Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды16 августа 2012 22:30

Вдова Вампилова: «Судиться ни с Голливудом, ни с Мережко не хочу!»

19 августа знаменитому писателю исполнилось бы 75 лет
Александру Вампилову 19 августа должно было исполниться 75 лет...

Александру Вампилову 19 августа должно было исполниться 75 лет...

Мы разыскали Ольгу Михайловну Вампилову - вторую жену и мать единственной дочери писателя, чтобы побеседовать накануне 75-летия со дня его рождения (19 августа 1937 года) и 40-летия со дня трагической гибели (17 августа 1972 года)

- Было удивительно найти вас в Москве, ведь вы в эти даты часто проводите в Иркутске...

- В последнее время я нечасто езжу в Иркутск, только на какие-то события. Туда порой становится страшно ездить, потому что все начало обрастать какими-то немыслимыми небылицами.

- Были ли какое-то предчувствие в тот страшный для вас день?

- Он погиб накануне своего дня рождения, когда поехал в гости к друзьям. Никаких предчувствий не было, думали, как встречать гостей, что приготовить и тут неожиданно это случилось за два дня до дня рождения.

- Чем закончилась эта история, когда к вам под видом студентов пришли ребята и попросили продать права на экранизацию пьесы «Старший сын» за 3 тысячи долларов, а потом выяснилось, что фильм сняли в Голливуде?

- Это какая-то запредельная история. Людей, желающих поживиться никогда не было мало. Не хочется портить настроение на старости лет. Зачем с ними связываться? А знаменитый фильм «Полеты во сне и наяву» с Янковским, Мережко сценарий писал - полный плагиат «Утиной Охоты», но что я, в 67 лет по судам буду бегать?

- А как вам советская постановка Утиной охоты «Отпуск в сентябре»?

- По Вампилову Зилов - инженер, который конфликтует с самим собой, с жизненной ситуацией. А в этом фильме он по виду просто сантехник. Какая-то шарашка! Ну какой он интеллигент? И жаль, что такой великолепный актер по задаче режиссера так все исполнил. Человек мечется, он страдает от самого себя, он сам все понимает, что творит.

- Как это ни печально, но признание к Вамилову, как это часто происходит, пришло только после смерти. Вы, как вдова драматурга, продолжали бороться за его дело после смерти?

- Мне ничего не пришлось делать. После смерти как-будто эхо возникло, вдруг все театры его стали ставить. Без всякой помощи пошел процесс, который уже назревал. Никто не помогал, ни Арбузов, ни Розов. Деньги то не одалживали... Я никогда не о чем никого не просила, но правда и сам никто не пришел и не предложил. Пришло время, но, к сожалению, без него.

- В своей работе он с вами советовался, как-то на вас опирался, ведь его главные произведения написаны именно при вас?

- Кто об этом разговаривал со своими женами? Это уже жены потом все придумали! Какая ерунда! Какой уважающий себя писатель будет с бабой обсуждать тему произведения или советоваться убить главного героя или оставить жить? Он по ночам писал, присутствие в это время кого-то в комнате вообще не желательно. Вы считаете, что Софья Андреевна сидела у коленок Льва Николаевича? Да он бы ее убил!

- Какое ваше самое приятное воспоминание о жизни с Вампиловым?

- Воспоминание одно - с этим человеком было безумно весело и интересно Несмотря ни на что. Даже при самых каких-то тягостных разборках тебе становилось вдруг смешно.

- Он вообще был эмоциональным человеком?

- Он был воспитанным. Однажды два очень известных сатирика того времени опубликовали опус в Литературной газете, который представлял абсолютный пересказ Утиной охоты, которая была много лет запрещена. И он это увидел. И сказал: «Этим людям я своей руки не подам», хотя с ними дружил. Это было самое страшное. Для нас вообще принято никогда в жизни не выяснять отношения, считали это последним делом. Это как заноза в сердце.

- Что для вас значило знакомство с ним?

- Когда я его случайно встретила встретила в Иркутске, он был рядовым журналистом молодежной газеты. Я и этого не знала. Для меня было значимо, что на меня обратил внимание взрослый человек, старше меня на 8 лет. А дальше уже как это говорится:

- Как вы вышли замуж за генерала?

- Для этого нужно сначала выйти замуж за лейтенанта!

- Как он воспринял рождение дочери?

- Я счастлива, что он меня не видел с брюхом, потому что в это время он уехал учиться на высших литературных курсах. Это сейчас этим стали дико гордиться и считают, что это страшно привязывает... Ребенку уже был месяц, когда он впервые его увидел. Его первые слова были: «Так, незаимствованный сюжет!» То есть дочь получилась его абсолютной копией и как показало время, не только внешне.

- Какой путь выбрала ваша дочь Елена?

- Ей было 6 лет, когда его не стало. Она закончила ГИТИС, но работает в фирме. И у внучки, которой, кстати, на днях исполнилось 17 лет, никаких позывов идти в литераторы пока нет. Время покажет.

- Что вы храните на память о муже? Или все уже отдали в музеи?

- Я ничего музеям не отдаю. Тот же Бахрушинский сам не интересуется, я к ним и не обращаюсь... Храню его рукописи, книги, которые издавались в Японии, Германии, Болгарии, Америке.

- Как бы он сейчас смотрел на то, что творится в мире, те же Pussy Riot?

- Да никак! Плюнул бы, растер и отошел. Трудно представить его в этой жизни. Наверное, как-то приспособился бы. Но он никогда бы не покинул страну. И она его похоронила, глупая эта родина... Мы живем среди потерянных людей. И не благодаря, а вопреки.

- Он приходит к вам во сне?

- Чем больше ты живешь на свете, тем больше к тебе во сне приходит мертвецов: и друзья, и близкие, и он... Очень редко, но во сне я его очень дико ревную, так же как при жизни, будто это было вчера. Где вы видели мужика, который не изменяет? Просто к этому надо относиться мудро. Уже кажется, пора успокоиться, но сон - это не жизнь. Не только к женщинам, я и к друзьям ревновала. Он друзьям отдавал большую часть своей жизни, мог от всего отказался, помогал. А я всегда говорила: «У тебя нет настоящих друзей!» Так оно и оказалось. Умирал он в одиночестве.

- Перечитываете ли его произведения, хоть, наверное, уже и выучили все наизусть?

- Иногда читаю рассказы... Но меня интересует другая жизнь, которая идет. Что же я буду все время сидеть с ними как с Библией что ли? Этого нет, на божницу не ставлю. Да, потрясающий писатель, замечательный драматург. Жизнь продолжается, а на божнце должна стоять Библия, если ты веришь.