Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество4 июня 2012 22:00

Как корреспондент «КП» работала на круизном теплоходе

Корреспондент «КП» тайно устроилась официанткой на туристическое судно, чтобы выяснить, усвоили ли речники уроки «Булгарии». Часть 1

Фото: Нигина БЕРОЕВА

Навигация в России в самом разгаре. Тысячи туристов путешествуют по рекам страны. Но насколько их жизни в безопасности?

10 июля исполнится ровно год со дня трагедии с теплоходом «Булгария». Тогда погибли 122 человека (из них - 30 детей). Эта беда выявила все проблемы российского речного пароходства. Чиновники делали громкие заявления, что половину флота можно списывать, теплоходы ходят в негодном состоянии.

Начались проверки, посадки, увольнения. Наведен ли порядок на флоте, могут ли граждане спокойно путешествовать по рекам России? А может быть, опять получилось как всегда: чиновники успокоились тут же, как тема сошла с первых полос газет, как высокое начальство переключилось на другие «тонкие» места нашей действительности? Вот это мы и попытались выяснить.

...Корабли и теплоходы всегда вызывали у меня бурю романтических эмоций. Вечность реки, убаюкивающая качка, дивные пейзажи, проплывающие за бортом. Но реальность не щадит романтиков, и моим грезам предстояло разбиться о причал нашей действительности…

Итак, я начинала новую жизнь. Жизнь бывшей учительницы начальных классов Регины, которая после личной драмы решила пуститься во все тяжкие, а именно устроиться работать на флот. Эту легенду я рассказала при трудоустройстве.

- А чего из учителок-то уволилась? - спрашивали все.

- Классы сокращают, детей в маленьких городках становится мало. Другой работы нет, - неизменно отвечала я и не грешила перед истиной.

Педагогическим образованием оправдывалось правильное произношение и словарный запас. Тут главное - не прогореть на мелочах.

Требования для официанта на деле минимальные. По сути, устроиться может кто угодно. Правда, заранее потребуют прислать фотографию в полный рост. Все предложения о работе на реке можно легко найти в Интернете. Звоню по очередному номеру.

- Мы работаем только с иностранцами, - объяснили мне не без гордости. - Вы иностранный язык знаете?

- Ну английский, - лукавлю я, - на уровне далекой школы.

- Круто, наконец-то у нас будет кто-то англоговорящий! А вы замужем? Вы учтите, у нас иностранные бабушки и дедушки ездят, так что замуж выйти без мазы!

Ну что ты будешь делать! Вот только не нужны были мне иностранцы, хотелось посмотреть, как родного туриста любят.

И вот наконец нахожу нужный теплоход. Бегу на московский Речной вокзал.

В каюте без иллюминатора у компьютера сидела она - директор ресторана. Королева общепита. Екатерина Владимировна.

- Работа тяжелая, но не соскучишься, - обещала она. - И о всяких глупостях точно думать забудешь.

Теперь нужно было оформить медкнижку. С работой на теплоходе не все так просто. Здесь нужна специальная медицинская аттестация. И тут меня ждали преграды. За мои кровные 3,5 тысячи рублей без московской прописки делать медицинскую книжку мне отказались.

- Московская регистрация, недорого! - прошелестел пустыми бланками перед моим носом дядька, как только я отошла от стойки.- Езжайте туда, откудова приехали, тама книжку и делайте, - буркнула мне тетка в частной клинике, презрев мое нестоличное происхождение. - Нам СЭС запретила делать книжки без прописки.

Бизнес налажен. Законы придуманы так, что за деньги их всегда можно обойти.

Предложения в Интернете оказались более конкурентоспособными и вполне нелегальными. Медицинская книжка «под ключ», при этом никто не будет искать в твоем паспорте штампов столичной прописки, - всего за 1800 рублей.

- Привезите свою фотографию к метро, заплатите деньги, и через два часа у вас будет книжка со всеми государственными знаками отличия, - таинственно выдал мне голос по телефону, когда я позвонила по одному из объявлений.

Но я решила пойти самым тернистым и дорогим путем, путем закона. Легкие дорожки вообще не моя стезя. Владельцы теплохода как-то договорились с СЭС, и они за символические 780 рублей обещали полностью оформить меня. А вот анализы нужно было все равно сдать за все те же 3,5 тысячи рублей.

Дорого жить по закону в нашей стране и неудобно - чтобы сдать все анализы, нужна минимум неделя. А времени у меня не было. До начала навигации - три дня. Посему меня согласились временно взять без медкнижки, с учетом что я буду сдавать анализы при каждом заезде в Москву. Нет ничего более постоянного, чем временное…

«С ЗАРПЛАТЫ КУПИТЕ»

В компанию я попала явно не очень богатую. Обычно обувь выдают на корабле, как и всю форму.

- Туфли должны быть свои, черные на каблуке, но учтите, стоять, а точнее, бегать придется весь день.

- У меня босоножки…

- Временно пойдет. Купишь с зарплаты. Иди к горничной, она выдаст постельное белье, а метрдотель - форму.

Горничная вместо приветствия измерила меня высокомерным взглядом и сунула замызганную, но чистую простыню, потрепанное одеяло и килограммовую подушку.

На складе, который помещался в одной из кают, валялось все что угодно - а где-то в углу под пылесосом нашлась и моя будущая форма.

- Синие штаны, блузка, белый гюйс (что-то типа флотского галстука. - Авт.), белая юбка, блузка и синий гюйс. Черные штаны есть? Как нет? Купишь с зарплаты.

Кстати, о птичках. Птицам деньги не нужны, и флотским работникам, по сути, тоже. Зарплата - 11 тысяч без вычета налогов. Плюс обещали еще 7 - 8 тысяч рублей в конверте. Если все будет хорошо… Вот только эта зарплата не за 20 рабочих дней, как завещано Трудовым кодексом, а за все 30 или даже 31 - сколько в месяце помещается. Выходных до середины осени не будет.

КАЮТА СТРОГОго РЕЖИМА

- Это твоя каюта! - сказала метрдотель и открыла дверь. То, что я увидела, в моем понимании больше походило на камеру для особо опасных преступников.

- Аскетичненько… - выдавила я улыбку.

- Чиво? - не поняла девушка.

- Спасибо, говорю.

Длиной каюта была в двухъярусную деревянную кровать, напротив стояла такая же, проход между ними - меньше метра. Жить мне предстояло с посудницей. Она с изнуренным видом читала «Петра Первого».

Очень хотелось вырваться из каюты, посмотреть на теплоход. Я наивно попросила других официанток провести мне экскурсию.

Каюта для персонала длиной была в двухъярусную деревянную кровать, напротив стояла такая же, проход между ними - меньше метра.

Каюта для персонала длиной была в двухъярусную деревянную кровать, напротив стояла такая же, проход между ними - меньше метра.

Фото: Нигина БЕРОЕВА

Каюта для персонала длиной была в двухъярусную деревянную кровать, напротив стояла такая же, проход между ними - меньше метра. Фото: Нигина БЕРОЕВА

Еще больше фотографий смотрите здесь

- Че те экскурсия, чай не Кремль. Где ресторан, знаешь! Вот те каюта твоя, на главной палубе рабочий туалет, а дальше - кают-компания! А больше тебе знать тут ниче ни нада, и ходить никуда нельзя! - рявкнула на меня белобрысая пигалица с глазами-пуговками.

От буфета до туалета, одним словом. Эх, суровый народ речники…

И пошла я по дозволенным местам. Туалет в рабочем состоянии действительно был один. Находился на другом конце судна. Туда же ходили и кухонные работники, как потом выяснилось, причем в рабочей одежде, что запрещено.

В нашем кубрике (по сути, трюме) два удобства оказались сломаны. Зато единственный рабочий душ использовался, судя по запаху, по всем назначениям.

Где я только не жила, где я только не мылась. И на берегу океана в баньке по-черному, и в душевой шахтеров, и в раковине в районной администрации, и с помощью колонки в разбомбленном городе.

Вспомнился Довлатов:

«Мне случалось пить из футляра от очков».

А также:

«Мне доводилось спать в гинекологическом кресле».

До Довлатова мне было еще далеко…

В следующем номере мы расскажем о том, что пьют на борту туристы и что с ними после этого бывает…

О ТЕПЛОХОДЕ

Трехпалубное судно, построено в Германии в 1957 году (588-й проект).

Длина судна - 95,9 м, ширина - 14,4 м.

Теплоход может принять на свой борт 130 пассажиров.

Десятки таких же теплоходов возят туристов по всей России.

Десятки таких же теплоходов возят туристов по всей России.

Фото: Нигина БЕРОЕВА

Десятки таких же теплоходов возят туристов по всей России. Фото: Нигина БЕРОЕВА

Еще больше фотографий смотрите здесь

ФОТОГАЛЕРЕЯ