С помощью Интернета радикалы не просят, а требуют деньги на джихад. Им редко отказывают, платят даже чиновники.
Окончание.
Кто превращает Дагестан в форпост ваххабизма? Часть 1
Кто превращает Дагестан в форпост ваххабизма? Часть 2
«В карманах миллионы, а жрать нечего»
В октябре по всему Северному Кавказу прошла масштабная контртеррористическая операция. Результат - под сотню уничтоженных баз боевиков, изъяты горы оружия и взрывчатки, захвачены 30 террористов, еще около 50 ликвидировано. Основной удар по кавказскому бандподполью пришелся как раз на Дагестан, который в последнее время возглавил неофициальную «гонку за чистоту ислама». Именно отсюда теперь исходит главная террористическая опасность, а влияние местных полевых командиров распространяется даже на соседние республики. Войну с «неверными» в Дагестане умудрились поставить на бизнес-рельсы, скрестив идеи воинствующего салафизма с «понятиями» быков середины 90-х. Получился уродливый, но очень живучий и, главное, приносящий неплохой доход мутант. Доходит до смешного.
- Начали мы выбивать почву из-под одного матерого амира, - рассказывали нам местные силовики. - Нейтрализовали всех пособников. В итоге перехватываем его жалобный телефонный разговор с главарем другой банды: «Помоги, брат, обложили, миллионы в карманах, а жрать нечего, пьем из канавы».
Миллионы - это не гипербола. Если с конца 90-х и до середины 2000-х денежная подпитка на Кавказ шла из-за рубежа, то в последние пару лет из-за бурных событий на Ближнем Востоке «фонтан изобилия» почти иссяк. И бандподполье успешно перешло на самоокупаемость.
Черная флешка
Мы сидим на просторной кухне добротного дома в одном из сел Буйнакского района. Хозяин - местный предприниматель - разливает чай по кружкам и запускает свой Macbook. На экране некто в маске и при оружии требует с него 100 тысяч рублей для нужд джихада.
- Это видео на флешке мне подкинули в почтовый ящик, - вздыхает Расул (имя изменено. - Авт.). - Вместе с ней были инструкции, куда принести деньги. Я решил не рисковать и деньги отдать. Все отдают.
Расул просит не называть своего имени. С одной стороны, он боится мести «лесных», с другой - обвинений в пособничестве боевикам. Расулу повезло - с него запросили сущие копейки. В доказательство он демонстрирует нам целую коллекцию аналогичных видеороликов. На фоне черного знамени исламских радикалов глава «шамхальского сектора» Юсуп Муртузалиев, поигрывая автоматом, обращается к своему другу детства.
- Ты меня давно знаешь, я пришел к исламу и встал на путь убивать или быть убитым. Ты не в исламе, поэтому я должен изъять у тебя 2 миллиона рублей. Твое имущество - халяль (благо, благодеяние. - Авт.) для мусульман. Не обращайся к кяфирам-полицейским, я вышел, чтобы их убивать. Если ты им скажешь, я буду вынужден тебя... Убить, короче.
На другом видео четверо в масках с автоматами требуют 10 миллионов от некоего Тофика - в качестве «революционного налога». Мотивируют свои требования тем, что Тофик ведет разгульный образ жизни, занимается нелегальным бизнесом, а его жена работает в ненавистном министерстве юстиции: «За любой твой косяк по отношению к джамаату ты расплатишься своей жизнью».
Уже «военный налог» в 30 миллионов рублей требуют «моджахеды хасавюртовского сектора» с владельца сети магазинов: «Ни к кому не обращайся, они себе помочь не могут, тебе - тем более».
С расправой правоверные моджахеды, как правило, не спешат - с мертвого много не возьмешь. Директор махачкалинского филиала ювелирного торгового дома «Бронницкий» Александр Мисриханов попробовал отказать боевикам. И был похищен среди бела дня. Неофициально поговаривают, что остаться в живых ему стоило 150 (!) миллионов рублей.
«Из масти «обиженных»
Как ни странно, борцы за ислам образца XVIII века (именно тогда появился ваххабизм) вовсю используют высокие технологии кяфиров. Сейчас в Дагестане популярны сайты всевозможных вилаятов и джамаатов. На них можно не только узнать о последних успехах моджахедов, но и прослушать религиозную лекцию от «уважаемого амира» с инструкциями, с чего лучше начать свой путь джихада. Официальным властям противопоставить этому практически нечего. Кто-то пытается играть на идеологическом поле по личной инициативе и нестандартно, но сразу получает по шапке от начальства - за новаторство. Как, например, начальник полиции Кизилюрта Асхабали Заирбеков. В эфире местного телеканала он решил рассказать зрителям об одном из главарей местной бандгруппы: «Тимирбек Тимирбеков, ранее судим по статьям «кража», «разбой». Когда он сидел, он относился к масти «обиженных», слушай. Ты руководствуешься законами преступного мира, слушай. Ты обращаешься к гражданам - «братья, сестры»... Тебя никто братом не считает, кто захочет быть братом или сестрой «обиженного» человека. С тобой на одном гектаре земли... находиться рядом стыдно людям».
Тимирбеков вскоре был уничтожен в ходе спецоперации. А полицейский Заирбеков сейчас, пожалуй, самый уважаемый житель района. Однако большому начальству его инициатива показалась вульгарной. Хотя такой формат прямого общения власти с народом - именно то, чего сейчас не хватает в Дагестане.
Адаптация «лесных»
Официальные же власти пытаются действовать старыми штампами уговоров. Пару лет назад была создана комиссия по адаптации бывших боевиков. Предполагалось, что, оценив открывающиеся перспективы мирной жизни, «лесные братья» выстроятся в очередь сдаваться. Однако за два года через этот орган, состоящий из представителей силовых ведомств и общественности, прошли всего 46 моджахедов. За это время в лес ушли сотни.
- Обратившиеся, разумеется, проходят все судебно-следственные процедуры, - рассказал нам и. о. начальника отдела по обеспечению деятельности комиссии Багир Малаев. - Но комиссия может обратиться в суд с ходатайством о снисхождении. Вообще сам факт обращения подтверждает, что человек не собирается более воевать с государством. Во-вторых, играет роль его видеообращение с призывом к миру. Хотя это и не обязательное условие. Задача у государства отеческая - поправить, наставить на путь истинный.
- Через вашу комиссию ведь проходят в основном рядовые боевики...
- Силовики любят говорить, что сдаются мелкие сошки, с другой стороны - по телевидению объявляют, что шансы есть только у тех, на ком нет крови. Поэтому лидеры подполья к нам не идут. Один раз, правда, под гарантии комиссии сдались амир и руководитель небольшой террористической группы. Но для них снисхождения мы не добились. Тем не менее был хороший пропагандистский эффект. Их сдача для сотен сидящих в Интернете и желающих романтики может хорошую службу сослужить. Они ж утром залезли на сайт какой-нибудь, восхитились и вечером ушли в лес. А в лесу вечером послушали радио про сдавшегося амира и передумали. Поэтому мы и спорим с силовиками насчет «ценза бескровности». Чем авторитетнее фигура к нам обратится, тем больший эффект будет от его обращения по телевидению. А суд пусть судит его хоть по 15 вменяемым статьям, хоть по 20.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
«Гадкие лебеди» Имарата Кавказ
Сюжет социально-политической драмы маленькой республики был подробно описан и проанализирован классиками нашей фантастики братьями Стругацкими. Роман «Гадкие лебеди». В некоем Городе некие взрослые поголовно погрязли во лжи, воровстве и распутстве. И тогда еще не испорченные дети ушли из города прочь к неким Учителям за тайным и чистым знанием. Что в книге, что в Дагестане взрослые выбрали самый простой путь - попытались вернуть детей назад силой. Но каждый коррупционный скандал, каждая спецоперация не только отвращают и озлобляют этих детей, но и подтверждают их правоту в глазах неопределившихся. Мифический чистый ислам образца XII-XIV веков оказался очень привлекателен для молодежи, которая и стала основной и почти неиссякаемой ресурсной базой этой войны. Только в Дагестане в отличие от мифической книги дети натурально озверели. Факт известный - именно детская жестокость не знает берегов.
В книге Стругацких в итоге всех взрослых эвакуировала армия, а убежище детей, заброшенный пансионат в лесу, просто выбомбили дотла. У взрослых был шанс стать лучше - во имя своих же детей, но они его упустили ради дальнейшей грешной жизни. Род их на этом прервался. Занавес.
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
Дагестанские ваххабиты зарабатывают столько, что уже могут финансировать свое движение в соседних республиках