Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Политика6 сентября 2013 16:15

Владимир Путин: «Россия поможет Сирии в случае бомбардировок»

На итоговой пресс-конференции после Большой Двадцатки президент критиковал Обаму и требовал соблюдать международное право [видео]
Ключевым моментом второго дня саммита Большой Двадцатки стала итоговая пресс-конференция Владимира Путина

Ключевым моментом второго дня саммита Большой Двадцатки стала итоговая пресс-конференция Владимира Путина

Фото: REUTERS

Ключевым моментом второго дня саммита Большой Двадцатки стала итоговая пресс-конференция Владимира Путина. Во-первых, он как хозяин форума должен был подвести черту под всей работой, во-вторых, ответить на волновавшие всех вопросы об отношениях с США и ситуации в Сирии.

- Сейчас мировая экономика выглядит лучше, чем пять лет назад, но риски все еще есть, - сказал в своей речи Путин. - Нам удалось выйти на многие важные фактические решения, как для мировой, так и для российской экономики.

Но собравшиеся ждали не экономических выкладок, президент это понял и, переходя к вопросам-ответам, попросил:

- Только если можно, покороче. Время позднее, мы с утра до ночи здесь заседаем.

И первый вопрос был, естественно, про то, к чему пришли лидеры Двадцатки, обсуждая ситуацию в Сирии.

- Все, что связано с событиями на Ближнем Востоке, самым серьезным образом отражается на мировой экономике, - ответил Путин. - Это регион, снабжающий всю мировую экономику, энергоресурсами. Как только там происходят какие-то столкновения и катаклизмы, сразу растут цены на энергоносители. А что это значит? Это значит, что эти цены подавляют развитие мировой экономики. В такое тяжелое в целом для мировой экономики время дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке контрпродуктивно. Это как минимум, я скажу очень дипломатично.

После чего президент перешел к конкретике:

- Мы действительно вчера практически весь вечер посвятили обсуждению проблемы Сирии и вопросам, которые вокруг этого возникают. Достаточно долго разговаривали, закончили только в час ночи, а потом у меня еще с господином Кэмероном до полтретьего была двусторонняя встреча. Говорили, что голоса разделились 50 на 50. Не совсем так. Я Вам могу сказать, кто же выступал за военные действия, это известно: США, Турция, Канада, Саудовская Аравия, Франция. Господин Кэмерон выступал тоже за это, но, как мы знаем, парламент страны высказался против. Очень осторожно ведет себя и канцлер ФРГ – Германия не собирается принимать участия ни в каких военных действиях.

Кто же был категорически против? Россия, Китайская Народная Республика, Индия, Индонезия – обращаю ваше внимание, самая крупная мусульманская страна мира по населению, – Аргентина, Бразилия, ЮАР, Италия. И высказался против боевых действий также Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций.

Путин пообещал, что в случае начала военной операции Россия будет помогать Сирии:

- Будем. Как и сейчас помогаем. Мы поставляем оружие, сотрудничаем в экономической сфере.

Но при этом он выразил надежду, что до бомбардировок дело все же не дойдет:

- Я исхожу из того, что все, что случилось с так называемым применением химического оружия – это провокация со стороны боевиков, которые рассчитывают на помощь со стороны. В этом весь смысл этой провокации. Применение силы в отношении суверенного государства возможно исключительно в случае, если это делается в порядке самообороны, а на Соединенные Штаты, как известно, Сирия не нападает. Либо по решению Совета Безопасности ООН. Как сказала вчера одна из участниц нашей дискуссии: «Те, кто действуют иначе, сами ставят себя вне закона».

Путин пришел на пресс-конференцию явно простуженный. Он постоянно кашлял, несколько раз вытирал нос платком, но на вопрос, где это его так прохватило, отмахнулся:

- Это не здесь. Это после поездки по Дальнему Востоку, кондиционеры в самолете.

- Удалось ли вам встретиться с Бараком Обамой? - задали президенту второй горячий вопрос. - Говорили, что вы пообщаетесь с ним на ногах или еще как-то в процессе саммита.

- Мы с президентом США встречались сегодня. Правда не на ногах, а на другом месте... Сидя мы разговаривали. Разговор продолжался минут двадцать-тридцать. Это была очень содержательная, конструктивная и доброжелательная беседа. Мы остались каждый при своем мнении, но диалог есть. Мы слышим друг друга, принимаем аргументы. Я с его аргументами не согласен, но мы договорились, что министры иностранных дел в ближайшее время будут обсуждать ситуацию.

На вопрос: не говорили ли с Обамой про выдачу Сноудена или возможность обменять его на кого-то из осужденных в США россиян, Путин только пожал плечами:

- А у нас Сноуден не осужден. Что на что менять-то? Это отдельная тема, мы даже не затрагивали ее, говорили только по Сирии. Господин Сноуден оказался у нас случайно, мы его не приглашали и не заманивали. Он бы транзитом так и просвистел куда-нибудь в Латинскую Америку. Но ваши соотечественники... Как бы это сказать, чтобы лишнего не ляпнуть. В общем они с присущим им обычным блеском всех так напугал, что он застрял у нас. Просто застрял! Ведь они могли поступить как-то иначе? Вот они взяли и посадили самолет президента Боливии. Так же могли бы сделать и со Сноуденом. Нет, надо было всех запугать, застращать.

Говоря о недопустимости нарушения любой из стран норм международного права, Владимир Путин привел в пример выступление на саммите президента ЮАР.

- Он очень ярко выступал и сказал: малые страны в современном мире все больше и больше чувствуют себя уязвленными и незащищенными. Складывается впечатление, что более сильная страна в любое время по своему усмотрению может применить к ней силу. Но ведь правда! В этих условиях попробуйте убедить северокорейцев отказаться от ядерной программы, попробуйте скажите: «Ребята, на склад сдайте всё под международный контроль». Они скажут: «Завтра нас хлопнут, уничтожат всех». Для того чтобы не допустить расползания оружия массового уничтожения, нужно обеспечить безусловное исполнение основополагающих норм международного права.

ОТВЕТ США

Обама все равно хочет войны

Максим ВОЛОДИН

Барак Обама по итогам саммита провел свою собственную пресс-конференцию и заявил, что удар по Сирии неизбежен и конгресс США рано или поздно одобрит его.

- Я знал, что это будет непростая задача, - признался Обама.

Впрочем, американская конституция позволяет президенту отдать приказ бомбить Сирию хоть завтра, даже без санкции конгресса. На вопрос о том, готов ли он так поступить, Обама ответил уклончиво:

- Я не хотел бы забегать вперед и строить догадки... Я думаю, что мы должны действовать.

Обама снова повторил очевидную дезинформацию о «наглом использовании» режимом Асада химического оружия. Это, по словам президента США, ставит под угрозу весь глобальный мир и в первую очередь соседние страны: Турцию, Иорданию, Ливан, Ирак, Израиль.

- Это усиливает риск, что эти вооружения попадут в руки террористов, - заявил Обама.

Президент США посетовал, что «Совбез ООН остается парализованным в решении сирийского вопроса» - Россия и Китай против вмешательства во внутренние дела Сирии. Впрочем, Штаты и раньше не стеснялись применять силу, не обращая внимания на международные законы.

- Я намерен обратиться к американцам из Белого дома во вторник, - заявил Обама, намекая на то, что это будет что-то вроде объявления войны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Путин и Обама после встречи остались каждый при своем мнении

Президент России Владимир Путин рассказал о некоторых подробностях встречи с американским лидером Бараком Обамой, которая состоялась «на полях» саммита «большой двадцатки» в пятницу, 6 сентября.

Путин отметил, что они с Обамой понимают аргументы друг друга, хоть и не согласны с ними.

- Мы остались при своем мнении, каждый при своем, - подвел итог Путин, однако подчеркнул, что стороны пытаются слушать друг друга и анализировать позицию оппонента. (читать далее)