Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Спорт3 декабря 2002 10:15

Южный: от умеренного до сильного

Сборная России по теннису - сильнейшая на планете
Источник:kp.ru

В кабачке в двух шагах от Берси наши болельщики отмечают победу. Растерянные бармены слушают крики: «Россия, вперед!» - и настороженно смотрят, не собьет ли какую-нибудь картинку со стены наш флаг, которым ребята без конца размахивают. В это кафе вваливаюсь и я с толпой российских журналистов.

Лица у всех безумные слегка, а в глазах щенячий совершенно восторг. Самый популярный тост - «За нашу победу!» И тут...

- Дамы и господа! - восклицает вдруг кто-то. - Среди нас находятся папа и мама Себастьяна Грожана!

Господи, знали бы вы, как тут все сразу полюбили Грожана! Того самого Грожана, который в пятницу выиграл у Кафельникова три - ноль, а в воскресенье заставил нас понервничать во время тай-брейка в матче с Сафиным. Но теперь француз казался милым, симпатичным, и все россияне по очереди сходили к грожановским родителям, которые тихо и спокойно выпивали с друзьями где-то в углу.

Родители улыбались. А мы, стараясь перекричать друг друга, рассказывали им, какой Грожан прекрасный игрок.

- Он здорово играл, спасибо!

Да, так русские могут себя вести только после победы...

За пять часов до этого уверенности в будущем счастье не было. Только что отыграл блестяще свой матч Марат Сафин (три - ноль), счет в поединке Россия - Франция стал два - два, и последнее, решающее очко разыгрывали между собой две «темные лошадки» - Михаил Южный и Поль-Анри Матье. Еще утром объявили официально, что Евгений Кафельников на корт не выйдет. Как рассказал потом сам Евгений, ради этого пришлось «послать свое эго в Сибирь, но иногда личные амбиции должны уступать коллективным».

Решение нашего капитана Шамиля Тарпищева - поставить против Матье не разыгравшегося еще Южного - казалось спорным. И это еще мягко сказано. А после первых геймов возникает чувство безнадежности: Михаил то попадает в аут, то в сетку, а быстрый Матье вытаскивает, кажется, всякие мячи. И зал, что делает зал! Никакая телетрансляция не может передать тот грохот, который учиняют французские болельщики. Ощущение, будто тебе надели на голову барабан и отдали на растерзание сотне озверевших пионеров-барабанщиков.

Матье от грохота заводился. Он чувствовал себя чуть ли не богом - это было видно. Игра пошла, первый сет француз взял со счетом 6:3, результат второго - 6:2. И тут Михаил сделал чудо. Как? Когда? Никто этого не понял. И уж точно этого совсем не понял Матье. Просто вдруг каждое очко стало даваться французу с трудом. Обозленный, он начал ошибаться. И грохот трибун уже не заводил его, а давил. Фанаты требовали победы, а та почему-то перестала идти в руки. Третий сет Михаил взял со счетом 6:3...

Нет, Южный играл не идеально. Но так отчаянно, вдохновенно и с таким упорством, что про это надо фильмы снимать. Четвертый сет: Миша берет подачу соперника. И тут же проигрывает свою. Временная ничья, но при счете 2:2 Матье достаточно легко выигрывает два гейма подряд. Все?

Французы думают, что все. 4:2, можно готовиться к получению Кубка Дэвиса. Но Южный отыгрывает эти два гейма! Зал ревет, как раненый носорог, - 4:4.

И тут снова Михаил берет подачу Матье, хотя по ходу дела у Южного лопается струна на ракетке. Следующий гейм - наша подача. И... Миша чуть не проигрывает ее. Но чуть не считается.

Напряжение такое, что теперь у Михаила ломается ракетка. Матье же поменял майку. Кстати, ту самую, счастливую, в которой он обыграл Сафина на Кубке Кремля.

И...

Счет 6:4. Мы победили. Растерянные французы смотрят в пространство в состоянии аффекта. Кубок Дэвиса - «серебряная салатница» - отправляется в Россию. Счастливый совершенно Ельцин пытается перелезть через ряды и пробиться к команде. Он обнимает Сафина, он обнимает Южного, с потолка сыпется что-то золотистое, звучит песня We are the champions.

Да, мы чемпионы! Настоящие чемпионы! Теперь можно и маме Грожана сказать что-нибудь приятное...

Тренер Михаила Южного Борис СОБКИН:И никакой паники!

- Борис Львович, вы были уверены до игры, что может случиться это чудо?

- Сейчас легко говорить, конечно, что я был уверен и что знал... Но я верил и верю в Мишу.

- Что кажется вам слабыми моментами в игре Михаила? Конечно, сегодня он герой, и про ошибки думать не хочется...

- Мише было очень трудно. Он не играл почти полтора месяца, а тут ему было нужно сыграть с листа решающее очко... Он просто долго входил в матч. Но когда вошел, дальше все шло уже под его диктовку. Другое дело в том, что Матье неплохо отбивался. И хорошо, что Мише удалось его дожать.

- Что вы лично чувствовали во время второго сета, когда все катилось под гору?

- Я не могу сказать, что я радовался, но никакой паники не было. Не было такого, чтобы как герой Миронова в «Бриллиантовой руке» говорил: «Все пропало, все пропало!» Я понимал, что матч еще продолжается, Миша - волевой человек. Я не сомневался, что он будет бороться.

- Для многих стало неожиданным, когда на корт вышел не Кафельников, а Южный. Как давно вы узнали, что Миша будет играть?

- Эта возможность обсуждалась с начала недели, но точно мы узнали лишь накануне матча. Утром.

Михаил ЮЖНЫЙ:Герой - не я, а вся команда

Рядом с гигантом Сафиным Михаил Южный кажется невысоким. Хотя рост его совсем не маленький - метр восемьдесят два. Просто пока Михаил не привык находиться в центре внимания и на фотографов с телеоператорами смотрит как-то растерянно. Отвечает же на вопросы как-то смущенно, будто бы извиняясь за что-то.

А еще он очень устал - только что закончился последний феерический матч, после которого, наверное, вся Россия захотела расцеловать этого парня. Стойкого на корте, как оловянный солдатик.

Теперь он так же стойко дает интервью в коридоре - вот австралийцам про больную спину рассказывает и сеансы физиотерапии. А теперь англичанам - что так устал и поэтому пока не может осознать происходящее...

- Михаил, позвольте поздравить вас сперва от себя и читателей «Комсомолки».

- Спасибо.

- Помните ли вы тот момент в матче, когда вы поняли, что можете «сделать» Матье? Несмотря на неудачное начало?

- Я еще до матча знал, что он мне по силам, что мы с ним - примерно равные игроки.

- Вы ведь уже выигрывали один раз?

- Да. Поэтому на протяжении всего матча я верил в себя. Даже когда все было плохо, думал: надо только заиграть в свою игру, надо настроить себя на долгую и изнурительную борьбу.

- А что вам помогло настроиться?

- Я проигрывал два сета, игра была не моя. И тогда я почувствовал огромное желание показать свой теннис, а там будь что будет!

- Перед игрой было понятно, что кто бы ни победил из вас - Матье или вы, этот человек станет героем своей страны, Франции или России. Вы победили, вы готовы к той славе, которая обрушится на вас завтра?

- Героем стал не я, а вся команда...

- Да, но вы принесли решающее очко в финале Кубка Дэвиса. И завтра ваше имя будет известно не только профессионалам, но и людям, не знающим, что такое теннис. Что вы будете делать?

- Все, что обычно. Буду жить, как жил, тренироваться, как тренировался. Играть в свою игру и не думать ни о какой этой славе.

ЦИТАТА В ТЕМУ

Сдавайся, ветер вьюжный!Сдавайся, буря скверная!Открою полюс Южный,А Северный - наверное!

В. Маяковский.

ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛООтец Михаила не дожил до триумфа

Не ошибемся, если напишем, что победу в решающем матче финала Кубка Дэвиса Михаил Южный посвятил своему отцу Михаилу Южному-старшему.

22 сентября этого года сборная России обыграла на кортах Лужников команду Аргентины - 3:2 и вышла в финал неофициального командного чемпионата мира, а 24-го утром не стало Мишиного отца. Сердце не выдержало напряженнейшего матча и поражения сына...

Так получилось, что корреспондент «Комсомолки» первым узнал эту скорбную новость. Узнал от капитана сборной России по теннису Шамиля Тарпищева: «Миша Южный должен был тренироваться перед Кубком Кремля с Кафельниковым. Но только что позвонил Женя. У Южного умер отец...» Тогда Шамиль Анвярович говорил, а сам, казалось, не верил: «Михаил Южный-старший очень переживал за сына, всегда ездил с ним по турнирам, оберегал его. Во время полуфинала Россия - Аргентина в заключительный день в последнем, уже ничего не решающем матче (так как мы уже вышли в финал - 3:1) между Михаилом Южным и Хуаном-Игнасио Челой наш теннисист проиграл. Отец Миши очень перенервничал за сына. У него было слабое сердце, года полтора назад ему произвели шунтирование, и вот теперь спасти не смогли».

Михаил Южный-старший хотел только одного, чтобы сын играл в теннис. И в память об отце уже через 5 дней Миша вышел на корт «Олимпийского» в матче Кубка Кремля. Помогает на тренировках Южному родной старший брат Андрей.

ЗРИТЕЛИ

Борис ЕЛЬЦИН:Я сказал ребятам, что они герои

Борис и Наина Ельцины оказались потрясающими зрителями. Три дня подряд часами они смотрели теннис. Болея, аплодируя, расстраиваясь... В первый день еще, когда Борис Николаевич сидел рядом с Жаком Шираком, по слухам, между ними произошел разговор о том, как именно они отметят победу.

Ширак вроде бы сообщил, что примет своих в Елисейском дворце. А Ельцин сказал, что закатит для наших теннисистов пир горой в самолете на Москву.

Что касается пира горой, то кое-что уже состоялось в воскресенье поздно вечером - в парижской мэрии устраивался прием в честь победителей. Хотя Марат Сафин и сказал, что отмечать начали ребята еще в раздевалке и заканчивать на этом не собираются. И, конечно, Борис Ельцин нашел способ поздравить наших еще до всяких официальных чествований. С трудом выбрался он со своей трибуны и побежал к ребятам на корт. В это время мне и удалось задать Наине Ельциной вопрос, который мучил меня все эти три дня:

- Наина Иосифовна, простите, но каково вам, женщине, провести три дня в Париже и не ходить никуда, кроме тенниса?! Трудно ли разделять страсть вашего мужа к спорту?

- Я даже забыла обо всем! Забыла, что я в Париже! Мы же болели за наших игроков, мы же переживали!

Тут вернулся Ельцин, и Наина Иосифовна как-то очень привычно отступила в тень. Экс-президент выглядел таким счастливым, каким вряд ли видел его кто-нибудь за годы нахождения у власти.

- Борис Николаевич, что вы сейчас сказали ребятам на корте?

- Что Россия гордится ими! Что они герои.

- А Марату? Вы обняли Сафина и что-то ему сказали?

- Я сказал ему, что сегодня у него была лучшая игра за весь этот сезон. Великая игра.

КСТАТИ

Среди других зрителей финала Кубка Дэвиса были Юрий Лужков, Тьерри Анри, Пьер Ришар, Патрик Брюэль, мэр Парижа Бертран Деланоэ, Сергей Ястржембский и многие другие. Всего в Берси в воскресенье было не менее пятнадцати тысяч зрителей.

Игра на вылет

Капитан французов Ги Форже сделал серьезную ошибку, поставив вторым номером команды не матерого Арно Клемана, а неопытного Поля-Анри Матьё. В стартовом матче против Сафина его хватило ненадолго: слегка «подремав» во второй партии, Марат в итоге победил в четырех сетах, и Россия повела - 1:0.

Лидер французов Грожан во втором матче восстановил равновесие, легко разгромив Кафельникова. Женя выглядел так, будто вышел на корт с температурой под сорок - к третьей партии, отданной реактивному французу «под ноль», сочинец был совершенно обессилен и почти не боролся.

На следующий день в паре успевшие восстановиться Кафельников и Сафин должны были побеждать, но, проигрывая 1:2 по сетам, французы из безнадежной ситуации вытащили четвертую партию и дожали россиян - 3:2 в поединке и 2:1 по итогам двух дней в пользу хозяев.

В воскресенье Сафин в игре с Грожаном восстановил статус-кво: при счете 12:11 на тай-брейке третьей партии француз ошибся на приеме, в результате - 3:0 по сетам и 2:2 по итогам четырех матчей. Битву за решающее очко Тарпищев доверил не вконец измотанному Кафельникову, а третьему номеру команды Михаилу Южному. Молодой москвич, известный своим поистине олимпийским спокойствием, не подкачал: даже проиграв первые два сета, он не рассыпался, а сравнял счет и добил неудачника финала Матьё в пятой решающей партии. Победное очко Миша взял пушечной подачей, которую соперник принять не сумел, отправив мяч в аут.

Сафин принес сборной два очка и сделал возможной нашу победу

Марат Сафин сделал для сборной в финале максимум - он выиграл первый, очень тяжелый матч с Матье (в пятницу), выложился на следующий день, играя в паре, а потом, в воскресенье, Марат победил Себастьяна Грожана. И этот матч был настолько красив и эмоционален, что, даже если бы «серебряная салатница» нам так и не досталась, все равно стоило бы сказать Сафину огромное спасибо.

После игры, когда Миша Южный только вышел на корт, Марату задали вопрос: почему он на этот раз был так непривычно для себя спокоен?

- У меня уже не хватает сил нервничать на корте, - ответил Сафин.

Три дня подряд были тяжелейшие сражения. Сам Сафин о своем состоянии сказал так:

- Я еле стою на ногах, еле отвечаю на ваши вопросы, а мне еще домой идти, обратно в номер...

Из «дома» он вернулся очень быстро. И стал болеть за Мишу Южного. Один французский журналист мне потом сказал, что Марат в этот момент показался капитаном команды, так экспрессивно он что-то говорил Михаилу.

Тут уже не было никакого «еле стою на ногах». И вальяжности не было. А какое было лицо потом, когда Южный выиграл матч!..

- Я буду радоваться в течение двух недель, не закрывая рта! - обещал до этого Сафин в случае победы России в финале.

- Это круче, чем секс! - сказал он, уже став обладателем Кубка Дэвиса.

Чувствует ли он себя героем?

- Можно назвать нас героями, - пошутил Марат, - а можно - отличными физкультурниками. Мы все старались.

Ну что тут можно сказать?

Спасибо!