Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды10 июня 2013 22:00

Юрий Любимов пригласил в оперу артистов цирка

В Большом театре прошла долгожданная премьера «Князя Игоря»
Юрий Любимов рассказывает генеральному директору Большого театра Анатолию Иксанову, как, по его версии, русская рать готовится к выступлению в поход (фото внизу).

Юрий Любимов рассказывает генеральному директору Большого театра Анатолию Иксанову, как, по его версии, русская рать готовится к выступлению в поход (фото внизу).

На Западе Юрия Любимова называли «оперуполномоченным» - режиссер поставил там больше тридцати опер. И в миланской Ла Скала, и в Королевском Ковент-Гардене в Лондоне, и в парижской Гранд Опера... А «Князь Игорь» в Большом едва ли не его дебют на российской оперной сцене.

- В этом спектакле нужно было показать, что положение нашей цивилизации опасно, что новой войны мы не переживем, - объяснял на репетиции свою концепцию Любимов. - Столько дрались эти князья друг с другом и с внешними врагами, что едва уцелели.

Композитор Павел Карманов сделал новую редакцию оперы, благо у Бородина было много этюдов и симфоний (это произведение он сочинял 18 лет да так и не закончил), а Владимир Мартынов деликатно «почистил партитуру», что, по мнению Юрия Любимова, только пошло на пользу. Опера стала более динамичной и страстной.

- Это была очень длинная опера, и публика уходила после антракта: поели в буфете, посмотрели половецкие пляски - и домой, - говорил нам Любимов.

Ради динамики и режиссерской концепции пришлось сократить знаменитую арию Кончака. Знатоки заметили сокращения в увертюре, как и отсутствие нескольких популярных фрагментов, которые служили связками. Но эти детали оценил только подготовленный зритель. Для всех остальных спектакль продолжительностью меньше трех часов с антрактом - вполне съедобный формат. Тем более что главные хиты: плач Ярославны, роскошный балет - половецкие пляски в хореографии Касьяна Голейзовского - спеты и сыграны идеально.

Новый спектакль Юрия Любимова очень эффектно смотрится из зала. Увидят зрители и солнечное затмение, и стан половецкого хана с истуканами идолов, и деревянные конструкции, изображающие стену в Путивле, где пустит слезу Ярославна, и бутафорскую белую лошадь, и перевернутые телеги... В начале появятся ловкие половецкие воины в черном, спускающиеся по канатам с неба. Для этой сцены, как говорят, пригласили акробатов из цирка. Цирк в академическом театре публике всегда по вкусу.

Любимов делал акцент не только на четкой артикуляции оперных певцов, чтобы зрители понимали, о чем речь (хотя для непонятливых действие сопровождается субтитрами), но и актерском мастерстве - пластике, выразительных позах и жестах. Партитура тела не менее важна, чем голос, убеждал артистов Юрий Петрович на репетициях. Артисты же признались, что работать с Любимовым было комфортно, живо и весело. Хотя репетировали по шесть часов ежедневно - оказывается, в свои неполные 96 лет Юрий Любимов занимается у балетного станка.

ПРИГЛАШАЕМ:

В Большой театр!