Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика5 июня 2013 22:00

Мировой экономикой повелевают человеческие страсти

Новая наука - нейроэкономика - сканирует мозги предпринимателей, чтобы предсказывать финансовые кризисы
Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.

Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.

У экономики наконец-то появился шанс стать точной наукой. Нейроэкономика - новая дисциплина, последний писк моды! Адепты учения лезут в мозг человека и смотрят, как «шуршат извилины», когда брокер торгует на бирже. Грозятся, что объяснят природу инфляции и научатся предсказывать кризисы, внедряя электроды бизнесменам в голову. Как такое возможно?

ЗАПУТАЛИСЬ С ФРУСТРАЦИЕЙ

Экономика себя наукой называет. А кризисы предсказывать не может. Это как если бы астрономы не смогли предвидеть солнечное затмение.

- Мы никогда не научимся этому, потому что человек не в состоянии предугадать будущее, - говорит профессор экономики Никита Кричевский.

Но есть люди, которым не нравится слово «никогда». Экономика столь близорука, потому что оперирует какими-то абстрактными законами, а людей не видит, говорят адепты нового учения - ­нейроэкономики. А ведь экономические решения принимают не бездушные роботы, а живые люди. Они могут бояться, ошибаться, лезть на рожон...

Вообще-то экономисты пытаются разобраться с поведением бизнесмена или потребителя уже пару столетий. Но берут в помощь только психологию. А психологи - все-то у них «коллективное бессознательное», фрустрации и прочие туманные термины, призванные замаскировать простой факт: они и сами не понимают, что творится у нас в головах!

- Психология - это набор фольклорных идей. Фольклор, который трансформировался в научную дисциплину. А наша задача - заменить мифы на объективные знания, - говорил в одном из интервью один из немногих российских адептов нового учения, Василий Ключарев.

Экономисты призвали на помощь вместо психологов медиков - так появилась нейроэкономика.

ЧЕЛОВЕК НЕ УМЕЕТ ДУМАТЬ!

Суть новой науки проста. Надо взять бизнесмена, решающего сложную задачу. Просветить его голову нейросканером - это такая машина, которая видит, как именно работают нейроны, нервные клетки, которыми мы «думаем». И понять, почему в итоге бизнесмен решил рискнуть, деньги в проект вложить. Или - не рискнуть, подстраховаться. Какие именно нейроны заставили его так поступить.

В 2001 году ученые пришли к удивительному факту, с которого нейроэкономика и началась: людям только кажется, что они думают! На самом деле все решения мы принимаем случайно. Оказалось, что у нас в голове два типа нейронов. Одни только собирают информацию - за и против такого-то решения. И передают ее другим нейронам - интеграторам. Так вот, интеграторы не взвешивают аргументы. Они принимают те доводы, которые поступили первыми. И подавляют те, что пришли позже.

- Человеку кажется, что он сознательно принял решение, но на самом деле это решение можно предсказать по активности мозга за восемь секунд до осознания решения, - говорил Ключарев.

Это опровергает главный постулат классической экономики: человек действует рационально. Вспомните классиков марксизма: нет капиталиста, который отказался бы от огромной нормы прибыли. И задумайтесь: ну а как быть с меценатами? С теми русскими купцами, которые строили церкви, чтобы их рядом похоронили и за помин души молились? Ведь это нерационально!

ПАЛЬЦЕМ ДЕЛАННЫЕ

Новую науку признали в 2002 году - именно тогда Нобелевскую премию по экономике получил... биолог Даниэль Канеман. Он нашел немало интересных закономерностей. Например, выяснилось, что в бизнесменах очень развиты страхи перед будущей неудачей. Когда предприниматель размышляет о новом проекте, в его голове активизируются те зоны мозга, которые отвечают за тревогу и страх. Может, это и хорошо? Когда как. Был эксперимент: брокерам искусственно тормозили в мозгу эти зоны. И они лучше играли на бирже!

Но слишком рьяные адепты уже успели довести постулаты нейроэкономики до абсурда. Например, пресловутые британские ученые «доказали»: брокеры, у которых безы-мянный палец длиннее указательного, больше зарабатывают на Уолл-стрит. Потому что якобы указательный палец отвечает за уровень тестостерона. Больше этого гормона - больше смелости, удачливости. Увы, именно такие «выводы» подрывают авторитет новой науки.

СТАДО РЕШАЕТ ВСЕ

Нейроэкономисты накопили много интересных наблюдений, но пока не ясно, как их применять, чтобы улучшить мир. Например, профессор Терренс Один из Калифорнийского университета доказал: бизнесменами руководит стадный инстинкт, 90% новых проектов - это повторение старых, дескать, у них получилось, чем я хуже. А это тормозит экономический рост. Но что из того? Как заставить людей мыслить самостоятельно, не электроды же в голову вставлять?

Нейроэкономика грозится объяснить многие экономические проблемы - почему не получается изжить безработицу, что разогревает экономический рост, как победить инфляцию. В России, где нейроэкономика непопулярна (и недаром упомянутый Ключарев работает в Базеле), эти обещания вызывают сарказм:

- Природа инфляции полностью понятна и классической экономике, пусть адепты нового учения не врут! - кипятится аналитик БКФ-Банка Максим Осадчий. - И пусть лучше покажут, где их собственные успехи. Да, кризис 2008 года классическая экономика не предсказала. Но не предсказала и нейроэкономика!

Осадчий объясняет почему:

- Они копаются в нейронах. Но штука в том, что поведение древнего человека и даже наших бабушек радикально отличается от современного. А мозг устроен точно так же! Значит, дело не в нейронах, а в чем-то таком, чего современная медицина не видит.

Кстати, в пользу мнения Осадчего говорит многое. Например, в античности человек был физически не в состоянии читать про себя - только вслух. В голове стоял какой-то механизм, который требовал, чтобы губы шевелились, иначе информация в мозг не попадала. Священник Аврелий Августин в VI веке был первым, кто читал полностью про себя, на него смотрели как на диковинку. А потом вдруг все так смогли. Наука никак не может это объяснить.

СКЕПСИС И ШАТАНИЯ

- Конечно, поведение влияет на ту же инфляцию, - говорит Борис Хейфец из Института экономики РАН. - Скажем, если люди ждут кризиса, то начинают все подряд скупать, и цены из-за этого растут. Но все эти вещи хорошо изучает и обычная экономика. То, что я читал у того же Канемана, оставило впечатление какой-то слабой претензии на науку.

- У меня противоречивое мнение о нейроэкономике, - говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - С одной стороны, не учитывать поведения инвесторов, брокеров - глупо. На это закрывают глаза лишь самые закоренелые либералы, верящие, что всем руководит некая «невидимая рука рынка», а люди ни при чем. И стоящие ученые этому всегда учили, тут нет вообще ничего нового. С другой - нейроэкономика как нынешнее модное поветрие - это следствие перепроизводства профессоров, которым хочется прославиться, выделиться и заработать на студентах побольше денег.

Вот такой невеселый финал. Но не будем забывать, что российская экономическая мысль все-таки провинциальна, это признают сами экономисты. Не их вина: в советское время западные книги нашим ученым были недоступны. Чего стоит знаменитое «питерское дело»: в 1982 году в Ленинграде арестовали преподавателя вместе со студентами за то, что те читали тайком шведский учебник по маркетингу. Ну а после перестройки кто в торговцы ушел, кто прозябает на нищенских зарплатах - не до широких горизонтов. Так что, может, нейроэкономика и не так плоха. По крайней мере эти ребята попытались что-то по-новому объяснить.

ЗВОНОК НА УОЛЛ-СТРИТ

Дмитрий Хаустович, управляющий активами на Нью-Йоркской фондовой бирже, Imperium Capital Group:«На бирже психуют даже компьютеры»

- Все решения на фондовом рынке принимаются эмоционально. Непрофессиональные инвесторы - целиком во власти чувств, профессиональные - понимают, что эмоции им мешают, стараются от них избавиться, но безуспешно.

Даже если вместо человека ставки делает компьютер! Ведь человек постоянно вмешивается в работу компьютера. К тому же программу для машины писали люди, и они «зашили» свои эмоции в поведение компьютера. Скажем, программа прекращает торги, когда акции начинают слишком сильно дорожать. Страшно - вдруг за резким ростом последует обвал! Сам-то компьютер ничего не боится, а вот программисты подсознательно внесли свой страх в программу. И это часто ввергает инвестора в убытки.

В моменты коллективной паники на бирже всеми руководит только страх, и больше ничего. Инвесторы готовы избавиться от акций по любой цене и несут огромные убытки. А хуже всего, что паниковать начинают тогда, когда уже ничего не исправишь. На Уолл-стрит есть поговорка: «Инвесторы надеются, когда нужно бояться, и боятся, когда нужно надеяться».