Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество17 мая 2013 22:00

Ночью старая ведунья мне прислала SMS

«Комсомолка» выяснила, кто колдует над нашими номерами мобильников, чтобы они регулярно попадали в базу рекламных рассылок
Источник:kp.ru
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ.

На меня обрушился просто шквал рекламных SMS. Мне предлагали воспользоваться новой службой такси, прийти на распродажу пуховиков, слетать в Турцию «всего за 15 тысяч рублей» и много других совершенно не нужных мне услуг. Последней каплей стало сообщение, разбудившее меня среди ночи. Потомственная ведунья, даже не извинившись, пообещала снять с меня порчу. Ну все, хватит, решил я, надо разобраться, как я стал жертвой мобильного рекламного спама*.

Ведунье звонить не стал. Зато набрал номер автошколы, предлагавшей мне научиться водить машину, хотя права я получил еще в 2006 году. Вопрос, откуда у них мой номер, не вызвал недоумения.

- Мы обратились в рекламное агентство, - запросто призналась девушка Ольга, представившаяся исполняющим обязанности директора. - Заказали рассылку десяти тысяч SMS. У них есть своя база.

«ПОДБЕРЕМ АБОНЕНТОВ С ДЕНЬГАМИ»

Я тоже позвонил в рекламное агентство - то самое. Сказал, что мне нужна база. Для работы.

- У нас есть терминальная база на 700 тысяч номеров, - с места в карьер начала администратор рекламного агентства.

- Как это «терминальная»?

- Из мультикасс (терминалов, через которые мы зачастую оплачиваем различные услуги. - Ред.). Оплачивая счета, вы же указываете свой номер телефона.

- А вы-то как их получаете? Покупаете?

- Конечно, у мультикасс ведь есть владельцы.

- Если я хочу сделать расслылку, что мне нужно предпринять?

- Заключить с нами договор. Сколько SMS вы хотите разослать?

- Давайте попробуем тысяч 10, например.

- Чтобы она была более эффективной, советую определиться, до кого вы хотите донести свою информацию. Мы можем выбрать номера по районам проживания, по сотовым операторам, и даже по платежеспособности абонентов.

- А про платежеспособность вы откуда знаете?

- По операциям в мультикассах. Видно же, какие суммы человек вносил.

- Сколько мне это будет стоить?

- Если 10 тысяч SMS, то одна обойдется в 30 копеек (всего - 3 тысячи рублей). При заказе от 25 тысяч сообщений стоимость одного будет уже 20 копеек (всего 5 тысяч).

МЫ САМИ ДАЕМ СОГЛАСИЕ НА СПАМ

- На получение спама люди часто соглашаются при покупке SIM-карт, - удивил меня начальник отдела рекламы Управления федерального агентства связи (УФАС) по Омской области Альберт Морозов.

- Каким образом? Не помню, чтобы я давал согласие.

- Так это прописано в договорах, которые люди заключают с сотовыми операторами. У одного из самых популярных, к примеру, есть такой пункт: «Абонент вправе выразить свое согласие или отказ от возможности получения рекламы, распространяемой по сетям связи. Если абонент не выразил своего несогласия, согласие считается оформленным путем подписания договора».

- Один росчерк в договоре - и мой номер в общей базе?

- Да. Но есть еще один щекотливый момент. За каждое переданное SMS мобильные операторы получают деньги. И спам для них выгоден. Кроме того, по закону о связи они обязаны доставить любое отправление адресату. Компании сотовой связи утверждают, что технической возможности фильтровать рассылаемые SMS у них нет. Впрочем, с недавних пор один из операторов начал блокировать SMS, если в секунду с одного из номеров отправляется более тысячи сообщений.

- Как еще наши номера попадают в базы рассылок?

- Другой канал, по которому номера абонентов стекаются в единую базу рекламщиков, - торговые центры. Оформляя в них дисконтную карту, мы часто оставляем свой телефон для получения информации об акциях. И магазины могут продать наши номера агентству. А еще мы указываем номера телефонов, регистрируясь в соцсетях, - и толковому программисту не составит труда получить эти номера.

- А имеют ли право владельцы терминалов продавать эту конфиденциальную в общем-то информацию?

- Тут спорный вопрос. По закону о защите персональных данных - не имеют. Но есть лазейка. Мы зачастую не вчитываемся в то, что высвечивается на экране терминала при оплате услуг, особенно когда обращение напечатано мелкими буквами. И бездумно жмем кнопку «Да», когда нам предлагают согласиться, помимо прочего, с тем, что наши данные будут предоставлены потом другим заинтересованным сторонам.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Звоните заказчику рекламы

Почти в 100% случаев спам, который приходит на наши мобильники, - это недобросовестная реклама. По закону «О рекламе», распространитель обязан иметь согласие абонента на получение SMS-сообщения. Если согласия нет, то такая реклама считается незаконной. По первому требованию гражданина распространитель должен прекратить рассылку.

Для этого нужно звонить по номеру, указанному в SMS. Представителю магазина, службы такси или турагентства вы сообщаете, что не хотите получать от них сообщения. По закону они должны связаться с исполнителем рассылки и сказать ему, чтобы на ваш номер SMS больше не отправляли. Если же сообщения продолжают приходить и после этого, потребитель вправе обратиться в антимонопольную службу. Там подготовят иск в суд, чтобы привлечь недобросовестного рекламодателя к административной ответственности.

ЮРИДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

«Продажа номеров наших телефонов нелегальна»

Дмитрий ШЕЙКО, директор юридической фирмы:

- Продавая базы данных с нашими телефонами, владельцы терминалов действуют незаконно. Информация о согласии получать спам при использовании мультикассы должна быть четко доведена до потребителя. Почему договор оферты прячется в меню, а не всплывает при оплате услуги? Потребитель - человек неискушенный, поэтому он не будет лазить в настройках мультикассы и искать договор. Клиенту это и не нужно, он вообще спешит. Не гнушаются использовать в соглашениях такие трюки и крупные банки. Но, к сожалению, судебная практика такова, что люди не могут доказать, что не были ознакомлены с каким-либо пунктом.

А ведь вполне возможно, что таким образом персональные данные могут оказаться в руках мошенников.

А В ЭТО ВРЕМЯ

100 тысяч за ошибку

На 100 тысяч рублей оштрафовали ульяновские антимонопольщики рекламную компанию за то, что та ошиблась номером.

Получив SMS с рекламой такси житель Ульяновска обратился в антимонопольную службу. Его возмутило, что к нему приходит спам, на который он не давал согласия. Выяснилось, что его номер попал в рассылку случайно - он отличался на одну цифру от телефона, на который предполагалось отправлять рекламу. Тем не менее антимонопольщики усмотрели в этом нарушение закона «О рекламе» и оштрафовали агентство на сто тысяч рублей.

*Спам (англ. spam) - рассылка коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений лицам, не выразившим желания их получать.

Мария АНДРИАНОВА («КП» - Ульяновск»)