Специалисты отряда«Лидер» считаются самыми профессиональными и самыми бесстрашными в МЧС. Их отправляют на спасение людей в немыслимые условия. И всегда они справляются с любыми задачами! На этот раз им выпала очередная тяжелая доля - искать людей на затонувшем в Волге теплоходе «Булгария». О том, с какими трудностями столкнулись ребята под водой - «лидеры» рассказали в эксклюзивном интервью корреспонденту «КП».
«МЫ СРЕЗАЛИ РЕШЕТКИ»
- Нас сорвали из отпуска, - говорят спасатели «Лидера». - Но эта трагедия никого из нас — привыкших к массовому горю - не оставила равнодушным. Столько жителей нашей страны погибло!
- Вы прибыли на водохранилище в первый день трагедии. Когда погрузились в воду?
- Первое погружение у нас было часов в шесть утра. Уже было светло. Первыми опустились водолазы из Татарстана, они достали пять человек. Потом к поискам преступили мы. Поставили буйки, сделали ходовые концы, по которым спускались и поднимали пострадавших. Видимость там плохая - менее метра .
- Говорили, что еще меньше - сантиметров тридцать...
- Да, на самом дне видимость вообще практически отсутствует. С хорошим фонариком видно ближайшие полметра в воде. Без фонаря - кромешная темень, как ночью.
- Правда, что большинство окон на корабле были выбиты?
- Мы сами их выбиваем. Потому что без этого не добраться до людей. Корабль стоит на боку. Мы опускались на вторую палубу. Теплоход затонул примерно в двух километрах от берега. Не каждый в плавь может добраться с такого расстояния.
- Вы первого погибшего где обнаружили?
- Это была женщина, ее мы увидели в коридоре у кают. Чтобы достать погибшую, нам пришлось вырезать железные решетки.
- Кстати, пишут, что якобы какие-то металлические двери в запасных ходах были заварены, и поэтому люди не смогли спастись... Это так?
- Мы не обращаем внимания на закрытые двери. Мы ищем свободные ходы, куда можно зайти и вытащить оттуда человека. Если видим, что там, за решеткой, есть человек, то мы прутья срезаем. Если человека не видно, мы проходим мимо и ищем новые ходы.
«МНОГО ВЗРОСЛЫХ ЛЕЖАЛО В РЕСТОРАНЕ»
- Правда, что водолазы специально надевали спасательные жилеты на погибших, чтобы легче их тела поднять на поверхность?
- На самом деле многие погибшие уже были в этих жилетах. Они успели их надеть, но не успели выбраться...
- По поводу детей, которые сидели в какой-то музыкальной комнате. Что это за комната?
- Большинство из детей остались в музыкальной гостиной, где проводился детский праздник. Он должен был начаться примерно в два часа...
Водолазы незаметно опускают глаза.
- Тяжело как вытаскивать детей и женщин. Там очень много, процентов 80 погибших - женщины и дети...
- Мужчины спаслись, потому что тупо сильнее?
- Нет, скорее всего, кто успел, тот и выплыл. Корабль просто очень быстро ушел ко дну — буквально в течение двух-трех минут. Кто был ближе к выходу, тот, скорее всего, и спасся. Видно, что люди очень хотели спастись - кто-то даже выбивал двери, чтобы выбраться из каюты. Большинство пассажиров были в ресторане, так как было обеденное время. Там потом нашли много мужчин и женщин. Пришлось разбивать стекла в перегородках ресторана.
- Не порезались? Вообще случались там, под водой, травмы?
- Нас гидрокостюмы спасают. Решетки мы разрезаем ручным расширителем - «кусачки», и еще в нашем арсенале есть маленькая кувалдочка, которой мы выбиваем стекла и деревянные конструкции.
«ХОЧЕТСЯ К ДЕТЯМ»
- На какой глубине сейчас лежит корабль?
- Не больше двадцати метров.
- Вы ищете там погибших круглосуточно...
- Снаружи корабля нет погибших, они - внутри. А внутри без фонарика, так темно, как ночью. Включаем фонарик - и работаем. Баллона с кислородом хватит часа на полтора-два работы.
- На Саяно-Шушенской ГЭС, где два года назад «Лидер» искал жертв катастрофы, был серьезный риск для водолазов: из-за разлитого машинного масла ничего абсолютно не видно, да и арматура в любой момент могла в тело воткнуться. А в этот раз чем рискуете?
- Из-за волн теплоход на дне ходуном ходит! Если этот корабль вдруг сильно наклонится, то живым оттуда не каждый спасатель выйдет... .
- Когда вы ищете людей на теплоходе, какие-то их личные вещи встречаются?
- Вещей там много! Но у нас нет задачи искать какие-то чемоданы. Наша главная цель - извлечь всех утонувших. Вещи - они все равно все к негодность уже пришли. Но если мы достаем на поверхность человека с документами, то они откладываются отдельно, чтобы поскорее погибшего опознать.
- Жутко ли там, на дне?
- На самом деле «водолазные погибшие» - не очень страшные. Единственное, что пугает, это то, что они появляются «внезапно». Идем-идем и бац - он тут же появился! В лица стараемся никогда не смотреть. Поэтому всегда утонувшего разворачиваем спиной. Кстати, одного мертвого мужчину вчера не успели вытащить. Он был в жилете. Всплыл к верху каюты и, видимо, не смог выбраться из-за того, что прижало кроватью и тумбочкой. Мужчине не хватило воздуха и времени оттолкнуть мебель и уплыть. Хотя он большой был, здоровый. Мы его очень долго тянули.
- Какая особенность этой катастрофы?
- В том, что погибло так много детей. Мы посмотрели на это все, и сразу захотелось скорее домой, детей своих обнять.
Искать утонувших пассажиров вызвали самых опытных водолазов, но даже им потребовалась психологическая помощь после спуска к теплоходу.
Фото: Анатолий ЖДАНОВ
КСТАТИ
Капитана нашли на нижней палубе
Поздно вечером в понедельник водолазы нашли и подняли из воды тела капитана теплохода «Булгария» Александра Островского и его третьей супруги (гражданской).
- Женщину обнаружили во время разведки на основной палубе, - рассказали корреспонденту «КП» водолазы, участвующие в поисках. - Тело капитана нашли на нижней палубе.
Эксперты говорят, что пока непонятно, что именно делал капитан корабля на нижней палубе, а не в капитанской рубке. Там, где нашли его тело, располагались бары и рестораны. Есть версия, что Александр просто отдыхал с семьей, поручив управление теплоходом помощнику.
- Это исключено, - заявил «КП» капитан другого речного судна. - С 12.00 до 16.00 днем и с 0.00 до 4.00 ночью - это вахта капитана, то есть время, когда он обязан быть на своем рабочем месте - в капитанской рубке (кораблекрушение произошло около двух часов дня. - Авт.). Возможно, он до последнего пытался спасти пассажиров с тонущего судна. А может, просто тело отнесло туда после случившегося.
Капитан Александр Островский считал свой теплоход очень надежным.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Думаю, Александр сознательно остался на тонущем корабле»
В этом уверена первая жена капитана «Булгарии» Татьяна
- Саша попался в «ловушку» коммерческой организации, - считает Татьяна. - Субарендатор корабля была не в состоянии выделить деньги на ремонт, а также достойную оплату экипажу. Он свои сбережения вкладывал в ремонт. 350 тысяч рублей у него ушло на это за последние несколько лет. И когда «Булгария» стала тонуть, я уверена, что он сделал все, что мог, и стоял на вахте до конца. Такой он был человек. Он мог спастись - Саша великолепно плавал, - но, думаю, сознательно ушел на дно вместе с кораблем. И когда говорят по телевизору, что он был наркоманом и пьяницей, до боли обидно. Он - герой!
Гражданская жена Гульшат (слева) и дочь Елена уверены - капитан сделал все, что мог.
Еще больше удивилась она, узнав, что с ним на борту были молодая жена и маленький ребенок.
- Я единственная его законная жена, у нас двое взрослых детей. Да, мы уже давно в разводе, но больше детей у него не было, я думала...
Читать далее.
Дорогие читатели! У вас есть информация о трагедии? Есть свои версии трагедии? Ваши родственники или знакомые работают в системе речного судоходства и рассказывают много интересного? Очень просим связаться с нами reporter@kp.ru Или позвонить (495) 777-02-82 доб. 523 или 824