Обсуждать освоение Арктики делегаты Международного арктического форума собрались в одном из самых северных городов России - Архангельске. Как пояснил Владимир Путин, место это «очень подходящее и символичное»: именно здесь, на Северной Двине, создавался русский полярный флот.
Форум, организованный Русским географическим обществом, проходит под лозунгом «Арктика - территория диалога». Диалог явно необходим - на ресурсы Арктики претендует немало стран. В Архангельск слетелись представители США, Норвегии, Финляндии, Исландии, Германии. В холле красовались стенды с проектами. Особо выделялся размерами проект арктического города с портом и аэродромом под названием Умка. Разработчик проекта - Российская академия художеств, которой руководит Зураб Церетели. Неутомимый скульптор уже добрался и до Арктики…
Как рассказал делегатам форума Путин, Россия намерена превратить Северный морской путь в международную транспортную артерию, которая составит конкуренцию традиционным путям.
- Частные компании, которые выберут Северный морской путь, получат весомые дивиденды, - заметил Путин.
По его данным, уже успешно проведены пробные проводки судов, объем перевозок может достичь 700 тысяч тонн в год.
- И я думаю, что это только начало, - заявил премьер.
За несколько часов до его выступления в Госдуму был внесен законопроект, который будет регулировать перевозки по Северному морскому пути. В планах правительства - увеличить российский ледокольный флот. Уже к 2020 году должны быть построены 3 атомных и 6 дизель-электрических ледоколов (сегодня Россия располагает 10 специальными судами). Также планируется развивать арктическую авиацию, создавать новые аэродромы. Через 10 лет в Арктике должны появиться 10 аварийно-спасательных центров.
Наибольший же интерес у гостей вызвала тема арктического шельфа. Прямо из Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова, где проходил форум, Путин связался с нефтедобывающей платформой «Приразломная», которая буквально на днях начала работу в Печорском море. Платформу (между прочим, входящую в десятку самых больших в мире) проектировали и строили отечественные предприятия. Это пилотный проект на шельфе Печорского моря в 60 километрах от берега. Месторождение даст 70 миллионов тонн нефти (6 миллионов тонн ежегодно).
- По сути, Россия реально приступает к разработке шельфа, открывает новую страницу в истории освоения Арктики, - заявил Путин.
- Учитываются ли современные экологические требования? - забеспокоился присутствовавший на форуме президент Исландии Олавур Гримссон.
- Платформа построена по самым современным стандартам, - успокоили Гримссона нефтяники.
Действительно, эта платформа имеет систему «нулевого» сброса в море отходов бурения. А попутный газ будет использоваться для нужд самой платформы.
Путин напомнил, что Россия начала «генеральную уборку» в Арктике. В частности, с Земли Франца Иосифа вывозят целые горы бочек от горючего, которое сбрасывали для полярников многие годы. Такие же работы планируется провести на острове Врангеля.