Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Политика8 ноября 2012 22:00

Владимир Путин: новая кадровая политика

Широко обсуждаемая отставка Анатолия Сердюкова с поста министра обороны и назначение на этот пост Сергея Шойгу - свидетельство о начале новой кадровой политики Владимира Путина
Источник:kp.ru
Эксперты говорят, что Путин третьего президентского срока демонстрирует способность меняться.

Эксперты говорят, что Путин третьего президентского срока демонстрирует способность меняться.

Фото: РИА Новости

И не только. Кадры - только начало будущих серьезных системных изменений со стороны власти. Именно к этому выводу приходят политологи, анализируя последние кадровые шаги президента.

близость к «кругу» ничего не гарантирует

«Стремительность событий, произошедших вслед за увольнением министра регионального развития Олега Говоруна, подчеркнула весьма важную вещь: президент не только способен изменить свою кадровую политику, но и, несмотря на утверждения своих недоброжелателей, делает это, что называется, «в реальном времени», - считает генеральный директор «Центра политической информации» Алексей Мухин. - Можно четко обозначить новую кадровую политику Путина как явный тренд. Понимать его следует так: близость к «кругу» ничего не гарантирует, решения принимаются прагматично и быстро, исходя из запросов общества и эффективности персоны. Более того, новая кадровая политика уже работает, это свершившийся факт».

По мнению политолога, Анатолий Сердюков имел все признаки «человека из ближнего круга», как и много реальных заслуг и в качестве главы военного ведомства. Однако в реалиях новой кадровой политики все это не смогло обеспечить ему индульгенции. «По сути, сигнал, поступивший из Кремля, говорит о том, что профессиональные качества и репутация управленца теперь ценятся гораздо больше, чем внешняя лояльность», - считает Алексей Мухин.

«Еще до отставки Сердюкова произошла история с Минсельхозом, в котором до сих пор не назначен руководитель департамента. Минсельхоз, замечу, у нас является одним из крупных землевладельцев. И далее уже последовала история с Мин-обороны - самым крупным собственником земли в стране», - добавляет глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

При этом очевидно, что смысл действий Путина был понят политическим сообществом вовсе не сразу. Парадоксально, но самое простое объяснение кадровых шагов - элементарная пригодность чиновника к тому или иному посту - вовсе не лежало на поверхности: видимо, уж слишком вошло в привычку искать некие скрытые причины, пружины, механизмы, завуалированные сигналы. Между тем Алексей Мухин считает изменения в подходе к кадрам первым шагом к гораздо более масштабным и системным изменениям. «Путин третьего срока явно выглядит иным, чем Путин первого и второго сроков президентства, - прежде всего демонстрируя способность меняться. А эта способность, пожалуй, говорит о человеке и политике куда больше, чем весь прежний опыт», - уверен он.

Это не показуха, а дело принципа

Словом, только спустя несколько дней политологи сумели осознать смысл начавшегося процесса. Пожалуй, наиболее емко сформулировал его суть публицист и политолог Леонид Радзиховский: «Сигнал тройной. Неприкасаемых - нет. Подозрения в коррупции не покрываются и не будут покрываться - в том числе и на высшем уровне. Президент знает общественные настроения и считается с ними».

«Это не показуха, а дело принципа - принципиальная политика нового срока Путина, которая манифестирует, что неприкасаемых нет, что главными критериями при принятии кадровых решений являются профессионализм и соответствие уровню занимаемой должности, - соглашается политолог Павел Данилин. - Дело не в персоналиях уволенных и назначенных - дело в новых принципах. И не имеет значения, являешься ли ты членом «старой команды», «внутреннего круга». Третий президентский срок Путина показывает - от попыток удержать ситуацию «на грани», характерных для начала нулевых, от стабилизации ситуации в стране, что было свойственно второму сроку, страна переходит в этап устойчивого развития».

Таким образом, эксперты убеждены: в свой третий приход на президентский пост он показывает себя серьезно эволюционировавшим политиком. Похоже, что накопленный опыт Путин преобразует в развитие государственной системы, отвечая своей новой политикой на существующий запрос общества. «Очевидно, что сегодня уже невозможна ситуация, как, например, с Михаилом Зурабовым, который на посту главы Пенсионного фонда и Минздравсоцразвития вызывал столько нареканий со стороны общественности», - считает завкафедрой политической психологии МГУ Елена Шестопал.

«Может, это еще не тенденция, но спать спокойно уже будет нельзя, - резюмирует директор Центра политических технологий Игорь Бунин. - Думаю, президент теперь меньше будет думать о личных отношениях с тем или иным чиновником, чем раньше».

стратегический шаг вперед

Немаловажно, впрочем, что изменения лишь только в ответ на общественный запрос не имели бы глубинного смысла. Эксперты считают, что можно говорить о полной убежденности Путина в верности своих действий. Он прежде всего занимается тем, чем занимался всегда, - выстраивает государственную систему и обеспечивает ее эффективную работу. Другими словами, Путин делает свою прежнюю работу, будучи искренне готовым к органичным изменениям в соответствии с развитием общества и страны.

В подобном ключе продолжает рассуждать и Леонид Радзиховский, анализируя прошлое и находя объяснение в целенаправленном поступательном движении: «О политиках положено судить не по словам (всегда правильным), а по делам - или их отсутствию. Важнейшим делом для любого политика - особенно в России - является кадровая политика. Путин пришел во власть в 2000 году, когда все еще помнили ельцинскую кадровую чехарду. У него были две совершенно ясные задачи - стабилизировать ситуацию и подобрать свою команду. Обе цели были достигнуты. Кстати, сколько бы ни иронизировали по поводу «ленинградского призыва», но по сути никто не может отрицать, что такие путинские министры, как Кудрин, Греф, Сечин, Игнатьев и другие, являются видными специалистами и - что немаловажно - умели отстаивать свою точку зрения, далеко не всегда совпадающую с «единственно верной официальной».

Ну а сейчас, рассуждают эксперты, пришло время внести определенные корректировки в сложившуюся президентскую команду - сделать хорошо продуманный, стратегический шаг вперед. «Перед нами постепенно раскрывается новый политический стиль Путина, - считает Радзиховский. - Похоже, что третий президентский срок совсем не будет простым продолжением двух предыдущих. Как и ситуация в стране и в мире совсем не та, что в 2000 - 2008-м», и приходит к выводу, что «все это уже не просто декларации. Это - факты. Значит, Путин понимает настроения в обществе и старается - не словами, а поступками - показать, что ситуация меняется».

И стране в целом, и ее политической системе, и ее чиновному аппарату, и лично самому Путину пришлось пройти очень непростой путь развития, заключает Алексей Мухин. «На мой взгляд, можно не сомневаться в том, что «Путину 3.0» не потребовалось много времени на «техническую подготовку» к «собственной модернизации», - считает политолог. - Скорее всего, он выстраивал эту внутреннюю стратегию еще минувшей зимой, во время своей предвыборной кампании (накопив опыт работы и наблюдений в качестве премьера, эта как-то всеми быстро забытая его ипостась на самом деле очень много дала для становления Путина как лидера высшего уровня). И теперь начал реализовывать. Причем, как представляется, вовсе не только ощущая запрос общества, но и по искреннему убеждению и - что важно - в силу реальной способности создать условия для эффективного развития и государственных структур, и общества».