Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды17 августа 2013 23:45

Казанова покусился на «Леопарда»

Очередной победой знаменитого соблазнителя завершился фестиваль в Локарно
Альберт Серра

Альберт Серра

Новому руководству фестиваля в лице программного директора Карло Шатриана удалось впечатлить если не качеством предложенной программы, то по крайней мере ее разнообразием. 66-й по счету фестиваль в Локарно запомнится нездешней эклектичностью конкурса, в котором всякой твари было по паре. Нашлось в этом удивительном конкурсе место и детским неожиданностям (тайваньское детско-юношеское, имени Горького "Время в Кучи" + документальная "Черная доска" о буднях и радостях первоклашек), и старческому авторскому маразму ("Воспитание чувств" Жулио Брессане + коллаж-монтаж с закадровыми подвываниями «Варварская страна» Ерванта Гяникяна и Анжелы Рикки Лукки). И заводной романтической, несмотря на вкрапления задорного порно, комедии на давно назревший сюжет жизни с геморроем (немецкие "Влажные места" Давида Внендта), и отстраненной видеоинсталляции на свежую тему отчуждения и некоммуникабельности в современном кап. обществе ("Выставка" Джоанны Хогг). И японской ненаучной фантастике, в очередной раз рассказавшей о странностях уже наступившего будущего, в котором реальная и виртуальная жизнь давно поменялись местами ("Реал" Киеси Куросавы), и японской же прозрачной семейной драме о юноше, унаследовавшем от отца привычку к сексуальному насилию ("Сточные воды" Синдзи Аоямы). И объективно значительной, хотя и на грани смотрибельности, иронической саморефлексии румынской "новой волны" (оставшийся без наград фильм Корнелиу Порумбою «Когда в Бухаресте наступит вечер, или Метаболизм»), и совершенно необязательной, хотя и вполне прелестной, тоже разговорной, тоже минималистской по режиссуре "Нашей Суньи" знаменитого Хонг Сансу (справедливо удостоенного «Серебряного леопарда» за лучшую режиссуру). И интимной хронике объявленной смерти, с чарующими сценами наслаждения жизнью (автобиографическая докулента больного СПИдом и гепатитом Жоакима Пинто «Что теперь? Напомни» удостоена спецприза жюри), и упивающейся всяческим разложением, как, впрочем, и собственной значительностью вполне гипнотической маньеристской виньетке Альберта Серры «История моей смерти», которой и был выписан «Золотой леопард».

"Наша Суньи"

"Наша Суньи"

Главный герой картины каталонца Серры — пресловутый венецианский хлыщ Джакомо Казанова (превосходно сыгранный каталонским же арт-куратором Винсенсом Алтайо). Он уже удалился на пенсию и обдумывает свои мемуары «История моей жизни», которые ему, в интригующей трактовке Серры, видимо, не суждено написать, поскольку он скончается в лесистых Карпатах от вежливого укуса Дракулы.

Главный герой удалился на пенсию и обдумывает свои мемуары «История моей жизни»

Главный герой удалился на пенсию и обдумывает свои мемуары «История моей жизни»

Поначалу кажется, что метод Серры в чем-то сродни сокуровскому: в его изображении «жизни замечательных людей» физиология торжествует над идеологией, изображение и звукоряд - над литературой, хотя ею на деле все и вдохновлено; то, как его нисколько не похожий на все свои прежние экранные инкарнации Казанова грызет гранат (хорошо влияет на потенцию) или долго и обстоятельно справляет большую нужду (с предъявлением внушительных результатов), то, как он заедает зловоние печеньем с глазурью, занимает автора несравнимо больше, чем хрестоматийные подвиги героя в постели и на светских раутах. Но во второй половине фильма вполне гипнотическим образом усыпив (в буквальном смысле слова) бдительность публики, Серра незаметно, но круто переключает регистры: импозантную фигуру мифологического либертина-рационалиста сменяет на авансцене ничуть не менее импозантный мифический кровосос, а вместе с ним фривольная повседневность, служившая Казанове поводом для естественнонаучного удивления, окончательно уступает место сумрачной мистике. На экране воцаряется ночь, и едва ли не первый после «Носферату» Мурнау по-настоящему устрашающий князь тьмы самым готическим образом кладет конец заигравшейся эпохе Просвещения...

Вернер Херцог

Вернер Херцог

По итогам народного голосования в программе фильмов, представленных в этом году под открытым небом на Пьяцце Гранде, победила отлично сделанная мелодрама «Габриэль» канадки Луиз Аршамбо. Этот несомненный будущий хит без всякого снисхождения, хотя и с простительными жанру лирическими перегибами рассказывает о людях, больных синдромом Вильямса, которые наравне с людьми, больными синдромом Дауна, не только великолепно выступают на сцене вместе с канадскими звездами, но и вынашивают - и успешно, хотя и не без проблем, осуществляют - планы на самостоятельную жизнь, любовь и здоровый секс.

По итогам народного голосования в программе фильмов, представленных в этом году под открытым небом на Пьяцце Гранде, победила отлично сделанная мелодрама «Габриэль» канадки Луиз Аршамбо

По итогам народного голосования в программе фильмов, представленных в этом году под открытым небом на Пьяцце Гранде, победила отлично сделанная мелодрама «Габриэль» канадки Луиз Аршамбо

В конкурсе короткометражек «Леопарды будущего» серебряной победительницей оказалась снятая в России картина «Зима» Кристины Пиччи, являющаяся одной из шести частей проекта «Кинопоезд». Другой фильм цикла, «Зеленый змей» участвовал во внеконкурсной программе и получил альтернативный приз критики.

Что касается почетных "Золотых леопардов", то здесь в политике фестиваля наметились изменения. Если бывший руководитель Оливье Пэр стремился наградить оными молодых и даже не вполне еще заслуженных артистов, таких как Кьяра Мастроянни и Гаэль Гарсия Берналь, то новый директор Карло Шатриан проявил себя настоящим архивистом (он раньше отвечал в Локарно за ретроспективы) и в очередной раз вознаградил ветеранов — 91-летнего Кристофера Ли (который получал нечто подобное в Карловых Варах), Жаклин Биссет (вознаграждалась даже в румынском Клюже) и Фэй Дануэй (добралась в свое время даже до московских «Ликов любви»). Их, как и удостоенных тех же почестей режиссеров Вернера Херцога и Отара Иоселиани, безопасный приезд, видимо, был призван отвлечь внимание швейцарских пенсионеров от нескладной, местами скандальной и во многих смыслах весьма возмутительной программы Локарно-66.

ПРИГЛАШАЕМ:

На спектакль "Буря 12+"!