Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Происшествия15 января 2012 12:50

Пассажир лайнера Андрей Голота: «Российский альпинист помогал выбраться людям, провалившимся в машинное отделение»

А вот итальянские спасатели, по словам россиянина, больше играли на камеры [видео]

ОШИБКА ЦЕНОЙ В ПЯТЬ ЖИЗНЕЙ

Круизный лайнер Costa Concordia, севший на мель у побережья Тосканы, потерпел аварию из-за ошибки капитана. Об этом заявляет собственник корабля, судоходная компания Costa Crociere.

Сам капитан лайнера, Франко Скеттино, утверждал, что корабль сел на мель, напоровшись на скалы, не отмеченные на навигационной карте. Скеттино подчеркивал, что его судно не отклонялось от курса. Costa Concordia получила 70-метровую пробоину в днище в нескольких морских милях от острова Джильо и лишь затем, изменив курс, взял направление к берегу Авария судна привела к гибели как минимум шести человек (далее).

О том, как и когда наши соотечественники вернутся домой, читайте здесь.

УСПЕЛИ СХВАТИТЬ ТОЛЬКО КОМБИНЕЗОНЧИК ДЛЯ ДОЧКИ

В круиз по Средиземноморью Андрей Голота с женой Аней и годовалой дочуркой Настей отправился в компании еще трех семей из Питера, давних знакомых.

- Можете себе представить, что мы пережили в ту ночь. Паника, давка, вокруг тебя огромные стокилограммовые люди, которые как и ты, хотят спастись, несутся к шлюпкам, а у тебя на руках – маленькая дочка. И ты не знаешь, то ли нас сейчас задавят, то ли придется плыть в ледяной воде.

Успели только комбинезончик для Насти схватить, я надел пальто, но на обувь времени уже не было, выскочил в носках. Персонал лайнера, который нас окружал, - это были в основном филлипинцы. Как они действовали? Как многие люди в такой ситуации – старались спасти себя. Спасательные шлюпки долго не сразу удавалось спустит на воду – был сильнейший крен. Но в итоге нам все-таки удалось оказаться на борту одной из них.

Андрей, Анна и Настя (в коляске) Голота

Андрей, Анна и Настя (в коляске) Голота

По словам Андрея, о судьбе одной из знакомых питерских семей, с которой они находились на лайнере, им пока ничего не известно.

- На берегу острова Джильо, куда доплыли на шлюпках, мы встретили одну русскую женщину, она рыдала, рассказала, что ее муж погиб на корабле. Он – спасатель-альпинист, когда они вместе провалились в машинное отделение, остался вытаскивать людей, потом ее вынесло наверх, а его она больше не видела. Слава богу, они потом встретились уже в Риме, мужчину, сумевшего выплыть из пробоины, подобрал катер медслужбы.

О работе итальянских спасателей и сотрудников российского консульства у Андрея Голоты не самые лучшие воспоминания.

- По сути, люди спасли себя сами. Спасатели появились уже только на берегу, на острове Джильо, когда опасность уже миновала. Многие из них так картинно влетали с пледами в толпу, словно играя на камеры. Пледы-то тогда уже раздавали всем желающим совершенно спокойно. Кто-то на самом деле помогал, кто-то – явно работал для видео и фото. Штаба, где можно было бы получить какую-то информацию, тоже не было. А вот жители острова вели себя очень достойно – прямо ночью они открывали свои гостиницы, кафе: берите, что нужно, все – бесплатно!

Корабль слишком близко подошле к берегу...

Корабль слишком близко подошле к берегу...

- Удивительно, что в российском консульстве очень долго никто не выходил на связь, - продолжает Андрей. – Там просто никто не подходил к телефону, какое-то движение началось только когда мы уже через интернет попросили знакомых в России рассказать в своих блогах о ситуации, позвонить в различные ведомства. Впечатления о работе наших дипломатов – только самые негативные. Вот и сейчас какие-то клерки помогают нам собирать справки. При этом, мы просим, чтобы нам помогли прямо здесь подать заявление, чтоб компания возместила нам ущерб. Но нам никто не помогает. Паспорта у всех граждан стран СНГ почему-то при посадке на лайнер отобрали, взамен выдали карточки, на которые попросили внести депозит в 150 евро. Вероятно, все наши паспорта на Costa Concordia так и утонули. Как и кредитные карточки, деньги и украшения в сейфах у многих. А ведь и за круиз мы заплатили немаленькие деньги.

По словам Андрея Голоты, в консульстве обещают отправить их домой в Питер уже завтра, 16 января.

Владимир ЗИБРОВ (Наш соб. корр.)

ОТВЕТ ТУРОПЕРАТОРА

«Паспорта забирали для удобства пассажиров»

- Не было никакого злого умысла в том, что паспорта россиян хранили в отдельном сейфе, заявил «КП» гендиректор круизного центра «Нептун», отправлявшего россиян на Costa Concordia Валентин Елисеев. - Это делается на всех международных круизах для удобства самих пассажиров. Ведь нашим туристам для такого путешествия нужны визы, а пограничники проверяют документы пассажиров в каждом порту. И для того чтобы делать это централизованно и не тратить времени отдыхающих на проверки, пассажирская служба заранее собирает паспорта. А вместо паспортов туристам выдаются специальные магнитные карточки, которые действуют как удостоверения личности во время круиза. И подчеркну, эта система касается не только россиян, но и всех иностранцев, которым требуются шенгенские визы и для которых не действуют смягченные правила в этой зоне.

Россияне с Costa Concordia: «Пьяных матросов мы не видели. Эвакуация осложнялась отсутствием перевода на русский»

Степа Чернышев заметно нервничал. Парень ходил туда-сюда в зоне прилета терминала F Шереметьево-2, вглядываясь в лица прилетающих. Вечером 15 января маршрутом Милан – Прага – Москва прибывали его родители – Сергей и Юлия Чернышевы с 8-летним братишкой Никитой. В тур по Средиземноморью студент юрфака одного из столичных вузов не поехал из-за сессии.

- О том, что произошло, я узнал только после обеда субботы, - рассказал парень «Комсомолке». – У меня с утра телефон был выключен, а когда включил, как раз братишка звонил. Рассказал, что их лайнер потерпел крушение, но с ними все в порядке. Много по телефону, конечно, не расскажешь.

Чернышевы живут во Владимире, летевшие с ними из Праги тем же рейсом Сорокины – давние приятели семьи, в круиз специально подгадали ехать вместе. В 8 часов утра 14 января они должны были сойти со злополучного лайнера «Costa Concordia» в городе Савоне, билеты на перелет из Милана в столицу Чехии и далее в Первопрестольную были куплены заранее (далее).

Пассажир затонувшей Costa Concordia Сергей Алфимов - «КП»: «Мы четыре часа просидели на лайнере, который лежал почти горизонтально»

48-летний фотограф и телеведущий Сергей Алфимов из Санкт-Петербурга в круиз по Средизменоморью отправился вместе с женой и двумя детьми. Никто и представить не мог, чем закончится отпуск.

- В районе 20.30 в пятницу 13 января я услышал странный звук — он был довольно громкий, похожий на скрежет. Но после вновь стало тихо, и мы не придали этому значения. Мы с семьей поужинали и в 21.00 отправилисьв театр, - рассказал «Комсомолке» Сергей Алфимов. - И вот в 21.30 началось: все почувствовали резкий крен на левый борт.

По словам очевидцев, первый крен был не очень сильным — градусов 15. Впрочем, этого хватило для того, чтобы в ресторане на столах полетела посуда и бутылки. А спустя еще две минуты выключился свет.

- По громкой связи нам сообщили, что это неполадки с генератором. Но все уже начали понимать: все гораздо серьезнее, - вспоминает Сергей. - Через какое-то время команда включила резервную систему элетропитания (читайте далее).

Лайнер-гигант затонул всего за пару часов. Капитан покинул борт еще до того, как с судна сняли последних пассажиров.

В злополучную пятницу, 13-го, в 22.45 по местному времени, итальянский круизный лайнер Costa Concordia («Коста Конкордия») следовал по круговому маршруту Савона - Марсель - Барселона и, натолкнувшись на риф, затонул прямо возле порта скалистого острова Джильо в Тирренском море. Лишь в субботу днем в Италии появилось первое официальное сообщение о погибших, пострадавших, а также о причинах катастрофы. Из 4229 человек, находившихся на борту судна, судьба почти сорока остается неизвестной. Погибли три человека: два француза и член команды корабля, гражданин Перу. Еще 67 человек получили различные травмы.

По последним данным, в числе пассажиров судна были 111 россиян. Одному из наших соотечественников стало плохо, и его отвезли в больницу в окрестностях Рима. Как сообщили местные СМИ, это пожилой турист, у которого возникли проблемы с сердцем в результате стресса.

«У нас небольшая неполадка с системой освещения. Сохраняйте спокойствие». Это сообщение 52-летний капитан Франческо Скеттино передал как пассажирам уже терпящего крушение корабля, так и наземным портовым операторам острова Джильо. Более того, когда корабль уже получил пробоину, экипаж, одетый в спасательные жилеты, уговаривал пассажиров вернуться в каюты, стюарды уверяли, что ничего страшного не происходит. Около полуночи Скеттино уже находился на суше, в то время как последняя спасательная шлюпка оставила лайнер в 2.45 ночи.

Очевидцы говорят, что капитан пытался довести корабль до берега. Тонущий лайнер стал заваливаться на правый борт и уходить под воду, что исключило возможность дальнейшего использования спасательных шлюпок. Большинству пассажиров приходилось добираться до берега вплавь в 15-градусной воде, рассчитывая лишь на собственные силы и спасательные жилеты.

Окончательную ясность по поводу причин катастрофы внесет «черный ящик», который уже находится в распоряжении следственной комиссии. Однако вышеперечисленных фактов уже оказалось достаточно для ареста капитана Costa Concordia. (читать далее.)

СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОТЕРПЕВШИХ

Капитан был пьян?

Один из пассажиров обвинил капитана в употреблении спиртных напитков - по его словам, Франческо Скеттино проводил ночь перед крушением в одном из баров судна. «Меня шокировало, когда я увидел капитана с бокалом в одной руке и красоткой, висевшей на другой», - рассказал The Sunday Telegraph 41-летний Моник Маурек из Нидерландов. Он же рассказал, что большинство пассажиров понятия не имели о том, что семикратный вой сирены - сигнал эвакуации с корабля.

Малкольм Латарш, редактор журнала IHS Fairplay Solutions, сказал, что капитан мог быть и не виноват - если перед катастрофой случился скачок напряжения, лайнер мог потерять управление. Ему просто не повезло, что он находился слишком бизко к скалам. (читать далее.)

Екатерина БОГДАНОВА

Нижегородцы с Costa Concordia: Мы не ели больше суток, нам негде спать, а консульство не выходит на связь

На борту круизного лайнера Costa Concordia, налетевшего на риф у западных берегов Италии, находились более ста россиян. Среди них оказались пятеро нижегородцев, в том числе двое несовершеннолетних детей из них – 9 летний Роман Махнев 15-летняя Светлана Кекутия, они находились на корабле с родителями.

Нижегородские родственники туристов, потерпевших крушение, сейчас в панике. Они уверены – их родные, испытавшие шок после крушения корабля, сейчас терпят бедствие уже на суше. И просят о помощи.

- Света позвонила мне вчера утром в 7:30, - рассказала близкая подруга Светланы Кекутия Анна. – И единственное что она успела мне сказать "Я и мои родители живы, мой лайнер затонул. Нас вытащили с корабля вчера ночью. команда и спасатели - просто чудо! они отлично справились, но все равно очень много пострадавших и очень много утонуло! мы не знаем что нам сейчас делать. Здесь холодно и мы греемся в итальянских школах, только здесь негде спать. У меня утонул мой фотоаппарат и телефон, я попросила у незнакомых людей трубку» (читайте далее).

ЗВОНОК В ПОСОЛЬСТВО

Двое россиян пока не выходят на связь

Остальные 109 граждан РФ уже общались с нашими дипломатами.

К середине дня воскресенья российские дипломаты вышли на связь или лично встретились со 109 нашими согражданами - 106 туристами из 108, числившихся в списках пассажиров, и тремя членами экипажа, - рассказал «КП» советник посольства РФ в Риме Игорь Богдашев. Некоторым россиянам, получившим легкие травмы, была оказана медицинская помощь, в том числе и посольским врачом. Дипломаты начали оформлять документы для возвращения туристов на родину. Телефоны «горячей линии» посольства: 8-10 (из России) или (из-за рубежа) +39-06-442-35-625, 39-06-494-16-80.

Никита КРАСНИКОВ

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» будет бесплатно перевозить в Москву пострадавших россиян с затонувшего лайнера Costa Concordia. Об этом в своем Твиттере рассказал генеральный директор авиакомпании «Аэрофлот» Виталий Савельев.

«Люди остались без документов, без денег и просто элементарных вещей», - написал Савельев.

Руководитель пресс-службы Ростуризма Олег Мосеев заверил, что все желающие россияне смогут вернуться на родину.

ОНИ УТОНУЛИ

Самые крупные кораблекрушения за последние 100 лет

- 1912 год - гигантский «непотопляемый» лайнер «Титаник» 14 апреля столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Погибли 1503 человека.

- 1914 год - лайнер «Эмпресс оф Айрленд» (Канада) 29 мая столкнулся с углевозом и ушел на дно, прихватив 1014 пассажиров. Спаслись лишь 463 человека.

- 1921 год - колесный пароход «Совнарком» (РСФСР) 10 мая столкнулся с мостом и ушел на дно. По разным данным, погибли от 225 до 400 человек.

- 1986 год - пароход «Адмирал Нахимов» 31 августа был протаранен сухогрузом и затонул, унеся жизни 423 человек из 1243, находившихся на борту.

- 1987 год - пассажирский паром «Донья Пас» (Филиппины) 20 декабря столкнулся с танкером, разломился пополам и ушел на дно. Разлившаяся нефть загорелась. В воде и огне погибли 4375 человек.

- 1994 год - паром «Эстония» затонул во время шторма на Балтике. 852 человека из 989, находившихся на борту, эту ночь не пережили.

2011 год - перевернулся теплоход "Булгария", (Россия). Увеселительная прогулка обернулась кошмаром - в момент крушения на теплоходе находились более двухсот человек, из них 122 погибли, 79 удалось спасти.

Подготовил Никита КРАСНИКОВ.

ЗАЦЕПИЛО

Танковая колея зашоренного сознания

Александр ГРИШИН

Особенности русского взгляда на историю с Costa Concordia.

Крушение круизного лайнера Costa Concordia вызывает смешанные чувства. Даже не сама по себе трагедия - здесь все понятно: сожаление и сочувствие жертвам и потерпевшим. А вот тональность большей части комментариев по этому поводу. Особенно если сравнить их с комментариями по поводу произошедшей не так давно трагедии с «Булгарией». С одной стороны, трагедии вроде как несопоставимы: в нашем случае древнее корыто и значительное количество жертв. С другой - суперсовременное, напичканное сверхсовременной электроникой судно и несколько (вероятно, пока, но хотелось бы, чтобы это количество не увеличивалось) погибших.

Но уверен: если бы, не дай бог, в России утонул еще один корабль, то никто даже не пытался бы остановить крики про то, что бардак проник всюду, что они (режим и бардак как его производная) уже надоели до смерти, что это очередное свидетельство того, что хозяева компании подкупили кого-то там, чтобы набрать дешевое быдло, не знающее даже таблицы умножения. В общем, что все надо менять. Или валить из этой страны куда подальше.

Читать далее.

СПРАВКА «КП»

Costa Concordia - крупнейшее пассажирское судно, ходившее под итальянским флагом, водоизмещением 114 500 тонн. Имело 1500 кают, включая 58 апартаментов с собственными балконами, и было в состоянии вместить до 3780 пассажиров. Принадлежит компании Costa Cruises, занимающей первое место в Европе по круизным перевозкам. Размер лайнера - 290,2 метра в длину и 35,5 метра в ширину. На сайте компании-судовладельца Costa Concordia названа настоящим «плавучим морским храмом».

Во время первого круиза, 7 июля 2006 года, модель Ева Герцигова и телеведущая Антонелла Клеричи стали «крестными матерями» судна. Кстати, во время церемонии Герцигова не смогла разбить бутылку шампанского о борт, что считается дурным предзнаменованием у моряков.

Читать далее.

Кликните для увеличения.

1. Театр ATHENS: просторный трехуровневый театр выполнен в стиле hi-teck. Здесь каждый вечер вниманию зрителей представлены красочные шоу. 2. Внешняя каюта. 3. Торговая галерея: магазины и бутики на любой вкус. 4. EUROPA атриум: многоуровневый (9 палуб) атриум с панорамными лифтами. 5. Бар EUROPA: идеальное место для встреч днем и ночью. 6. Бар CLASSIC DUBLIN: эксклюзивный бар для курения сигар и широчайшим выбором виски. 7. Ресторан SAMSARA 8. Ресторан ROMA 9. GRAND BAR BERLIN: кафе и бар с живой музыкой и площадкой для танцев. 10. STOCKHOLM SPORTS BAR: место встреч для любителей спорта, здесь можно попивать пиво и наблюдать спортивные баталии на большом экране. 11. CAFETERIA HELSINKI: уютное кафе в норвежском стиле. 12. PRAGUE LOUNGE: место оборудованное для презентаций и собраний. 13. Казино BARCELLONA 14. LISBONA DISCO: диско клуб со стеклянными стенами и гигантской видеоустановкой для спецэффектов. 15. INTERNET POINT: помещение оборудованное компьютерами с выходом в Интернет. 16. VIENNA BALLROOM: очень демократичное кафе, где по вечерам устраиваются танцы. 17. PIANO BAR BUDAPEST: кафе с изысканной атмосферой и живой музыкой 18. RISTORANTE MILANO: современный двухуровневый ресторан с панорамными окнами. 19. LONDON SHOW LOUNGE: место где проводится значительное количество увеселительных мероприятий. 20. LIDO MEDITERRANEO: центр для отдыха с бассейном, горячими ванными, баром, буфетом и раздвижной крышей. 21. PARIS BUFFET RESTAURANT: многоуровневый ресторан на открытой палубе. 22. CLUB CONCORDIA: гастрономический ресторан, места бронируются. 23. SPORTS COURT: спортивная площадка для баскетбола, настольного тенниса, волейбола. 24. SQUOK CLUB: детская площадка для игр с бассейном. 25. JOGGING CLUB: 170-метровая беговая дорожка. 26. LIDO RIVIERA MAGICA: место отдыха с бассейном, горячими ванными, 18метровым экраном, баром, живой музыкой. 27. FORMULA 1 SIMULATOR: виртуальная игра для взрослых и детей. 28. BAR SCUDERIA COSTA: бар на открытой палубе. 29. BEAUTY VENUS: парикмахерская и салон красоты. 30. SAMSARA CABINS AND SUITES: каюты класса люкс, тип Samsara 31. SAMSARA Spa: фитнесс центр, бассейн талассотерапия, процедуры, турецкие бани, сауна, горячие ванны. Инфографика: Алексей СТЕФАНОВ

ВОПРОС ДНЯ

Почему деньги и технологии не уберегают от катастроф?

Магомед ТОЛБОЕВ, летчик-испытатель, Герой России:

- Потому что никто не застрахован от разгильдяйства. Профессионалом нужно быть до конца. Работа с высокими технологиями возлагает на тебя серьезную ответственность. И если ты делаешь по 52 рейса в год по одному и тому же маршруту, нужно не расслабляться, а каждый раз идти как в первый раз.

Олег ПОГОДИН, режиссер:

- Не нужно, на мой взгляд, искать только рациональные причины крушения «Конкордии». В свое время амбициозный проект «Титаник», который тоже был напичкан суперсовременным оборудованием, не должен был утонуть, но утонул. Потом во всем обвинили инженерную ошибку. Но это значит, таков был божественный замысел.

Юрий ЩЕРБАНИН, заведующий транспортной лабораторией Института народно-хозяйственного прогнозирования:

- Море - это стихия, для него богатые и бедные равны. Шуточки, халатность не проходят, не важно, старая у тебя посудина или суперсовременная. За любой просчет придется заплатить дорого. Разговоры, что, дескать, нужно меньше электронике доверять, считаю несостоятельными: а что, на спутниках водители за штурвалом сидят? Без электроники никуда.

Игорь КУРДИН, председатель Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников:

- Всегда на первое место выходит человеческий фактор. Что значит скалы не были нанесены на карту? Средиземное море - одно из самых изученных морей Мирового океана. Дело в безответственности капитана и его команды.

Агван МИКАЕЛЯН, директор компании «Финэкспертиза»:

- Новые технические возможности - это новые угрозы. «Титаник» был самым современным на тот момент кораблем, и его погубило именно это - двигатели так разогнались, что лайнер не успел затормозить. Цена риска за последние 100 лет многократно выросла.

Алекс, читатель сайта KP.RU:

- Вот она, мораль западного общества - пуск пыли в глаза, а как критическая ситуация - каждый сам за себя.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ НА KP.RU

Аноним:

Да, когда смотришь на такой гигант, заваленный на бок, не по себе становится. Капитан виноват - стопроцентно, даже потому, что покинул лайнер, когда люди еще звали на помощь. Видимо, надо благодарить Бога, что все произошло рядом с берегом и судно не ушло на большую глубину.

Татьяна:

Какой ужас. Я так мечтала о морском круизе по Средиземноморью, а теперь моя мечта разбилась о риф. Бедные люди испытали все чувства пассажиров «Титаника». Соболезнования семьям погибших…

Ксения:

Многие здесь на форуме сравнивают этот лайнер с «Булгарией». Это не правильно. Я согласна с тем, что «Булгария» была уже очень старым судном и жадность владельцев привела к катастрофе. Здесь же несчастный случай.

Ответ заместителя редактора отдела политики "КП" Андрея Баранова:

- А здесь причиной стала вопиющая халатность капитана и непрофессионализм многих членов экипажа. Погибшим и пострадавшим от этого легче?

Лана:

В прошлом году плавала на этом судне. Только отплыли - сразу был проведен инструктаж, надевали жилеты, выходили к шлюпкам. Все было четко и грамотно. Остались потрясающие воспоминания. Почему сейчас такое произошло - мне не понятно.

Анатолий:

Я моряк, и работу наших консульств за границей знаю не понаслышке. Они самостоятельно абсолютно ничего не хотят делать. Пока им пинка из Москвы не дадут - никто не пошевелится.

Ответ заместителя редактора отдела политики "КП" Андрея Баранова:

- Это, увы, во многом верно. Наши чиновники за рубежом зачастую мало чем отличаются от своих собратьев дома.

Арсений:

Человеческая природа одинакова и от места жительства не зависит. Я сам в МЧС работаю, всякое повидал. Видел я людей, спасающих собственные шкуры, расталкивавших на ходу детей и женщин. В опасные минуты сразу раскрывается истинный облик человека.

СМОТРИТЕ ВИДЕО НА KP.RU: