Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Происшествия19 сентября 2011 13:26

Причины катастрофы Ту-134: Сажать самолет капитана уговорил пьяный штурман

Спустя три месяца после крушения под Петрозаводском МАК отчитался о результатах расследования [видео с места крушения, схема]

Эта трагедия произошла в ночь с 20 на 21 июня 2011 года. Самолет Ту-134 авиакомпании «Русэйр» (она уже лишена лицензии), специализирующейся на бизнес-рейсах, при заходе на посадку вблизи аэропорта «Бесовец» потерпел катастрофу.

Борт начал преждевременное снижение, уклонился в сторону от взлетно-посадочной полосы, задел линии электропередачи и рухнул на трассу. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 47. Выжить удалось только четырем пассажирам и одному члену экипаж - бортпроводнице. Все они находились в хвосте самолета.

В понедельник, 19 сентября, специалисты МАКа назвали причины катастрофы: по их словам, экипаж при заходе на посадку в сложнейших погодных условиях не принял решение уйти на второй круг и начал снижаться, не имея «визуального контакта с наземными ориентирами». Кроме того, эксперты заявили, что косвенной причиной крушения стали действия штурмана - 50-летнего Амана Аттаева.

В его крови обнаружили 0,81 промилле спирта. Получается, что командир ориентировался на цифры, которые озвучивал его нетрезвый коллега. «Штурман проявлял повышенную активность и находился в легкой степени алкогольного опьянения», - говорится в официальном сообщении МАК. Кстати, информация об алкоголе в крови штурмана появилась спустя несколько дней после трагедии, однако ее сразу опровергли в Следственным комитетом России.

Обломки Ту-134

Обломки Ту-134

Теперь же и МАК, и СК официально заявили, что авиатор был пьян. Что именно не так сделал штурман? По данным Авиационного комитета, он неправильно определил расстояние от земли для начала снижения, он не учел попутного ветра и повышенной скорости полета, а также не обратил внимание на необходимые показания приборов для контроля за траекторией снижения.

По мнению специалистов, от управления самолетом пилотов могла отвлечь фраза штурмана: «Я тебя точно выведу...». Именно ее зафиксировали бортовые самописцы на последних секундах полета Ту-134. Затем на высоте 150 метров и на расстоянии трех километров от «взлетки» штурман не скорректировал вертикальную скорость снижения, а затем на высоте 140 метров Аман Аттаев не подал экипажу соответствующую команду, после которой функции пилотов перераспределяются и командир начинает устанавливать визуальный контакт с наземными ориентирами, а второй пилот активно пилотирует.

Место катастрофы

Место катастрофы

Далее на высоте 110 метров он не сообщил экипажу «Высота принятия решения», после чего принимается решение о заходе на второй круг при отсутствия визуальных наземных ориентиров. На удалении двух километров от взлетно-посадочной полосы и на высоте 60 метров штурман не доложил первому пилоту о том, что самолет находится значительно ниже минимальной высоты снижения. Все эти ошибки эксперты МАК связывают с возможным ослаблением внимания штурмана, находящегося в нетрезвом состоянии. Также эксперты назвали ошибки других членов экипажа.

Эту версию подтвердила расшифровка бортовых самописцев с Ту-134

Эту версию подтвердила расшифровка бортовых самописцев с Ту-134

По данным МАКа, первый пилот:

- не использовал показания приборов для контроля пути;

- не выполнил уход на второй круг при отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами;

- после срабатывания сигнализации «Опасная высота» (60 метров) и отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами, продолжил снижение, не выполнив уход на второй круг.

Второй пилот:

- на высоте ниже 100 метров при вертикальной скорости более 5 м/с не доложил: «Крутое снижение»; - не выполнил уход на второй круг при срабатывании сигнализации «Опасная высота» (60 метров) при несообщении командира о своем решении. «Комсомолка» пообщалась с независимыми экспертами с просьбой прокомментировать результаты расследования. Многие из них отнеслись к ним довольно скептически.

Кликните, чтобы увеличить

Кликните, чтобы увеличить

- В самолете Ту-134 штурман находится в носовой части, сидит в остекленной кабине перед пилотам, которые с бортинженером сидят в кабине за ним, - объясняет Владимир Герасимов, пилот 1-го класса, летчик-испытатель, специалист по безопасности полетов.

- В управление он вмешиваться не мог, его дело - навигация. Командир воздушного судна к нему прислушивается и не должен подчиняться его командам. К тому же все навигационные приборы, по которым штурман дает информацию есть и у командира - он может сверить полученные данные. Штурману нельзя вмешиваться в управление бортом и даже его чрезмерная активность не должна была повлиять на командира, который единственный отвечает за принятие решений на борту. А в новость о нетрезвом состоянии штурмана я вообще не верю! За 40 лет работы в авиации никогда не встречал такого, чтобы экипаж мог позволить себе такое! Ему вторят и другие специалисты.

- Такого быть не могло! - считает специалист по авиационной безопасности Валентин Тимошкин. - Роль штурмана на борту второстепенна. Его функции - сообщение данных о выдерживании маршрута полета. При заходе на посадку штурман вообще, как правило, молчит и не вмешивается в разговор пилотов, да и они этого не приемлют. А насчет версии об опьянении - его семья должна подать в суд. Это очень серьезное обвинение. Однако зная о том, что этот рейс был незапланированным и вообще лететь должна была другая авиакомпания, вероятность того, что штурман был нетрезв, есть.

Посадить Ту-134 пилоты пытались, не заходя на второй круг. Не вышло...

Посадить Ту-134 пилоты пытались, не заходя на второй круг. Не вышло...

КСТАТИ

Ростислав ГЛАДКИХ («КП» - Петрозаводск»)

О том, что один из членов экипажа разбившегося под Петрозаводском 21 июня ТУ-134 был в состоянии алкогольного опьянения, корреспонденты «КП» узнали уже 23 июня.

В это время проводилась судебно-медицинская экспертиза тел погибших. Как сообщил тогда один из судмедэкспетров, в крови штурмана Аман Аттаев обнаружили около 0,86 промилле алкоголя - это, примерно, стакан водки.

Однако, по словам судмедэксперта, для человека такой комплекции, каким был погибший Аттаев, это была ничтожная доза, которая вряд ли могла сильно повлиять на его адекватность.

Кстати, напомним: самолет ТУ-134 с экипажем для полета из Москвы в Петрозаводск заменили буквально в последнюю минуту. Вероятнее всего, ни командир, ни его подчиненные рейса не планировали, поэтому штурман и мог позволить себе немного выпить.

КСТАТИ

Согласно отчету МАКа, экипаж разбившегося Ту-134 прошел медосмотр за полтора часа до взлета в аэропорту «Домодедово» (в соответствии с приказом Минтранса № 50 такую проверку положено проходить не ранее, чем за два часа до вылета). Факта употребления спиртных напитков экипажем не установлено, все четыре члена экипажа (в том числе и штурман) были «отдохнувшими, противопоказаний к полету не имели». Все эти данные зафиксированы в документах о допуске к полету. Получается, штурман «употребил» либо перед самой посадкой в самолет, либо уже на борту. Между тем, как утверждают специалисты, такие медосмотры давно стали формальностью. Так, около двух лет назад пилот одной из крупнейших российских авиакомпаний скончался от сердечного приступа прямо перед посадкой на борт. Предынфарктное состояние должны были выявить медики, проводящие осмотр, но недоглядели.