Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды20 июня 2012 22:00

Как Цой подарил режиссеру Соловьеву название фильма «Асса»

Издательство «ЭКСМО» ­выпустило новую книгу - «КИНОхроники подполья»
Источник:kp.ru

Это альбом с подборкой эксклюзивных снимков группы «Кино». Автор - Наташа Васильева-Халл, фотограф Ленинградского рок-клуба в 80-х. Все, кто когда-то прыгал и пел на выступлениях «Кино», сейчас взрослые и солидные люди. Но вряд ли они его забыли. «Комсомолка» выбрала для своих читателей несколько фрагментов из жизни «звезды по имени Цой».

Из интервью:

- Ночь наполняет меня ощущением мистики. Все предметы, явления, вещи становятся другими. Я дневной и ночной - это разные люди.

- Любовь вообще - это слишком сложно. Есть женщины, которых я люблю, к ним я отношусь хорошо, а есть такие, которых я не люблю, но делаю вид, что отношусь к ним хорошо.

РОК и гламур

Биографы группы говорят, что поначалу в «Кино» играли очень плохо. Но это было не важно, энергетический посыл был запредельный уже тогда, а нарядные костюмы (да-да, было время, когда «киношники» наряжались, как на ярмарку!) добавляли шарма. Костюмы доставала жена Цоя Марьяна, она тогда работала в костюмерной цирка. Принарядившись, парни долго красились, глядя в зеркало. Цоя любили фотографировать, он был разный. И никогда не кричал в микрофон, только глаза светились, как у тигра. Тембр его голоса был вроде бы высокий, а в то же время какой-то низкий. И он был рок-звезда. Сразу, с самого начала. Независимо от зарплаты кочегара.

А привычный имидж группы «Кино», безупречно стильный, безошибочно модный, глэм-роковый, а-ля Дэвид Боуи, создал Георгий Гурьянов.

Когда-то, в «лохматые» времена, Цой (ему здесь 23 года) и его друзья были сами себе стилистами. И первыми модниками в Питере, отыскивая свои развеселые наряды порой на «блошке».

Когда-то, в «лохматые» времена, Цой (ему здесь 23 года) и его друзья были сами себе стилистами. И первыми модниками в Питере, отыскивая свои развеселые наряды порой на «блошке».

Сын Саша, жена Марьяша

Цой часто уезжал на гастроли, которых становилось все больше, Марьяна, директор группы, ездила тоже. Оба были примерными родителями и в их семье все было как-то удивительно мирно. Саша, спокойный и смышленый ребенок, оставался дома с бабушкой. Когда все собирались дома, то выбирали погожий солнечный денек и шли гулять. Марьяна жарила картошку с луком, брала грибы, соленые или маринованные. Болтали о разном, не о музыке. Цой тогда серьезно занимался карате и на прогулке демонстрировал свои достижения. Но главное, он обожал сына! Цой по-настоящему светился, когда держал его на руках.

Цой, Марьяна и их сын Саша. Счастливая семья любила выбираться на долгую прогулку в парк - с едой, квасом и погремушками.

Цой, Марьяна и их сын Саша. Счастливая семья любила выбираться на долгую прогулку в парк - с едой, квасом и погремушками.

Асса и ТАЛЛИН

Таллин 86-го года поразил Цоя (группа давала там концерт) - заграница да и только! Кафе на улицах, кофе, пивбары с каменными сводами и деревянными столами, перепелиные яйца в магазине! В Питере к тому времени дело дошло уже до талонов на водку и колбасу. И все же как только «киношники» вышли из самолета, на них мгновенно обратили внимание. Вихрастые, а-ля Дюран-Дюран прически, все в эффектных черных пальто-шинелях, черных штанах, обувь, в общем - класс! Таллинский концерт группы «вошел в анналы»: биографы Цоя вспоминают, как какой-то солидный, далекий от рока и очень интеллигентный дядечка в запале сказал: «Кажется, что Цой трахнул всех находящихся в зале независимо от пола!»

Гуляя наутро по Таллину, Цой отодрал от стены Дворца спорта вывеску с надписью «Касса» на двух языках, и прикрыв букву «К», музыканты сфотографировались на фоне любимого в рок-тусовке словечка «асса» (которое потом режиссер Соловьев столь удачно позаимствовал для названия фильма).

ВОПРОС ДНЯ

Перемен требуют ваши сердца?

Алексей МАМОНТОВ, президент Московской международной валютной ассоциации:

- Нам нужно менять наш менталитет, иждивенческий настрой. Мы до сих пор всего ждем от государства, ругаем, но все равно ждем. И при этом ничего не делаем сами. Такой же менталитет у людей был во времена Цоя, и ничего не изменилось.

Евгений ГОНТМАХЕР, член правления Института современного развития:

- Хочется, чтобы появилось доверие между властью и населением. Сейчас оно отсутствует. Причем с обеих сторон.

Виктор ЕРОФЕЕВ, писатель:

- Сердце всегда требует перемен. Иначе это вообще не сердце, а жижа болотистая. Перемены - всегда обновление, которое, впрочем, не означает менять каждый день жену.

Валерий ШАНЦЕВ, губернатор Нижегородской области:

- Человек так устроен, что всегда ждет чудес в судьбе. Да вот хотя бы в нашем футболе изменений в лучшую сторону, гол грекам бы забить, и не один. А в семье мне еще внуков хотелось бы.

Алексей ЯБЛОКОВ, советник РАН, Центр экологической политики:

- Сейчас нам надо всерьез заняться экологией. Иначе страну ждет вырождение. Никакое повышение благосостояния населения не спасет наших детей от заболеваний и мутаций.

Вероника СТРИГУН, искусствовед, доцент МГУ:

- Когда мне хочется перемен, я иду в парикмахерскую или переставляю дома мебель. А если серьезно, причина недовольства миром не в мире, а во мне, и меняться лучше самому.

Вячеслав ГВОЗДКОВ, худрук Самарского академического театра драмы им. Горького:

- Перемен требует сердце заслуженного артиста России Александра Амелина. Он слег с тяжелым заболеванием. Весь город собирал деньги на лечение - 10 миллионов рублей. Его на самолете МЧС перевезли в Москву. Будет операция. Шансы есть.

Максим ДУНАЕВСКИЙ, композитор:

- Конечно, да. Цой просто сформулировал философский вопрос, который вечен в поэзии, музыке и литературе.

Марина, слушательница радио «КП»:

- Сердце требует, чтобы совок исчез из наших умов, чтобы все поняли, что не мы что-то должны правительству, а оно нам.

Кира, читательница сайта KP.RU:

- Да, требует! Особенно после того, как я посмотрела, как живут люди в других странах. Но лишь повторять: «Перемен требуют наши сердца» - мало. Надо еще что-то и самому делать.

Виктор Цой во время выступления.

Виктор Цой во время выступления.

Фото: ТАСС

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

НА ВЕКА

«На памятник я потратил собственный миллион»

Скульптор Алексей Благовестнов отлил Цоя в бронзе, но до сих пор не может найти ему пристанище

Почему музыканту, успевшему еще при жизни стать легендой до сих пор нет памятника ни в одной из столиц, в то время, как в чем-то спорная, но эффектная скульптура руки Алексея Благовестнова давно отлита, причем за его собственные деньги? Изваяние еще при жизни «благословила» вдова музыканта Марианна, да и скульптору больше 10 лет назад первому пришла в голову идея увековечить память Цою в бронзе. Когда изваяние впервые появилось в виде гипсового макета и его отдали на суд жителей Питера не все были довольны. Не вдаваясь в художественный замысел, люди придрались к тому, что скульптор решил посадить Виктора на мотоцикл. Макет не простоял у кинотеатра «Аврора» и дня - его потребовали убрать. В Москве предложение установить его на Арбате энтузиазма не вызвало, как и вариант с парком Горького и Воробьевыми горами. Сегодня в честь памятной даты скульптура привезена в Санкт-Петербург, где снова простоит день и отправится обратно в мастерскую в Москве. Какова ее дальнейшая судьба - загадка. Может быть после роковой гибели музыканта и его бронзовое изваяние преследует неведомый рок?

- Идея сделать памятник Цою первой пришла в голову именно вам, почему?

- Памятник возник в результате необходимости - у меня должна была появиться дипломная работа, которая должна была отражать современную жизнь, мое время. И мне хотелось сделать то, что мне очень близко и интересно. Я был на концерте Цоя и колоссальное впечатление оставила ни сколько музыка самого Цоя, сколько люди, слушали его музыку завороженные его шаманством. Это меня потрясло. Несколько тысяч людей внимали его голосу и слушали не так, как других рокеров. Я вынес это из собственного жизненного опыта. А когда я задумал лепить его скульптуру мне было 24 года, а через три года я его вылепил на 6 курсе института. Сложность была в том, что я решил его сделать неординарно, необычно и памятник этот задумался, как дополнение к стене Цоя на Кривоарбатском переулке.

- А что по этому поводу говорили власти?

- В тот момент я даже и не знал, какие документы нужны, чтобы установить памятник и даже не имел представление, что нужно согласие родственников. Но Марианна Цой сразу же подписала мне все документы сразу же, когда увидела фотографии и всячески поддерживала этот проект, пока была жива.

- Почему возник именно такой образ музыканта на мотоцикле?

- Когда стоял выбор, каким образом должен изображаться Цой, я, естественно, отринул всякого рода гитары, прочую атрибутику, связанную с банальным восприятием музыки Цоя, потому что он совершенно не вписывается в ту среду музыкальную, которая царил в его времена и после. На мой взгляд он поэт масштаба не 21 века, а больше. Пятьсот лет ему наверное отпущено управлять сердцами молодежи, потому что это время больших движений, скоростей, молниеносное передвижение в пространстве. С начала века 1908 году период обозвали футуризмом и был выдвинут манифест скорости и манифест человека, сидящего на мотоцикле. С тех пор к концу 20 века вдруг такой подарок судьбы России и может быть всему человечеству в этом лике, образе Цоя, который завел моторы наших душ до такой степени, что до сих пор он их заводит. Мне хотелось такой перводвигатель создать, поэтому я слил человека и машину в единый стиль и получил такой образ, который до сих пор не может найти себе пристанища. Он мчится по разным городам, в основном Петербург и Москва.

- А ведь отлить памятник дело затратное...

- Деньги на памятник такой свободной творческой мысли, естественно, никто никогда не дал бы. Два года назад я его отлил в бронзу за собственные деньги.

Памятник Виктору Цою сегодня день простоит в Питере, а потом вернется в мастерскую - места в России ему так и не нашли.

Памятник Виктору Цою сегодня день простоит в Питере, а потом вернется в мастерскую - места в России ему так и не нашли.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

- Если не секрет, за сколько?

- 1,2 миллиона. Я хотел вообще-то купить себе дорогой автомобиль за 2 миллиона, но потратил деньги на Цоя. Пришлось покупать машину за 600 тысяч. Жаба душила, но что делать, я понимал, что мечту надо осуществлять и переходит к следующей.

- А проводился ли где-то государственный конкурс на установку памятника Цою?

- В Петербурге организован свой конкурс, они уже несколько лет ищут деньги, пробивают разрешение и ничего не могут сделать, потому что не утвердили идею, у всех свои разные взгляды на это.

- Почему вы не участвуете?

- Но меня не звали. Да и сам бы не захотел участвовать, потому что мне не интересно лепить то, что меня просят, я деаю что хочу и как хочу - я художник! Поэтому это Цой, это сталкер, путеводная звезда в космос, во время, в наше пространство. Я за эту работу несу ответственность, не пожалел денег и сил, кучу энергии.

- Что для вас Цой и что он вам дал?

- Он дал мне творческую судьбу. Я познакомился с режиссером Сергеем Соловьевым, с которым мы вместе сделали памятник Тарковскому, Шукшину и Шпаликову, который украшает фасад ВГИКа. С этого я получил большой гонорар и я уже смог заняться Цоем серьезно. Это была моя мечта отлить его в бронзе. И теперь он неуязвим с точки зрения времени, но только не в огне при температуре 1200 градусов, при которой плавится бронза. Он может стоять в воде, в земле, тысячелетие храниться. Это такой выпад, противостояние смерти. Потому что в мире не так много интересных скульптур, отражающих действительность своего времени. Это статуя Марка Аврелия и несколько памятников эпохи Возрождения Верроккьо и Донателло, которые заключены в бронзу и находятся в Венеции в Падуе. Я слелал четвертую статую нашего времени. Если по-настоящему говорить, это конная статуя. С тех пор как мой Цой существует 10 лет, со смерти Цоя прошло 20 лет и с того момента, когда я начинал этот проект, все говорили, ну мотоцикл, ну зачем? А сейчас относятся с уважением и к этому памятнику и к этой идее. Выросло целове поколение, которое не видело его в живую и могли бы его не слушать, у них есть другие кумиры. И он является неотъемлемой частью их жизни, частью сознания. И для меня это очень ценно и с этой точки зрения скульптуру можно было и не делать. Я не ожидал, что через 20 лет Цой будет так жить в сердцах людей. Хотя мне кажется, что все естественно, но зная как все меняется, я удивлен и рад этому. Скульптура с одной стороны дополнение, а с другой часть этого музыканта, его жизни, она превратился может быть в какой-то образ Цоя. Поэтому памятник такой гонимый, как и Цой при жизни. Его концерты обычно срывались и так сложно это все происходило. Он обладал колоссальной популярностью, он воздействовал на людей.

- Почему вы изобразили Цоя именно таким? Разбитая фара, босые ноги, очки?

- Когда связываешь фигуру с мотоциклом, то возникает вопрос кто перед тобой: байкер, рокер? Цоя нельзя было изображать в ботинках, потому что сразу возникало ощущение, что это ни человек, ни певец, ни поэт, а совершенно какой-то люмплен из Люберецкийх краев... А тут возникая апофеозная механика, в которой есть некое противоречие и поэтическое настроение. Эти голые босые ноги символизируют ранимость поэта. Об этом писал Высоцкий: «...поэты ходят босыми по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души...». Это свидетельствует об ахиллесовой пяте, за которую Ахилл поплатился жизнью, попала стрела и он погиб. То есть это уязвимость. Что касается разбитой фары, то это символ трагедии и символ гибели Цоя. И может быть это наша жизнь, потому что все мы летим во тьму, мы все в космосе находимся. Свет - это такое наше внутреннее мироощущение, прямая целевая дорога, путь. И если света нет, жизнь становится невнятной. Никто не замечает, но вилка у мотоцикла стоит очень четко и прямо, выносит его сквозь стену, которая была написана на Арбате, что тоже немаловажно. Эта стена мне показала это цоевское движение вперед к мощной стихии. Очки - это забрало и у него есть несколько строк: «Ты смотришь мне в глаза и темные стекла хранят мою душу...». Я решила, что этот внутренний мир должен быть закрыт навсегда от людей, не привязывать его к действительности. И это создает определенную творческую мистичность. И этот кадр есть в «Игле», когда он в очках сидит. Я взял некоторые вещи из фильма, лепил по «Игле». Тогда это была единственная возможность получить фотографию, тогда 10 лет назад фотографий было мало, книг особо не было. Публикации были при жизни и пару плакатов, но они все достаточно односторонние и для скульптуры не подходят. Нужны черно-белые хорошие фотографии. И я с фильма наснял раскадровок, по ним и создавал образ.

- У вас какая-то интересная история с прототипом мотоцикла?

- Мотоцикл «Ява» оказался в самом институте Сурикова. Это подарок судьбы - я нашел его стоящим в подвале, он хранился лет 20. На ней якобы тоже кто-то погиб, она была помятая. И на моем мотоцикле переднее крыло помято. Вообще эту модель водить тяжело, машина не очень удобна в вождении, опасная. Об этом и это произведение. Зрителю нужно совершить небольшую творческую работу. Я предлагаю человеку, который смотрит на Цоя превратиться в слушателя Цоя, а не просто сравнивать, какая у него ширина скул, насколько я точно вылепил ухо и так далее. Это неинтересно в искусстве. Для этого есть жизнь, фотографии и другие виду искусства, которые за это отвечают.

- Закрытые очками глаза - способ скрыть его неславянскую внешность?

- Цой пел на русском языке и по происхождению кореец, но этой информации раньше не было, в советское время не задумывались, кто он по национальности, мне это в голову даже не приходило. И я закрыл глаза. Если бы я сдела его с узкими глазами, Внешний образ совершенно не связывался со внутренним образом Цоя и с тем временем. Мне кажется важно не показывать предметно его именно физическую национальность, потому что Цой это величина не физическая, а духовная, ментальная.

- Что говорят по поводу постоянной установки памятника власти?

- Власти ничего не говорят, потому что они постоянно меняются. Когда я устанавливал его в Москве, этим занимался Российский союз молодежи и они многое для этого сделали, нам не хватило только денег, которые нам пообещали, но никто не дал.

- Где бы вы сами хотели увидеть памятник?

- Владивосток, Москва, Санкт-Петербург - такие мощные города. Рига меня тоже зовет, повезу туда Цоя осенью. Поставить на несколько дней не на том же месте, где произошла катастрофа, но в городе.

- Почему на Арбате не разрешили поставить?

- Не разрешили. Хотя там стоят свежие скульптуры, например, Окуджава. На мой вгляд это все далеко от подлинного лика Москвы и Арбата. Памятники ставят из-за связей и отношений. Я не стремлюсь их поддерживать и обрываю. Это против моей натуры, я всегда ухожу, я не даю откатов, живу по другим законам, не зависим ни от кого. Чиновники приводят своих художников. Это нормально, все всем мире во все века так было. По московским законам я являюсь основным претендентом на установку памятника. Но места предлагали все дальше центра и не хотелось ставить его черт знает где и народ его не увидит. Предлагали в парке Горького, но сказали нет, потом я предложил на Воробьевых горах, но всех пугает Цой и мотоцикл, приедут байкеры... Я не стал удалять его от центра, значит не время...

Юлия ХОЖАТЕЛЕВА

Памяти Виктора Цоя. Программа «Тема дня» сегодня в 15.06.

УЧАСТВУЙ, ГОЛОСУЙ, ОБЩАЙСЯ!

Примите участие в нашем конкурсе "Попробуй спеть вместе со мной"!

Пройди тест: "Хорошо ли ты знаешь песни Виктора Цоя"!

А здесь - наше сообщество поклонников группы "Кино" - "Виктор Цой - жив!"