Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды27 апреля 2011 22:00

«В России меня любят. А в Литве я слышу: «Да кто ты такой, Банионис?»

С замечательным литовским и советским актером Донатасом Банионисом, которому сегодня исполняется 87 лет, беседует обозреватель «КП» Галина Сапожникова [видео и фото]

Некруглая дата - 87, но так совпало: я впервые за много лет в командировке в Литве, и он наконец переехал в Вильнюс из своего Паневежиса. Не напроситься в гости просто невозможно. Зачем? Не знаю: наверное, чтобы увидеть человека, бегущего с прямой спиной - как его герой в «Мертвом сезоне». -Приходите! - раздался в домофоне скрипучий голос. Дверь не открылась - чертыхаясь, сбежал вниз. Красив, как Бог... Ранняя весна, ему почти 87, старик, честный и искренний, как ребенок. Ведет в кабинет - такой, каким он должен быть у истинного интеллигента - с книжками, фотографиями и картинками, густо облепившими стены. Фотографируемся: он до смешного серьезен - встает по стойке смирно и замирает, как в позапрошлом веке. Потом достал свой фотоаппарат (подарили недавно), запечатлел для истории и меня. Знакомая журналистка Ниеле говорит, что он так зачем- то делает всегда. Гостей коллекционирует. Притащил из кладовки стремянку, а из спальни стопку книг. Поставил фотоаппарат. Нажал. Долго стоял с торжественной улыбкой. Не сработало. И так несколько раз. Расстроился...

Банионис и в 87 лет остается красивым и видным мужчиной. Ну уж обозревателя «Комсомолки» он точно сводит с ума.

Банионис и в 87 лет остается красивым и видным мужчиной. Ну уж обозревателя «Комсомолки» он точно сводит с ума.

И это единственное, пожалуй, что его интересовало - потому что говорит Банионис давно заученными блоками, как будто повторяет поднадоевшую роль. После того, как умерла жена, с которой он прожил полвека, жить ему откровенно скучно. Достает из целлофанового мешочка визитку, на которой написано: Донатас Банионис. Актер. А больше на ней можно ничего не писать: все предельно ясно и так. «Я совсем по-другому живу» -Какой же вы все-таки красавец... - Ой, старость…Вот сейчас в театре (в Паневежисе - Авт.) был юбилей, 70 лет, по телевизору показывали моих друзей. Смотрю, какие они старики уже... Я туда не поехал, потому что нет сил. Театр в 1941 году открылся, в марте. А я приехал поступать туда через месяц. Мой друг, который уже был принят в труппу, представил меня режиссеру Юозасу Мильтинису. А я от волнения забыл текст - ой, думаю, провалился... Мильтинис посмеялся и говорит: поехали! И 1 июня я уже был зачислен как актер-кандидат. - Получается, у вас летом будет юбилей: 70 лет актерской деятельности? -Я теперь в театре единственный, кто пришел еще при Советской власти, до войны. Ни одного живого уже нет. -Какой же безумный век мы пережили! Вот приехала я в командировку, смотрю на Литву - и не узнаю. Самая богатая республика Советского Союза - какой театр, какое изобразительное искусство! А сейчас - пустые улицы. Говорят, что все литовцы (почти миллион!) уехали работать в Ирландию и в Англию. Как вы тут выживаете? - Живу. Читаю мало. Никуда не выезжаю, хотя приглашали и в Москву, и в Ленинград. Там кресло имени меня построили, мне фотографию прислали. Такое, знаете, как для короля! Я не поехал, потому что уже трудно. Ну, нет сил. Сижу дома. Утром встаю в 11 часов, завтракаю, потом телевидение смотрю. И все. Когда жена умерла, я совсем по-другому стал жить. - Какое событие последнего времени заставило вас испытывать наиболее яркие эмоции? - Не могу назвать ни одного. Ну, неинтересно! Ни телевидение, ни театр. Мильтинис нам преподавал, что на сцене должен быть человек умный. А теперь не люди, а клоуны какие-то кривляются. Не люблю я смотреть это телевидение, потому что то, что они играют, это принципиально не мой вкус. Штампы страшные... Нас в свое время обвиняли: зачем вы, мол, нам жизнь показываете, надо театр показывать, что-нибудь эдакое в белой муке и без штанов. А Мильтинис хотел наоборот - чтобы не было театра. Как по Чехову и Станиславскому. Это принцип театра, чтоб не было театральности, а жизнь была раскрыта, человеческая душа.

Банионис и Наталья Бондарчук в «Солярисе» Андрея Тарковского. Работа с великим режиссером была для актера «большим-большим счастьем».

Банионис и Наталья Бондарчук в «Солярисе» Андрея Тарковского. Работа с великим режиссером была для актера «большим-большим счастьем».

Никакой я не разведчик - Должна признаться, что проезжая через Паневежис в те годы, когда вы еще там жили, я мечтала случайно встретить вас на улице. Сам город, честно сказать, меня разочаровал. Почему вы столько лет прожили так далеко от столиц? - Потому что там был мой театр… Мильтинис нас учил, что жизнь есть жизнь, а театр - это место, где должно быть искусство. И поэтому всю свою силу, все мысли надо отдавать театру, а не ресторанчикам. - К сожалению, в театре вас не видела, только в кино. - Я был абсолютно уверен, что никогда не буду сниматься. Мой первый фильм назывался «Адам хочет быть человеком». Сидишь, а оператор говорит – руку надо держать вот так. О, теперь снимаем. Думаю – ну что за дурацкий оператор? Ему важен не смысл, а кадр. Я думал, что никуда не гожусь. А потом, когда на четвертом по счету фильме оператором был Грицис, все было совсем наоборот. Он говорит – репетируйте, а я посмотрю. И мы – я, Вия Артмане, другие – ведем себя, как в жизни. Только после фильмов «Никто не хотел умирать» и «Мертвый сезон» я и понял, что такое настоящее кино. - Это ваше метание по городу, переживания, выплеснутые на экран... Просто завораживающий какой-то фильм. Скажите, вас в «Мертвом сезоне» специально к роли готовили ? - Мы с моим прототипом Кононом Молодым все время были рядом. Я с ним говорил и репетировал. А Савва Кулиш за нами наблюдал, и только потом уже снимал. Хотя меня с роли сняли, знаете об этом? - Почему? - Сказали, что никакой я не разведчик. Там нужен был настоящий советский герой - высокий, широкоплечий, светлоглазый. А у меня все было наоборот. Мне так и говорили: советский разведчик должен по-другому выглядеть в кино. Как Штирлиц. Вот английский шпион может таким быть, а советский должен быть высокого роста. Штамп, а что поделать? Но за меня заступились сам Конон Молодый и режиссер Савва Кулиш. Я и не знал ничего. Отснялся в небольшой части фильма, приехал домой, а меня из Паневежиса не вызывают и не вызывают. Потом звонят. Приехал в Ленинград, спрашиваю: почему так долго не вызывали? А декорации были не готовы - говорят. Савва Кулиш, наверное, просто не хотел меня обидеть. - Мы, зрители, волей по неволе смешиваем актера с его ролью. Вы, конечно, знаете, сколько людей пошли в разведку потому, что именно вы сыграли эту роль. Вас в нынешней Литве за это не упрекают ? - Мне даже Путин при встрече сказал, что после фильма захотел стать разведчиком. - И как вы отреагировали? - Посмеялся. Если ему нравится быть разведчиком, пусть будет. - Но то, что вам пришлось играть такую роль, внутреннего диссонанса не вызывало? - Нет, нет. Мне было интересно быть человеком в данных обстоятельствах. - Фильм начинается фразой «За мои 42 года меня ни разу столько не фотографировали». А сколько вам тогда было лет? - Я родился в 1924-м. Значит, 44. У меня есть одна личная фотография: Конон Молодый и я. Вот, смотрите - это и есть мой прототип. Мы похожи немножко. . Сценарий был написан по книге его мемуаров, их издали только на польском языке, потому что по-русски было запрещено. Мне приятно было играть не абстрактного разведчика, а человека, которого я знаю, потому что мы рядом с ним жили в гостинице.

Пространство обожания -Это правда, что вас однажды не узнала литовский министр культуры? - А-а-ай, было такое. Назначили нового министра, женщину, был какой-то праздник, и я был приглашен. И я захотел у нее что-то спросить про кино или про театр. Она смотрит на меня – извините, кто вы такой? Она по какой-то протекции была, из провинции, но зато была знакома с нашим тогдашним президентом, вот ее и назначили. Через полгода ушла. Но ее освободили не из-за меня. Потом писали в газетах о том, что она и правда не знала, кто я такой. - Вот это да! Я не хочу в очередной раз вспоминать Советский Союз, но вот скажите, вы, как актер - почувствовали сужение пространства обожания после того, как вы стали жить в независимой Литве? Все-таки миллионы ваших поклонников остались за границей. - Так точно. Недавно я пошел в какое-то учреждение по делам. Там женщина сидит. Смотрит и спрашивает – кто вы такой? Банионис. Да кто ты такой – Банионис? Я и ушел. Ну, что поделать - она, видимо, не смотрит кино. В России так не было бы. Там только зайдешь в троллейбус, так сразу: ой, ой, садитесь, садитесь. Я могу и сам билет купить, но это как бы показывает уважение. - В России давно были в последний раз? - Давно. Я никуда не выезжаю. Хотя до этого ездил много, в Европе точно нет страны, где не был. В Японии два раза, в Америке девять . - Пожелайте чего-нибудь вашим российским обожателям и передам им от вас самый свежий привет.

- Самую большую благодарность за то, что меня там до сих пор помнят. Где бы я ни был бы в России – в Питере, Москве или в Горьком - все меня узнавали. Значит, моя миссия, как художника, не пропала даром, а оставила смысл. Где-то в душе у людей остались мои роли и мои мысли. Около 80 фильмов, если посчитать… «Никто не хотел умирать» - первый фильм, где я получил всякие награды. Потом «Берегись автомобиля», я там снимался рядом со Смоктуновским, который уже был звездой. Дальше «Мертвый сезон», потом «Король Лир», «Гойя», «Солярис». Я уже знал, что есть такой режиссер Тарковский. Но знал и то, что его фильм «Андрей Рублев» был запрещен. И когда приехал на пробы, попросил Андрея, чтобы он показал мне этот самый «Андрей Рублев». И он дал мне ключик и маленькое помещение, где просматривают киноматериалы - только, говорит, никому не говори, а то нас накажут. И я посмотрел... И так обрадовался - такое это для меня было достижение искусства кино, самое-самое высокое!… Но потом, уже после Каннского фестиваля, фильм разрешили и он пошел по всему миру. А когда меня надо было утверждать на эту роль, надо было получить разрешение из театра. Я попросил, чтобы нашему руководителю, Мильтинису этот фильм показали тоже. Пленку тайно привезли в Паневежис. После просмотра он молча вышел, ничего мне не сказав. На следующий день говорит – Донатас, поезжай, тут искусство высочайшего уровня... Так что в «Солярисе» я снимался, и Тарковский для меня был большим-большим счастьем. Ну а потом были другие фильмы: «Открытие», «Приключение принца Флоризеля», «Змеелов», «Пьющие кровь» с Мариной Влади. Если посчитать, всего 83 фильма. Последний вышел в 2010 году, литовский. Еще и не вышел, кажется, только отснялся. - Вы говорите, что сниматься больше не хотите. А есть ли такая роль, которой вас можно было бы соблазнить? - Надо, чтобы дело того стоило… Если снимать будет кто-нибудь из режиссеров, которому я могу доверять, можно было бы и сняться. Но не кривляться только, не надо мне всего этого. Говорят, наш вкус безнадежно испорчен. Ну что поделать?... 5 самых известных фильмов Баниониса «Солярис» «Никто не хотел умирать» «Мертвый сезон» «Бегство мистера МакКинли» «Змеелов» Самое интересное из этого интервью слушайте сегодня в 10.45 97.2FM