Невольно хочется спросить – им тут все можно? Или мы уже правда дошли до точки?
Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН
Ух, ты! А русский театр-то, жеманный молчун по части критики аж с самых нулевых, оказывается жив-здоров, силен и ужасно зол. В МХТ потрясающая премьера - «Идеальный муж» в постановке Константина Богомолова (брависсимо!). Невольно хочется спросить – им тут все можно? Или мы уже правда дошли до точки?
Спектакль идет 4,5 часа: три действия. Первое начинается кремлевским концертом народного кумира - певца шансона Лорда (это у Уайльда есть лорд Артур Горинг, а у нас просто Лорд. Примадонна же у нас есть? Ну вот, а этот Лорд). Когда мхатовскому зрителю уже хочется его придушить, начинается история трагической любви народного кумира, и сэра Роберта, московского министра резиновой «хрени». Счастье влюбленных омрачается появлением миссис Чивли, которой нужно получить дорогущий госзаказ на производство этой самой "хрени", хотя эти заказы вообще-то всегда получает жена министра, бизнесменша Гертруда (Дарья Мороз). Чивли грозит разоблачительным видео со сценами любви министра и кумира.
Попытка утрамбовать необычайно объемное и пестрое полотно спектакля с его раздвоениями смыслов и героев в коротенький пересказ ничего не даст. Сказать, что в основе тут лежит пьеса Оскара Уайльда? Ну, в общем можно, хотя предмет стеба, трэша и угара здесь наше с вами странное житье и прости господи культура. Хотя пьесы Уайльда, конечно же, есть. Как есть и Чехов, Гете, Шекспир, «Юнона и Авось», а также Окуджава, Пугачева и «гангнам-стайл». Все смешалось в доме… То есть закрываешь глаза, слышишь текст из "Фауста", открываешь – а это наш родной поп в рясе с властью шашни крутит. Хоть плачь, хоть смейся – тут все так заколдовано.
Или, например, точное попадание в «Трех сестер» Чехова, когда под знакомые рассуждения о том, что надо работать, на сцене три гламурные девушки в айфоны пальцами тычут (простите, классик, но ваши сестры тоже «не айс», а яблоко от яблони не далеко падает). Или вот Ромео читает на унитазе «Евгения Онегина» (а где еще читать классику?), а к нам выходит утомленный народный кумир Лорд в котелке и бобрах и рассказывает как он сегодня в «Пушкине» обед заказал, «но есть не стал, пожевал пирожок с вязигой». Здесь все аттракцион - клоунский и страшный.
Комедию представил Константин Богомолов
Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН
Второй акт про вечного Дориана Грея, пожирающего последнего русского интеллигента, самый откровенный. Объяснить, почему зрителем тут одновременно владеет грусть, веселье, страх, отчаяние нельзя, хотя все выдуманное режиссером и гениально воплощенное актерами – до тошноты знакомая правда. Актеры гениальны. Удивительны филигранный Игорь Миркурбанов, жуткий папа-мама киллера Александр Семчев, напряженный Алексей Кравченко, голая и резкая Дарья Мороз, многозначный Чонишвили, бенефисная Роза Хайруллина (Джульетта, Кончитта, художник, последний интеллигент и кто там еще), сатанинский красавец Максим Матвеев (отец Артемий) и андрогинные стриптизеры-телохранители братья Панчики.
Пересказать все визуально-смысловые трюки невозможно, как фильмы Тарантино. Такое сравнение здесь, кажется многим придет в голову, но льстит оно скорее Тарантино. Можно только предупредить - не верьте импульсу. Если купился – тебя тут же приложат по всем правилам беспощадных парадоксов. Ну, скажем, голубой министр Роберт говорит очень эстетский монолог из пьесы Юкио Мисимы про единство розы и змеи – ни дать ни взять не понятый плебеями аристократ духа. Но тут же – вжик и трюк на понижение. Понятно, что не получается пока у наших быть графьями, хоть и хочется, и денег как у королей. Или "ветеранский рассказ" папы киллера про девушку, кисет и войну - кажется, вот оно, наше святое. И тут же кубарем летишь с горы сентиментальности и иллюзий.
Смотрите фоторепортаж с премьеры
Режиссер - Константин Богомолов.
В ролях: Сергей Чонишвили, Алексей Кравченко, Дарья Мороз, Игорь Миркурбанов, Марина Зудина.
МХТ им. Чехова
Ст. м. «Театральная», Камергерский пер., 3 ?
23, 24 февраля
Цена билетов: 400 – 2500 р.