая французская журналистка попросила одного из революционеров с юношескими угрями и румянцем во всю щеку сопроводить ее в город — за жареной курицей и сигаретами. Но, посмотрев на его героические и неуклюжие экзерсисы с автоматом, грустно заметила: «Может, лучше без оружия?»

Юноша не спорил — поставил автомат в угол, рядом с дремлющим в кресле товарищем, и парочка ушла в пустые ночные улицы революционного Тобрука. Француженка была права. Зачем тебе автомат, если ты находишься под защитой всей мощи Шестого американского флота и всех демократических сил мирового сообщества?

Эс-Саллум — Тобрук

Читайте 22 марта репортаж из столицы «ливийской революции» и с мест боев и бомбардировок.