Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Экономика3 апреля 2013 22:00

Почему импортные товары у нас стоят дороже, чем в других странах?

А могли бы быть на 10 - 15% дешевле!
Дорогие машины, дорогая одежда... Зато у нас девушки самые красивые, вот!

Дорогие машины, дорогая одежда... Зато у нас девушки самые красивые, вот!

Наверное, многие замечали такую закономерность. Пиво за рубежом вкуснее, машины дешевле, ассортимент одежды больше. И это далеко не наше пресловутое «хорошо там, где нас нет». Эксперты уверяют, что претензии вполне обоснованны. Кому выгодно продавать нам второсортные товары по завышенным ценам?

Цена, качество и ассортимент

Еще одно доказательство того, что нашу страну относят к так называемому третьему миру. Крупные корпорации активно применяют против нас экономическую дискриминацию: по цене, качеству и ассортименту. Наша страна на 90% зависит от импорта. Сами мы мало что производим. Вот импортеры этим и пользуются. Поставляют нам второсортную продукцию, которую их собственный потребитель никогда бы в жизни не купил. А ценник при этом кусается.

- Вот пример. Одно и то же пиво в России и в Европе, а вкус разный, - говорит Анатолий Семенов, общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности. - А все потому, что у нас оно производится с ароматической добавкой.

Это прямой обман потребителя, делает вывод эксперт. Компания пользуется известным брендом, чтобы повысить продажи. При этом качество совершенно не соответствует оригиналу. И это лишь один из сотни примеров.

- Фактически транснациональные корпорации делают контролируемый контрафакт, - говорит Семенов. - Они пользуются тем, что у нас не такой требовательный покупатель. Получается, что нам предлагают ходить с поддельными часами и думать, что они настоящие.

Еще пример - с популярными американскими смартфонами. Их продают в России по цене гораздо выше, чем на Западе. А все из-за того, что продавать их в нашей стране могут лишь аккредитованные дистрибьюторы.

Заговор корпораций

Объясняется все просто. Есть такие понятия, как «интеллектуальная собственность» и «товарный знак». В России все брендовые товары можно продавать лишь с разрешения правообладателя. И как только кто-нибудь решит ввезти такой же товар из-за рубежа самостоятельно, он тут же получает многомиллионный иск. Так было с импортерами французской минеральной воды и чешского пива. Наш суд встал на сторону корпораций. Налицо обычный монополизм.

Это плохо не только для потребителей, но и для государства. Особенно сейчас, когда мы вступили в ВТО и пошлины на ряд товаров снизились почти до нуля.

- Корпорация имеет монопольное право на продажу товаров в России, то есть может не бояться конкуренции, - объясняет схему Анатолий Семенов. - Чтобы не платить налог на прибыль, она ввозит свой товар по завышенной цене, платит пошлину и продает с нулевой накруткой. Выходит, компания ничего не заработала и налог на прибыль не платит. А вся сверхприбыль оседает за рубежом.

По расчетам эксперта, российские потребители ежегодно в качестве дани международным правообладателям выплачивают $30 млрд. Цены на импортные товары, не будь такого ограничения, были бы на 10 - 15% ниже.

- Потребитель должен иметь право выбора, - говорит Борис Титов, уполномоченный при президенте по правам предпринимателей. - Если бы мы разрешили малому бизнесу заниматься параллельным импортом, это бы резко снизило цены.

Чиновники спорят

Кстати, проблему параллельного импорта уже не раз поднимали в Федеральной антимонопольной службе. Но против инициативы резко выступили производители электроники. Они де-факто шантажируют власти: мол, мы у вас в стране заводы построили, нам надо затраты отбивать.

- В мировой практике есть такой опыт: защищать некоторые отрасли, которым требуется адаптация на новых рынках, - говорит Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы. - Но если речь идет о технике, одежде или продовольственных товарах, то никакой защиты не требуется. У нас в стране это лишь способ устранить конкурентов. А в этом случае цены для потребителей выше.

За введение параллельного импорта выступал в прошлом году первый вице-премьер Игорь Шувалов, но воз и ныне там.

- Все это накручивает инфляцию в стране, - говорит Анатолий Семенов. - Стоимость жизни в России растет. Это делает нашу экономику еще более неконкурентоспособной на мировом рынке.

А КАК У НИХ?

Америка своих потребителей бережет

А вот за океаном суд встал на защиту потребителей. Дело было так. В Америку приехал учиться студент из Таиланда. Денег у него было немного. И он столкнулся с тем, что учебники очень дорогие - по $150 - 200 за штуку. При этом в самом Таиланде те же самые книжки (тех же авторов и на том же английском языке) были в разы дешевле. Ну и попросил знакомых переслать ему их. Бизнес, что называется, пошел. Однокурсники тайского студента с удовольствием покупали дорогущие книги по цене вдвое ниже, чем в магазинах.

Все бы хорошо, если бы не издательство, выпускавшее эти самые учебники. Компания подала в суд на студента, обосновывая это тем, что запрещено продавать книжки, предназначенные для Таиланда, в Америке. Но верховный суд США встал на защиту потребителя. Если разницы в качестве нет, то клиент имеет право на конкуренцию и низкие цены, посчитали представители Фемиды.