Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество17 апреля 2013 22:00

Билеты по-английски и по-китайски

Апрель 2013 года должен войти в историю метрополитена и Мосгортранса - в этот месяц преобразовалась система оплаты проезда в городе
Источник:kp.ru
За первую неделю введения нового билетного меню было продано более 136 тысяч транспортных карт «Тройка»

За первую неделю введения нового билетного меню было продано более 136 тысяч транспортных карт «Тройка»

Любые нововведения, заставляющие менять привычки, обычно воспринимаются в штыки. Но даже самые закостенелые скептики признают, что необходимость модифицировать систему оплаты проезда в общественном транспорте в угоду растущему ритму жизни в городе назрела давно. Большинство москвичей в своих маршрутах пользуются несколькими видами транспорта: в некоторых районах метро еще не построили, и до станции надо доехать на автобусе, где-то проще в троллейбус заскочить, чем идти пару остановок по промзоне…

Новые билеты теперь позволяют пользоваться любым видом транспорта без ограничений. У каждого из них есть свои особенности, по которым пассажир может выбрать наиболее подходящий своим требованиям проездной. Впрочем, редакция «КП» каждой российской новинке нашла прототип среди билетных систем мировых столиц.

От простого к сложному

У НИХ

В Гонконге есть билеты, которые называются «Осьминог» (Octopus). В 1997 году идея «многоножки» состояла в том, что по одной карте можно было ездить в любом транспорте: в метро, на паромах, аэропорт-экспрессах, автобусах и трамваях.

Сегодня Октопус-карты настолько полюбились жителям Гонконга, что используются в магазинах, кофейнях, закусочных и аптеках как средство электронной оплаты. Так, например, можно прийти в McDonalds, заказать себе гамбургер и расплатиться проездным на метро. А еще тариф на проезд по этому билету ниже, чем при использовании обычного билета. Например, стоимость трехминутной поездки через бухту Виктория при использовании Octopus составляет 7,7 гонконгского доллара (30 рублей), а с обычным билетом - 8,5 гонконгского доллара (33 рубля).

У НАС

У нас тот же принцип продемонстрировали пассажирам еще в феврале с помощью нового «Единого» билета. Билет на метро теперь можно использовать при проезде в автобусе, троллейбусе, трамвае. Чем больше, тем дешевле: одна поездка в «Едином» на 5 поездок стоит 30 руб., а в билете на 60 поездок - на 10 руб. дешевле - 20 руб.

У нового «Единого» теперь разное количество поездок - от 5 до 60, а срок действия увеличился с 45 дней до 90. Остался и «Единый» без ограничения по количеству поездок, только теперь он не привязан к календарному месяцу, а работает ровно 30 дней с момента покупки.

Свою эффективность «Единый» билет доказал еще в феврале. Количество пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев, которые отдают предпочтение этому билету, с начала февраля выросло до 23%. Кроме того, на 38% снизились продажи билетов у водителей. Это значит, что сократились очереди на посадку, в которых пассажиры вынуждены были терять время.

Устрицы в меню

У НИХ

Вы знаете, что в Лондоне с 2003 года можно ездить по «Устрице»? Именно так - Oystercard («устричная карта» - англ.) - называется транспортная карта, которой пользуются в столице Великобритании.

Oyster может быть использована в качестве проездного билета в автобусах, трамваях, доклендском легком метро (аналог московского монорельса) и пригородных поездах. Стоимость проезда в лондонском метро зависит от расстояния и от времени суток. Минимальная цена поездки составляет 1 фунт (порядка 50 рублей), максимальная цена за одну поездку - 6 фунтов (порядка 300 рублей).

У НАС

Аналогичная карта появилась и у нас. Название, правда, поменяли на более привычное для российских пассажиров. «Тройка» - это транспортная карта с возможностью пополнения: срок действия неограничен, цена проезда зафиксирована надолго - 28 рублей на метро, 26 рублей на наземном транспорте. В течение года появится возможность пополнить баланс «Тройки» в банкоматах, платежных терминалах, в салонах связи, при помощи SMS. Всего будет предусмотрено порядка 25 тысяч точек оплаты. Особенно заманчиво выглядят перспективы «Тройки» - скоро ею можно будет пользоваться при оплате пригородных поездов, парковок,«Аэроэкспрессов» и прочих городских услуг.

Московская «Тройка» превзошла по популярности лондонский аналог в первый же день. За неделю было продано больше билетов «Тройка», чем Oystercard в Лондоне за месяц - 136 тысяч штук. Для сравнения: в первый месяц внедрения новых билетов в Лондоне было продано 26 тысяч карт. И это несмотря на то, что Oystercard готовили к внедрению пять лет, а крупнейший проект по развитию билетной системы Москвы был разработан и внедрен менее чем за 10 месяцев.

Cвобода выбора

У НИХ

В Нью-Йорке, где свобода витает в воздухе, придумали билет, по которому можно проехать 1 раз на метро и 1 раз на автобусе. Родилась американская MetroCard в одно время с британской - в 2003 году.

По ней можно проехать на метро и автобусе в течение двух часов за $2,75 (87 руб­лей). Карту можно пополнять, и если пассажир кладет на нее более 10 долларов, ему предоставляется бонус в размере 7% от внесенной суммы. Проездной билет на 7 суток стоит в Нью-Йорке $30 (951 рубль), на 30 суток - $112 (3550 рублей).

Cвобода выбора

У НАС

Наш «ответ Чемберлену» - билет «90 минут» - действует на одну поездку в метро и неограниченное число поездок на наземном транспорте в течение полутора часов. Стоимость всего маршрута составит 50 рублей. Предусмотрено 7 вариантов этого билета - от 1 до 60 поездок. При покупке самого «длинного» билета стоимость одного маршрута (напр. метро+автобус+троллейбус+трамвай) снижается до 30 рублей. За первую неделю пассажиры приобрели более 70 тысяч билетов «90 минут».

Штраф за попытку бесплатного проезда в нью-йоркском метро составляет 100 долларов.

Штраф за попытку бесплатного проезда в нью-йоркском метро составляет 100 долларов.

Цифры говорят сами за себя

Вместо заключения хочется отметить одно. Несмотря на то, что Москва постоянно занимает топовые позиции в рейтингах самых дорогих городов мира, стоимость проезда в российской столице остается сравнительно невысокой. И хорошо, что в этом вопросе столичные власти не берут пример с зарубежных градоначальников.

кстати

Крупнейшие метрополитены мира: по количеству станций и длине маршрутов - Нью-Йоркский; по длине линий - Пекинский (442 км) и Шанхайский (437 км); по ежедневному и годовому пассажиропотоку - Токийский и Московский.

К 2020 году длина линий Московского метрополитена составит 466 км (+53%) и будет включать в себя 263 станции.

Помимо автоматических турникетов и штата кондукторов, лондонский метрополитен патрулируют в штатском и одетые в форму билетные контролеры с портативным кардридером Oystercard.

В Токийском метро существует специальная должность по заталкиванию пассажиров в переполненные вагоны - осия.