Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество31 августа 2012 13:00

Елена Яковлева: «Игорь Кваша был совестью театра»

Народного артиста похоронят четвертого сентября на Троекуровском кладбище [аудио]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Его называли одним из самых глубоко-чувствительных и глубоко-чувствующих артистов, отличающихся не только высочайшим актерским мастерством, но и человеческой порядочностью.

Его называли одним из самых глубоко-чувствительных и глубоко-чувствующих артистов, отличающихся не только высочайшим актерским мастерством, но и человеческой порядочностью.

Фото: RUSSIAN LOOK

В четверг на 80-м году жизни ушел из жизни поистине народный артист, любимый зрителями, уважаемый коллегами, один из больших и знаковых мастеров нашего кино и театра Игорь Владимирович Кваша.

Его называли одним из самых глубоко-чувствительных и глубоко-чувствующих артистов, отличающихся не только высочайшим актерским мастерством, но и человеческой порядочностью.

Неслучайно, именно он столько лет прекрасно справлялся с ролью ведущего непростой по накалу эмоций телепрограммы Первого канала «Жди меня».

Играя в театре, признавался, что, даже если неважно себя чувствует, не может себе позволить «играть вполноги». А в кино его называли асом вторых ролей. Ему не часто доставались главные роли. Но даже в небольших эпизодических ролях он умел так раскрыться, что его участие в фильме для любого режиссера было почетным и являлось «гарантом качества».

Сегодня мы попросили коллег артиста вспомнить о нем…

"Утро обреченного прииска", 1985 год. Роль золотопромышленника Бутлицкого

"Утро обреченного прииска", 1985 год. Роль золотопромышленника Бутлицкого

Фото: RUSSIAN LOOK

Олег Табаков: «Кваша стоял у истоков театра «Современник»

Игорь Кваша – коренной москвич. И, возможно, его гены и прекрасное воспитание, обеспечили ему тот душевный фундамент, который и помог ему состояться как личность, и оставаться личностью на всю жизнь. Фактически Кваша вместе с Галиной Волчек и рядом единомышленников были основоположниками, инициаторами и создателями театра «Современник» - первого театра в Москве, который организовали не «сверху», а «снизу» группа молодых артистов. Кваша был, что называется, из «племени «Современника». При этом, став «старожилом» «Современника», не рвался на руководящие должности, да и не занимал их никогда, хотя на всю жизнь стал «фундаментом» этого театра, не покинув его до последнего, даже в самые сложные годы. В «Современнике» он играл роли, как артист, ставил спектакли в качестве режиссера. Рассказывают, бывали у него ссоры и споры с худруком Галиной Волчек, но «непогодица» в их отношениях заканчивалась всегда солнечным миром и пониманием, «ну куда же нам без Кваши?!»

«С Игорем мы не просто вместе играли, работали. Это прожитые годы вместе, бок о бок. Это молодость, общие радости, это нечто живое… - сказал «КП» Олег Павлович Табаков. – Игорь был непростой человек. Человеческие качества в нем были самые разные. Но главное не это, а то, что ушел человек, который делал этот театр с 56-го года! Это 56 лет. Мостодонт. Актер яркого дарования… Мне неловко сейчас о нем говорить, потому что я 30 лет назад ушел из театра «Современник», и то, что мы недосказали за эти 30 лет, уже не доскажешь, и потому не имеет смысла. Я знаю, что последние годы он много болел, оттого мы его нечасто видели… Дай бог его самым близким людям - жене Тане, сыне Володе - сил и выносливости пережить все это. Самые искренние им соболезнования!»

"Соломенная шляпка" 1975 г.

"Соломенная шляпка" 1975 г.

Фото: RUSSIAN LOOK

Мы дозвонились бывшей партнерше Кваши, актрисе Елене Яковлевой («Каменская», «Интердевочка») в день смерти актера. Яковлева не могла сдержать слез.

- Я просто не могу в это поверить! – сказала актриса. - Вы позвонили в такой момент, когда у человека, кроме растерянности и желания, что бы это сообщение было неправдой – больше ничего нет! У меня какое-то опустошение от этого известия! Слов просто нет. Я сейчас пытаюсь прийти в себя.

Знала, что он болел, но все люди болеют. А от него, такого «огурчика», живчика - ожидать такого было очень неожиданно!

У меня ощущение, что это какая-то неправда. Я не верю в это!

Я сейчас нахожусь в Америке, пытаюсь быстрее взять билет и вылететь, чтобы с ним проститься!

- О нем вообще не ходили грязные сплетни, что о многом говорит…

- Знаете, сейчас не тот случай, чтобы говорить, что там о нем ходило или не ходило. Но то, что он был СОВЕСТЬЮ театра - это правда.

Он не просто основатель, он как основа был. У меня всегда было ощущение, что если с ним что-то случится, то что-то случится и со всем театром!

Я год как ушла из театра. Не знаю, что за этот год с ним там происходило.

Но, наверное, лучшие его и мои годы в театре, мы провели вместе.

И сейчас я вспоминаю, как он пытался мне помогать в спектакле «Близнец». Это один из первых моих спектаклей, когда я только пришла в «Современник». С этим спектаклем связана непростая история. Когда Игорь Владимирович выступил за то, чтобы в этом спектакле играли артисты, в их числе Шаповалов, Смехов, которые ушли из театра на Таганке после изгнания Любимова. Там была такая сложная история. А Игорь Владимирович умел оказать поддержку коллегам…

А самая моя первая так сказать роль – в нужный момент я вставала за кулисами и истошно кричала. Роль называлась "девушка, изнасилованная белогвардейцами". в спектакле "Дни Турбиных" Булгакова (1984 год). И это с подачи Кваши…

Момент первого нашего знакомства помню, когда он схватил меня и повел в один свой спектакль, потом в другой.

Потом вместе мы вышли на сцену. Он всегда был готов прийти на помощь. Он был свидетелем на нашей с мужем свадьбе. Мы дружили... Ой, это такие воспоминания, когда надо писать книгу об Игоре Владимировиче…

Он мог быть разным – увлеченным, настырным, самоуверенным, многое знал и умел – футбол, живопись…. Но главное, он был классный просто человек. Когда такие люди уходят, это ужасно! Можно о нем сказать, человек широкой души, светлый. Это все есть, присутствовало в нем, но все слова меркнут, когда речь идет о нем. Он был просто НАСТОЯЩИМ. Вот и все.

И сейчас мне очень странно говорить про него в прошедшем времени, что он был… Извините, не могу говорить, это ужасная трагедия!

"Сердца трех-2", 1993 г.

"Сердца трех-2", 1993 г.

Фото: RUSSIAN LOOK

Вениамин Смехов: «Игорь протянул нам руку помощи на свой страх и риск»

- То, что вам рассказала Лена Яковлева – я тоже хорошо помню. И не перестаю благодарить в душе Игоря Владимировича, – признался «КП» актер Вениамин Смехов, непревзойденный мушкетер Атос. – Нас связывала просто мушкетерская дружба… Игорь Кваша – рыцарь. При чем не на словах, а на деле. Когда случилась семейная беда в «театре на Таганке», и Любимова изгнали из страны, то первым, кто на свой страх и риск в советском партийном пространстве – высказался за нас – был Игорь Кваша.

Первым, кто ради нас готов был отдать свою партийную или профсоюзную книжечки были Игорь Кваша. Вместе с Волчек они заставили свое начальство согласиться принять нашу четверку с «Таганки» - меня, Филатова, Шаповалова и Боровского - нашу дружескую эмиграцию в «Современник».

Тогда Галина Волчек взяла пьесу Михаила Рощина «Близнец» и пригласила в нее играть актерский состав наполовину из нас, четверых гостей из «Таганки», и плюс ветеранов «Современника» – Игорь Кваша, Марина Неелова и юная Леночка Яковлева. И это было для всех нас очень важно и сердечно-сосудисто.

И в первую очередь, это было сердечное участие Игоря Владимировича Кваши в жизни друзей, коллег. Потом пришел к власти Горбчаев, началась перестройка, все изменилось, и мы вернулись на «Таганку». Игорь Кваша восстанавливал «Матросскую тишину» вместе с Марленом Хуциевым. А наше дружеское общение с Игорем осталось навсегда. Я очень его люблю. Четвертое февраля – для меня навсегда важный день. Где бы я ни был, я всегда дозванивался до Игоря, поздравлял с его днем рождения, объяснялся в любви как к великому, милому, настоящему другу.

Его уход - это страшная беда, о которой люди незнающие будут говорить – что ж, человек столько пожил, 80 лет, это же счастье столько прожить, и так интересно.

Но ему бы жить все сто лет! Его уход это такая боль. Таких, как он, единицы.

Игорь Кваша - невероятно одаренный человек, с абсолютно сохраненной гражданственностью, совестливостью. Его любили. Он играл разные роли. Он был феерически смешным актером, комедийным. В спектакле «Голый король» он был очень смешной.

И при этом он был человек очень законченного серьеза ко всему – жизни, людям, друзьям, ситуациям, политике, ролям. Это был неистовый, совершенный идеал Русского артиста. Корме того, каким он был другом для своих людей! И беспощадным в том числе, когда кто-то врал или совершал нелицеприятные поступки…. Я счастлив, что награжден дружбой с Игорем Владимировичем. Спасибо ему! Царствие ему небесное».

Игорь Костолевский: «Он старался никого не забыть»

- Когда-то я заметно и долго играл в спектакле тетра Маяковского – «Кинг», запомнившаяся роль. Но первый, кто мне предложил сыграть эту роль, был, как ни странно, именно Игорь, который работал в «Современнике», - рассказал «Комсомолке» актер Игорь Костолевский. - Он мне еще в то время предложил эту роль, чтоб я играл с Валей Гафтом. По разным причинам у нас это не произошло, но, тем не менее, он меня увидел и словно предчувствовал эту важную роль в моей творческой судьбе…

Потом мы с ним встретились на съемках фильма »Другая женщина, другой мужчина», где он проявил себя как большой профессионал и большой артист. По жизни Кваша был личностью, гражданином. Он всегда говорил то, что думал. Ни перед кем не заигрывал. И всегда был интересен.

- Внешне он производил впечатление очень спокойного человека.

- Нет, «спокойный-спокойный» таких, как он, ролей не сыграл бы! В каких-то ситуациях он был спокоен, в каких-то - буйным и решительным, целеустремленным, волевым. Он не был уравновешенным человеком. Как в хорошем артисте, в нем было все. Азартный. Темпераментный. С огоньком. Замечательный рассказчик. Его природная интеллигентность, внимательное отношение к людям - очень привлекали.

Возможно, для тех, кто его близко не знал, он кажется спокойным, благодаря передачи

«Жди меня». Мне кажется, он замечательно вел эту программу. Как раз очень уравновешенно сделано, с большим соучастием. Не сопливым, сентиментальным, а именно человеческим. А это мог делать только такая Личность, как он, который сам много пережил, много знает про эту жизнь, много перечувствовал.

Кстати, сам Кваша говорил создателям программы, мол, если я сорвусь и заплачу, мы это в эфир не пустим…

Конечно, то, что случилось, это большая беда. Я выражаю соболезнование и Тане, его жене, и всем его близким и, в общем, всем нам, потому что это большая потеря. Время такое, что уходят действительно Личности, которые заменить трудно. Главное то, что осталось после него на экране, память о нем…

Алла Сурикова: «Кваша мог быть обидчивым, но отходчивым»

Режиссер фильма «Человек с бульвара Капуцинов» Алла Сурикова вспоминает, как было легко и радостно работать с Игорем Владимировичем на съемках ее фильма.

Кваша сам выполнял трюки и сам ездил на лошади, отказавшись от дублеров (еще в институтские годы Игорь Владимирович начал занимался конным спортом, получив 2-й разряд).

На съемках Кваша сначала наотрез отказывался, чтобы его героя Пастора по сюжету несли на руках женщины. Сначала хотели подыскать крупных и сильных дам. Но потом, чтобы сердце Кваши было спокойным, предложили мужчинам-каскадерам переодеться в женское одеяние. Они как пушинку понесли Квашу на руках, так что Игорь Владимирович, шутя, просил лишний дубль – мол, сам то любимую жену на руках носит, но вот что б его…

«На съемках был такой неприятный случай, – рассказывает Сурикова. – Мы снимали в Крыму. Кваша прилетел из Москвы на съемки в симферопольский аэропорт. А администратор киногруппы, который должен был вовремя его встретить и привезти на съемочную площадку, все ездил вначале по своим делам и ездил так долго, что раздраженному уставшему Кваше это надоело, он демонстративно вышел из машины и вернулся в аэропорт. Я не могу понять, что случилось, почему нет Кваши? Тут мне звонит в слезах жена Игоря Таня. Говорит, Игорь очень огорчен, что к нему так неуважительно отнеслись, сидит в аэропорту и пьет. Я все бросила и помчалась в аэропорт, где действительно нашла Квашу, допивавшего уже вторую бутылку водки. Я ему сказала, что готова встать перед ним на колени, чтобы загладить вину, что без него снимать не буду. Предложила допить третью бутылку вместе. Мы взяли третью бутылку и отправились на съемочную площадку. На следующий день съемки отменили — не в рабочем были состоянии».

"Под знаком Скорпиона", 1995 г. Роль Сталина

"Под знаком Скорпиона", 1995 г. Роль Сталина

Фото: RUSSIAN LOOK

ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ:

Однажды, еще в молодые годы, из-за плохого настроения Игорь Каша решил не праздновать свой день рождения. Тогда его друзья во главе с его лучшим другом Андреем Мироновым позвонили в дверь его квартиры, а, когда хозяин открыл, не здороваясь и не обращая на него внимания, прошли в квартиру и уселись на пол, начав расставлять выпивку и закуску. По-очереди произносили тосты в честь «этой сволочи» - виновника торжества. А Кваша в это время смущенно бегал вокруг. Когда спиртное закончилось, Миронов великодушно принял от жены Кваши бутылку водки, заплатив за нее по ночному тарифу втридорога. В конце концов, именинник был прощен, и рад, что его не забыли.

На одной из вечеринок у скульптора Геннадия Распопова многие с удивлением обнаружили у Кваши талант художника. В тот вечер актер взял в руки кисть и за короткое время нарисовал масляными красками портрет самого скульптора. В конце года в мастерской Геннадия устроили вернисаж и конкурс работ. Присуждали места, не говоря, кто автор рисунка. Картина Кваши заняла первое место. Позже близкий друг и художник Лев Збарский предложил Игорю Владимировичу сделать вместо него буклет о Ефремове, который готовило к выпуску бюро кинопропаганды. Этот буклет, в котором так и значилось: "художник И. Кваша" занял в этом самом бюро первое место.

О личном

Мне довелось несколько раз брать комментарии у Игоря Кваши по разным поводам. К примеру, он, как заядлый фанат футбола (кстати, и сам любит погонять мяч) с упоением нахваливал в разговоре со мной Гуса Хиддинка, тогдашнего тренера нашей сборной, – мол, мало кто верил в его способности, а он сумел проявить себя как режиссер в ответственный момент и вывел команду в победе на чемпионате.

Кваша же давал комментарии по поводу фанатских погромов во время матчей и подписывал письмо-обращение к фанатам. Он всегда живо реагировал на разные ситуации в жизни, даже если они не имели отношения к его любимой профессии. Он увлекался живописью, футболом, хоккеем, теннисом.

Но самой большой его любовью и привязанностью была его жена, с которой отметил золотую свадьбу - Татьяна. О «половинке» он отзывался, как о лучшей женщине на свете – единственной, кто может вытерпеть его несносный характер.

Супруга Кваши Татьяна однажды рассказала мне, как Игорь Владимирович, помимо его на то воли, некоторое время вынужден был быть… двоеженцем.

Вышло, что со своей будущей второй женой Таней Кваша познакомился, когда еще не был разведен с первой супругой. Любовь закрутила влюбленных во время курортного романа в Ялтинском санатории, куда Кваша приехал отдыхать с Галиной Волчек. Собралась одна волейбольная команда отдыхающих. Так, в промежутках между волейболом Кваша и стал ухаживать за Таней. В первой семье отношения у него давно разладились. И, хотя предложение руки и сердца он сделал Тане сразу же по приезду с отдыха в Москву прямо в метро, но расписаться они все не успевали. Друзья торопили: «Когда гулять на вашей свадьбе будем?». А Кваша то на съемках, то на гастролях - оформлять развод некогда. Тогда решили играть свадьбу без официальной росписи. Родители Тани устроили торжество в ресторане в ноябре. Получилась парадоксальная свадьба с женихом - «чужим мужем». Ведь в паспорте актера все еще стоял штампик о браке с первой женой… Позже на официальную регистрацию в загс Игорь привел Таню уже с животиком, беременную. У них родился сын, который позже подарил родителям двоих внуков.

Игорь Кваша уговаривал жену взять его фамилию, а она поставила условие: «Только если бросишь курить». Младший брат Петя ее отговаривал: «Станешь ты Кваша — и пациенты не будут знать, женщина ты или мужчина! Ну что такое доктор Кваша?» Да и курить Игорь не бросил, как Таня ни уговаривала. Вот и оставила она свою фамилию — Путиевская. В разговоре со мной Татьяна признавалась, что очень счастлива с мужем. И с удовольствием заботится о нем. Готовит ему блюда из его любимой кавказской кухни. Вместе проводят свободное время. «Я по профессии врач. Но так сложилось, что всю жизнь кручусь в обществе актеров. Мой отчим – драматург. До Игоря за мной ухаживал Михаил Козаков. Но лучшего актера и мужа, чем Кваша, для меня просто не существует. Нам есть что вспомнить хорошего про нашу семейную жизнь», - признавалась Татьяна. Сегодня от имени читателей «КП» мы передали ей соболезнования…

Памятные роли актера - смотрите в нашей ГАЛЕРЕЕ.