Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество5 августа 2013 22:00

Почему в Казани съели одного из лучших учителей Финляндии

Поучительная история очередного борца с ветряными мельницами
Шмаков с точки зрения отечественной педагогики человек странный: хотел, чтобы в школе было интересно учиться!

Шмаков с точки зрения отечественной педагогики человек странный: хотел, чтобы в школе было интересно учиться!

…Я долго откладывал эту историю. Надеялся: все еще повернется в другую сторону, здравый смысл восторжествует и газетная публикация будет совсем о другом.

Зря надеялся.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО...

Четырнадцать лет назад в «Комсомолке» я защищал строптивого директора лицея, которого казанские власти за шкирку вышвыривали из созданного им учебного заведения. Звали директора Павел Шмаков. Он придумал странную штуку - собирать по республике не талантливых ребят, а тех, кто хочет учиться, пусть даже со способностями у них не очень. Он хотел привозить их из поселков и деревень, селить в общежитии, находить им персональных преподавателей и давать образование. Потому что, если ребенок имеет тягу к какой-то науке, из него обязательно выйдет толк.

Не помогли ни статьи, ни голодовка Шмакова на центральной площади. Ему вообще не нашлось места в родном городе. Какое-то время Павел Анатольевич работал учителем в Москве. А потом женился и оказался в Финляндии.

Два с половиной года назад я снова писал о Шмакове. Писал с гордостью. Он нашел в себе силы подняться, в 45 выучил непростой финский и умудрился стать лучшим учителем одной из престижных школ Хельсинки. (Лучшего в Финляндии определяют ученики тайным голосованием. Представляете, каким педагогом надо быть, чтобы финские школьники отдали предпочтение учителю, говорящему на их родном языке с акцентом?)

После этой публикации молодой мэр Казани Ильсур Метшин позвал Шмакова в Казань, в тот самый выстраданный им лицей.

- Поедешь? - писал я Шмакову в Хельсинки.

- Конечно!

Спрашивал я для проформы. Я и так знал, что Шмаков сорвется в Казань с насиженного места. Хотя за это время в Финляндии у него появился серьезный якорь - три дочери, две из которых - совсем малышки. Он приехал со старшей дочерью Настей. И в августе 2011-го снова возглавил лицей Лобачевского при Казанском федеральном университете. Элитарный лицей в старинном и хорошо отремонтированном здании Мариинской гимназии.

17 ЗАВУЧЕЙ

Первые полгода Шмаков двигался вперед как ледокол «Ленин» в арктических льдах. Он пытался оживить школу, где главным стержнем была дисциплина и хорошая подготовка к ЕГЭ.

- Я хотел внедрять то хорошее, что сейчас теряется в России, например, бесплатные кружки. Плюс то красивое, что увидел за границей, - объясняет мне Шмаков.

Шмаков вообще с точки зрения оте-чественной заскорузлой педагогики человек странный - он хочет, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы ребята приходили на уроки не из-под палки, а потому что им нравится заниматься. Чтобы школа была для них не казенным заведением, а местом, где тепло и уютно. Шмаков придумал множество нововведений. Ну, например, - позвал ребят переночевать в школе (конечно, с разрешения родителей). Можно посидеть за чашкой чая, пригласить какого-то интересного человека и поговорить по душам. Шмаков совместил вечерние посиделки с учебой и открыл астрономический лагерь, где ночью дети изучали звездное небо, а днем занимались информатикой. В холле школы стали играть в шахматы. И ребята больше не бежали на переменах курить за здание, а засиживались за досками в квадратиках. Двери лицея перестали закрывать в 8.20, чтобы те, кто опоздал, не оставались на улице. На уроки приходили какие-то бородатые люди с гитарами. Лекции читали известные поэты. А по вечерам в школе репетировал камерный хор «Преображение» - параллельно участники хора учили петь ребят, выступали на школьных праздниках.

- Что это за безумное количество завучей? - как-то поинтересовался я у Шмакова.

- Не безумное - их всего 17. В вальдорфской педагогике есть такая красивая вещь - школой руководит не директор, а коллегия учителей. Ведь действительно лучше, когда руководят не чиновники-завучи. У меня учителя на полставки, на четверть ставки, на десятую ставки стали завучами. Учитель математики руководил информатизацией школы. Учитель литературы контролировал электронные журналы.

В общем, школа расстегивала верхнюю пуговку на мундире. И все было бы хорошо, если бы от прежнего директора Шмакову не досталась злосчастная тетрадка…

ЧЕРЕПАХА И ХОМЯЧКИ

- Нет, тетрадка была во-вторых! - поправляет меня Шмаков. - Во-первых, был компьютер с итогами вступительных экзаменов. Принимали так: первый по рейтингу, второй, одиннадцатый. Двенадцатого не приняли, а тринадцатого взяли. И в приложении - квитанция: родители добровольно сдали на нужды школы 120 тысяч рублей. Затем - шестнадцатый. И тоже квитанция.

А потом была тетрадка, где было записано, от кого и каких детей зачислили. Прием шел в зависимости от должностей родителей, а не по результатам экзаменов. Оказалось, лицей имени Лобачевского - просто блатное учебное заведение, 247 детей из 600 были зачислены не по результатам вступительных экзаменов.

Шмакову бы порадоваться - вон сколько детей влиятельных родителей, сколько можно всяких преференций получить. Уверен, так подумал бы любой российский директор. Но Шмаков слишком долго прожил в честной Финляндии. Он, понимаете ли, стал возмущаться! В интервью местным газетам и телевидению он рассказывал о звонках из полиции и прокуратуры с рекомендациями взять в лицей того или иного ребенка. Как это так - люди, которые стоят на страже закона, требуют, чтобы школа закон нарушила. К марту, когда начался новый набор в лицей, Шмаков успел наступить на мозоли всем.

- Набор начался 18 марта, а уже 19-го мне позвонили из санэпиднадзора, мол, хотят побеседовать по поводу попугайчиков, черепахи и двух хомячков, которые живут в школе. Сказали, что звери в учебном заведении - гигантское нарушение законодательства. Кроме того, есть несколько мелких нарушений: перемена была 5 минут вместо 10. И сказали, что надо подойти поговорить с руководством, и, возможно, все решится само собой.

- И вы не поняли намека?

- Это был не первый намек. Одна из мам, которая работает в санэпиднадзоре, сказала мне еще перед Новым годом, что ее просили передать - надо бы мне зайти к руководству, договориться, потому что какие-то финансовые потоки откуда-то куда-то прекратились с моим приходом. Если я не приду, то будет проверка и наложат штраф. Сначала маленький. А если я и после этого не пойму, уже серьезный штраф.

Шмаков договариваться не пошел. За санэпиднадзором пришли прокуратура, пожарные, местный Рособрнадзор… Пятая проверка, десятая, пятнадцатая. Проверяли вольнослушателей (Шмаков разрешил ребятам из других школ приходить на занятия, чтобы присмотреться, по силам учиться в лицее или нет), завучей, расписание.

- Но вы же должны уметь договариваться, все-таки родились-то не в Хельсинки!

- Детей таких родителей стоит брать в отдельные школы, пусть все вместе учатся, - и сейчас упорствует Шмаков. - А когда в одном классе и бедные, но талантливые ребята, и блатные, которым и двойку за невыученный урок поставить нельзя, - это неправильно.

Тогда Шмакова спасло только вмешательство президента Татарстана Рустама Минниханова. Но прошло несколько месяцев, и в октябре 2012-го проверки возобновились с новой силой. Пошли письма от недовольных родителей (чьи дети при прежнем директоре были на привилегированном положении) и возмущенных учителей (тех, кто приводил детей за «добровольные» пожертвования).

- Три раза прокуратура предлагала мне уйти по собственному. Угрожали - будет заведено дело. Мол, есть оперативная информация, что я беру взятки, - вспоминает Шмаков. - Я им говорю: я ушел с зарплаты в 3 тысячи евро (столько мне как учителю платили в Финляндии) на зарплату в 30 тысяч рублей, чтобы брать взятки?! Спрашиваю: «Есть ли у вас письмо о взятках?» «Нет, - говорят,- письма нет, но мы надеемся, что они напишут».

В декабре Шмаков слег в больницу - доконали проверки, нервы стали ни к черту, обострились старые болезни. Он уже думал не о том, как в школе провести очередную олимпиаду, а как отписаться по поводу новой кляузы.

ЛИКВИДАЦИЯ

Стало понятно - Шмаков по собственному не уйдет.

Но бюрократы умеют сражаться лучше романтиков. Лицей по документам считался «при Казанском федеральном университете». Пока Шмаков ездил с дочкой в Финляндию, лицей переименовали, выбросив три буквы - «при». Вот вам и новое учебное заведение. Прежних сотрудников в связи с ликвидацией увольняют… Естественно, все было сделано только ради того, чтобы недействительным стал договор с директором Шмаковым.

Новым директором лицея Лобачевского стала Елена Германовна Скобельцина. Она руководила школой до 2011 года. Именно она - хозяйка той самой заветной тетрадки, которую нашел Шмаков…

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Нам жаловались, что Шмаков разваливает лицей»

Я попросил казанского журналиста Павла Южакова поговорить с чиновниками. Большинство из них согласились на комментарий только после официального запроса.

Людмила Морская, старший помощник прокурора Казани:

- Родители учащихся лицея обращались в различные ведомства, начиная от Президента России и заканчивая прокуратурой Казани. Просили проверить школу Шмакова. От одного-двух родителей жалоб не было. Всегда - коллективные… Под последней подписались 68 человек. Они были не удовлетворены тем, как Шмаков осуществляет свои обязанности директора. В частности, он пригласил педагогов без профильного образования. У некоторых не было стажа работы, ни одного дня педагогической деятельности. Одна из них 4 года не работала нигде, а потом вдруг начала преподавать литературу.

Педагоги, которые длительное время там работают, посчитали, что он разваливает лицей. Большинство доводов подтвердилось прокурорской проверкой. Еще накануне Департамент образования и науки выявил у него серьезные нарушения закона «Об образовании». Невыполнение федеральных стандартов, неудовлетворительное ведение документации строгой отчетности. Ему дали срок их устранить - он проигнорировал. Дети в лицей принимаются на основании решения комиссии, поскольку это школа для одаренных детей. Таких лицеев в Казани шесть, и остальные пять соблюдают установленный порядок. А Шмаков за 2011 - 2012-й самостоятельно, в обход комиссии, принял 20 учеников (11 человек - в 2011 году, 9 - в 2012-м). Хотя сейчас он утверждает, что принял только одного человека. Однако у нас приказы о приеме есть, прокурорская проверка это подтвердила. Мы сочли это коррупциогенным фактором.

Гульгена Исмагилова, зам. начальника отдела Санэпиднадзора Роспотребнадзора по Республике Татарстан:

- С тех пор как Шмаков приступил к своим обязанностям в качестве директора, стали поступать жалобы в Роспотребнадзор... В конце ноября поступила жалоба по организации учебного процесса. Выяснилось, что учебная нагрузка распределялась неправильно. Предметы, которые требуют особо тщательного изучения, ставились первыми парами. А ребенок к этому времени еще, что называется, не проснулся.

Последняя жалоба была в феврале по установке мусорных контейнеров на территории лицея. Они были размещены близко к зданию, не оборудованы крышками, не было контейнерной площадки (которая должна быть на определенном расстоянии от школы и располагаться на специальной хозяйственной площадке с бетонированным основанием). В целом можно сказать, что большинство жалоб находило подтверждение.

Валентина Афонская, заместитель начальника Управления образования Казани:

- Было очень много обращений родителей и учителей через аппарат полномочного представителя Президента РФ в ПФО, уполномоченного по правам ребенка в республике, в органы прокуратуры и в органы по надзору в сфере образования и науки. Замечания касались уставной деятельности, были нарушения трудового законодательства и санитарно-эпидемических требований. У преподавателей были жалобы по образовательному цензу. Прокурорская проверка подтвердила, что на работу были приняты учителя, которые не имели педагогического образования либо не прошли переподготовку.

Азат Зарипов, выпускник лицея им. Лобачевского 2013 года:

- По дисциплине огромные послабления. Однажды, вый­дя на несколько минут из класса во время урока, я увидел, что в коридорах на всех диванах сидят наши ученики. У большинства из них шли уроки, а они прогуливали. При прошлом директоре все было гораздо жестче: опоздать на урок было недопустимо. Конечно, кто хочет учиться - все равно будет заниматься. Но для большинства ребят, если дать волю, ничего хорошего из этого не выйдет. Мои основные претензии: в прошлом году у нас была подготовка к ЕГЭ. Часть учеников сдавала английский язык. И когда они обратились к директору с просьбой провести предварительный экзамен, он сказал: «Вы сами организуйтесь, разрешение я дам». А раньше это был настоящий пробный ЕГЭ, который организовывал директор и руководящий состав лицея.

Из этих монологов выводы делайте сами…

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Подсластили пилюлю

Справедливости ради надо сказать: Шмакову, наверное, в качестве компенсации предложили возглавить авторскую школу. Название - в духе Павла Анатольевича - СОЛнЦе (специализированный олимпиадно-научный центр). Здание - маленькое и захудалое, одно из трех, принадлежавших лицею Ломоносова. Уже 65 детей записались к Шмакову. Но надежды на то, что СОЛнЦе начнет работу 1 сентября, у меня нет никакой. Здание в затрапезном виде - нужен ремонт, а до 2016 года, как официально уведомили Шмакова, в бюджете города на это денег нет. Сломаны стулья и парты, нет столовой, спортзала, кабинетов физики и химии. И снова сюда ломанулись проверки санэпид- и пожарнадзора…

Вероятнее всего, к 1 сентября СОЛнЦе не получит разрешения открыться. Шмакова обвинят в том, что он не смог организовать новую школу и «предал» учителей и учеников, которые пошли за ним. Затравленный Павел Анатольевич вернется в школу в Хельсинки, где его ждут финские ученики.

А в Казани заработает привычный порядок, где прав тот, у кого больше прав. И город вздохнет спокойно и почти счастливо…