Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды27 февраля 2013 22:00

Дастин Хоффман: Никогда не чувствовал себя американцем

Выдающийся актер дал эксклюзивное интервью кинообозревателю «КП» перед премьерой своего режиссерского дебюта - фильма «Квартет» [видео]

Снятый по известной пьесе Рональда Харвуда фильм повествует о ветеранах британской оперной сцены и их жизни в шикарном доме, нет, скорее дворце для престарелых. Как и в старом забытом фильме Николая Губенко на схожий сюжет (оставим в стороне бытовые нюансы и разницу укладов), в «Квартете» в ассортименте имеются «и жизнь, и слезы, и любовь», а также и озорство, и юмор, и эксцентрика, и жеребячество. Кто-то из персонажей уже в маразме, кто-то еще ого-го, но в целом жизнь удалась, и, хотя голоса уже не те, квартет из «Риголетто» прозвучит в финале вполне жизнеутверждающе.

«С молодости думал стать режиссером»

- Почему вы только сейчас попробовали себя в режиссуре?

- Я занимался режиссурой и раньше, только об этом никто не знал. В молодости я ставил спектакли с детьми, со студентами и думал, что когда-нибудь стану режиссером. Я и сценарии писал, но, когда никто тебя не подгоняет, всегда есть причина сказать себе, что сценарий еще не готов. А он никогда готов не бывает! Как режиссеру сценариев мне не предлагали. Это как в любом бизнесе - пока не заявишь о себе в новом качестве, никто сам не придет и не предложит. Сценарий «Квартета» мне прислал оператор Джон де Борман, с которым я работал на картине «Последний шанс Харви» и с которым я обсуждал новую возможность совместной работы, на сей раз в качестве режиссера. Наконец я был поставлен в ситуацию, когда мне нужно было срочно принять решение: соглашаться или нет. Сначала я, разумеется, отказался. Хотя на самом деле отказываться я не хотел. В данном конкретном случае не хотел.

- Сразу почувствовали уверенность в режиссерском кресле?

- Да! Для актера нет ничего проще работы с другими актерами! Мы же все равно помогаем друг другу на съемочной площадке, когда режиссер поворачивается к нам спиной, советуем что-то друг другу! Но есть кое-что, чего я раньше не понимал, хотя и снимаюсь в кино уже 45 лет. Это то, сколько вредной информации скрывает от актеров режиссер - проблемы с актерами, с натурой, с финансами... Хороший режиссер держит актеров подальше от всего этого, бережет, старается не травмировать... Сейчас я гораздо больше уважаю своих режиссеров!

Кстати, многие великолепные режиссеры сначала были актерами - Элия Казан, Мартин Ритт, Сидни Люмет. Актерский опыт не помешает, когда стоишь перед группой в сто человек. Они помогают режиссеру не упасть лицом в грязь: подготовка костюмов и декораций, выбор натуры - все на них!

Дастин вместе с женой Лайзой и младшей дочерью Александрой.

Дастин вместе с женой Лайзой и младшей дочерью Александрой.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- Не сожалеете, что отложили свой дебют до 75 лет?

- У каждого из нас свои демоны. Каждому есть в чем себя упрекнуть. У каждого есть невыполненные желания. Считаю, что учиться никогда не поздно...

«Я совсем не знаю США!»

- Фильм «Квартет» снят в Англии. И как будто бы вовсе не американцем.

- Мне приходилось жить в Лондоне время от времени. Да и вообще я никогда не чувствовал себя таким уж американцем. Представьте себе, я даже не знаю Америки! Родился и вырос в Лос-Анджелесе, в чем даже стыдно признаться. Потом переехал в Нью-Йорк учиться на актера. А над остальной страной только на самолете летал. Увы, только так я ее и видел. Давно хотел проехать на машине через всю страну, но только не по шоссе, а чтобы реально ее увидеть. Это еще одно из моих нереализованных желаний, хотя мои дети это проделали...

Я откликаюсь на великие американские картины, книги, фильмы, но американцем себя не чувствую. Не ошиваюсь в пабах, мне не нравятся фильмы, которые популярны в Америке, я не смотрю американское телевидение - даже самые лучшие шоу. Я люблю классическую музыку, джаз... Когда мне было 21 - 22 года и на дворе был золотой век кино (о чем мы тогда, конечно, не знали), я ходил в единственный кинотеатр в Нью-Йорке, где показывали французскую «новую волну», фильмы Трюффо, Антониони, Феллини, Ингмара Бергмана. Нас была кучка отщепенцев, остальная Америка обо всем этом и понятия не имела! Не думаю, что в большинстве своем американскую публику так уж интересуют искусство и культура, как мы, европейцы, ее понимаем.

Самое интересное - между дублями

- У вас очень живой фильм. Второй план просто кипит!

- Мне никогда не нравились слова «статист» и «второй план». И я сразу сказал своему директору кастинга, что хочу сделать второй план первым. Это то, что всегда делал Феллини. И, чтобы реализовать эту идею, мы пригласили в картину настоящих пенсионеров - музыкантов и оперных певцов. Это было самое правильное решение, которое я принял на съемках. Эти люди создали нужную атмосферу, привнесли в нее свой дух.

Среди них полно первостатейных талантов. Вот знаменитый трубач, ему 83 года, и ему никто не звонил последние 30 лет, хотя он до сих пор отлично играет. И все остальные тоже со своими историями. О них забыли. А я никогда не понимал, почему в нашей культуре принято отвергать пожилых людей: «Они слишком стары для того и для этого!» Такой подход вообще никак не связан с тем, на что реально способен каждый из них. Эти люди были так благодарны мне за то, что я дал им работу! Им от 70 до 90 лет, но каждый день они как штык приходили на съемки к 6 утра и с огромной энергией работали до 7 вечера! Я не мог не вставить все это в кино! За долгие годы работы я понял, что самое интересное происходит как раз между дуб­лями. Всегда говорил своим режиссерам, чтобы они снимали, когда съемки приостановлены. Но для этого нужен особый глаз!

Герои фильма Дастина Хоффмана «Квартет» - пенсионеры оперной сцены.

Герои фильма Дастина Хоффмана «Квартет» - пенсионеры оперной сцены.

- Вы где-то сказали, что испытывали депрессию, но никогда - скуку.

- Это правда! Что такое скука, мне неведомо. Люди, полагающие, что им скучно, просто не умеют интересоваться текущим моментом. Знаете, в чем плюс старения? В том, что ты возвращаешься к детству. Дети, только обретающие понимание мира, никогда не скучают. Они могут быть голодны, раздражены, не в состоянии объяснить, что у них болят зубы, зато они наблюдают мир, листья, небо...

А я люблю наблюдать за детьми. Мне кажется, что все они сидят на марихуане. Потому что они очарованы тем, чего мы просто не видим! Это самое большое наше преступление - то, что мы, взрослея, перестаем видеть. Я из нерелигиозной семьи, но каждый день, выходя из дома, любуюсь картинами природы, которые создал Господь. Посмотрите на облака, на все вокруг - это же какое-то чудо! Это же какой-то сюрреализм! Но нет, никто этого не замечает. Для меня картины художников-сюрреалистов полны реальности. А планеты, вращающиеся по кругу, - чистый сюрреализм! И вся эта наша Вселенная - это же просто с ума сойти! И вся наша жизнь...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Дастин ХОФФМАН родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе. В школе и колледже учился плохо - настолько, что не окончил последний. Но «работать» не захотел, потому ударился в изучение актерского мастерства. В чем и преуспел, став одним из лучших американских актеров своего поколения. Дважды лауреат «Оскара» за картины «Крамер против Крамера» и «Человек дождя». Номинировался еще 5 раз. Имеет шестерых детей от двух жен - четырех дочерей и двух сыновей.

5 лучших фильмов Хоффмана:

«Выпускник»

«Марафонец»

«Тутси»

«Крамер против Крамера»

«Человек дождя»