Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество12 сентября 2017 21:05

Два лица Зои Космодемьянской

13 сентября - 94 года со дня рождения первой женщины, ставшей Героем Советского Союза
Два лица Зои Космодемьянской

Два лица Зои Космодемьянской

Зою Космодемьянскую в СССР знал каждый человек, ее именем были названы улицы, колхозы, ее подвигу были посвящены отдельные уроки в школе. Но ее официальная биография полна пробелов. Жизнь героя сильно отредактировали, оставив за кадром неудобные моменты. Даже реальные фотографии разительно отличаются от растиражированного отретушированного образа…

За Родину! Но не за Сталина…

Подвиг молодой партизанки, пойманной после проведения диверсии в тылу врага, воспет в книгах и фильмах. Как и ее стойкость - после ужасных пыток она не только не выдала товарищей, но и даже не назвала своего реального имени.

Даже портрет героя был очень сильно отредактирован. Это - официальная версия.

Даже портрет героя был очень сильно отредактирован. Это - официальная версия.

Эту стойкость всегда пытались оправдать идеологией. И первым сделал это непосредственный начальник Зои подполковник Спрогис.

В письме секретарю Московского комитета ВЛКСМ 5 февраля 1942 года Спрогис описывает обстоятельства гибели партизанки. Заканчивается он фразой (орфография сохранена): «Оставаясь до конца преданной делу Партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА, Социалистической Родине и Ленинскому комсомолу, т. КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ ЗОЯ АНАТОЛЬЕВНА, умерла смертью героя с лозунгами: «СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ АККУПАНТАМ, ДА ЗДРАВСТВУЕТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РОДИНА, ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТОВАРИЩ СТАЛИН».

Секретарь МГК ВЛКСМ Александр Шелепин (тот самый, который поначалу «забраковал» Зою и отказался давать добро на принятие ее в ряды Красной Армии, Спрогису не поверил. В своем письме секретарю ЦК ВЛКСМ Николаю Михайлову он уже 7 февраля 1942 года писал, что из опроса местных жителей выяснилось, что предсмертные слова девушки были совсем другими: «Сколько нас ни вешайте, но всех не перевешаете! Нас 170 миллионов. За меня вам наши товарищи отомстят!» И никаких здравиц в адрес Сталина.

Так Зоя выглядела в реальности (публикуется впервые).

Так Зоя выглядела в реальности (публикуется впервые).

Но лучше всего о «несталинском» патриотизме Зои Космодемьянской говорит ее дневник. В нем фамилия «вождя народов» не упоминается ни разу. Да и Ленину посвящено всего несколько строчек. На одной из последних страниц написано, что он «вел народ как Данко к вершинам коммунизма», есть фраза «У нас Христа заменил Ильич».

Возможно, мое восприятие субъективно, но мне все же представляется, что для Зои Космодемьянской главной мотивацией был все-таки настоящий патриотизм и погибала она не за коммунистические идеи, а за свою страну, которую искренне любила…

Окончательный диагноз

Редактированию подверглась и история болезни Зои. Герой - пример для подражания. А значит, она должна быть не только красавицей и комсомолкой, но и спорт-сменкой. Ведь кроме любви к Родине стойкость девушки можно объяснить только железным здоровьем. Или оно было не таким уж крепким?

Видимо, широкой публике не нужно было знать, что герой наблюдался в психо-неврологическом диспансере и лечился от серьезной болезни мозга в больнице. Потому после гибели героя ее история болезни и все карточки были изъяты сотрудниками НКВД. Эти документы до сих пор не найдены…

Что же пытались скрыть? Некоторые выдвигают версию, что у Зои были серьезные проблемы с психикой. Их можно понять - хрупкая девушка проявила ненормальную стойкость и отвагу. Говорили даже о шизофрении, о возможной невменяемости и неспособности отвечать за свои поступки.

Но защитники парируют, что Зоя была абсолютно здорова, иначе ее не зачислили бы разведчиком-диверсантом в армию.

Так кто же прав? Ни те ни другие!

В бывшем архиве ЦК ВЛКСМ справки о состоянии здоровья Зои Космодемьянской и ее характеристика, выданная за неделю до начала войны классным руководителем, хранились в отдельном конверте с надписью «НЕ ВЫДАВАТЬ!». Но для «Комсомолки» впервые сделали исключение.

Справки о болезни Зои, которые находились в специальном пакете с грифом «НЕ ВЫДАВАТЬ!» (публикуется впервые).

Справки о болезни Зои, которые находились в специальном пакете с грифом «НЕ ВЫДАВАТЬ!» (публикуется впервые).

Итак, состояние здоровья девушки действительно не являлось препятствием для зачисления в разведку. Но, во-первых, там требовалась только обычная медсправка, а не справка из психо-неврологического диспансера. Во-вторых, в октябре 41-го была большая неразбериха с документами - немцы стремительно двигались к Москве, столицу эвакуировали. Какие уж тут рассуждения о медсправках и здоровье!

Да, вновь открытые документы говорят о тяжелой болезни. Но отнюдь не доказывают психическое заболевание. Было ли связано «тяжелое мозговое заболевание» с предыдущим наблюдением в психоневрологическом диспансере? Скорее всего, нет. Любовь Космодемьянская (в архиве есть запись ее рассказа о дочери, датированная апрелем 1942 года) вспоминала: «Зоя болела нервным заболеванием с 1939 г., когда переходила из 8-го в 9-й класс, и при переходе из 9-го в 10-й класс в 1940 г. болела менингитом в острой форме. Сначала врачи говорили, что надежды на выздоровление нет, но она попала к профессору Маргулису, который спас ее».

Но менингит - это инфекционное или вирусное заболевание, а никак не следствие нервного срыва, который констатировали врачи у Зои в 1939 году…

Почти четыре месяца, пропущенных Космодемьянской в результате болезни, не могли не сказаться на учебе. Естественно, она догоняла одноклассников с трудом. Отсюда и «секретная» характеристика классного руководителя Васильева с указанием «посредственной успеваемости».

С другой стороны, я внимательно изучил записи из дневника Зои Космодемьянской, относящиеся к лету и осени 1941 года. Ни намека на то, что это писал человек с психическим заболеванием! Четкий почерк, отсутствие грамматических ошибок, здравые, хотя иногда чуть наивные рассуждения. И - в разгар войны - планы на мирную жизнь. «Курсы кройки и шитья. Таганская ул., д. 58» - это последняя запись в военном дневнике перед отправкой на фронт. Зоя думала о будущем и надеялась вернуться.

Но, возможно, секрет стойкости девушки, все-таки заключается в особенностях организма. Мать Космодемьянской вспоминала еще и о том, что у Зои был высокий болевой порог - она спокойно переносила спинномозговые пункции и другие болезненные процедуры. А значит, могла дольше выдержать пытки фашистов. Но значения ее подвига это, конечно, не уменьшает.

Редакция благодарит сотрудников Российского государственного архива социально-политической истории и лично Галину Михайловну Токареву за помощь в подготовке материала.

Отрывки из дневника Зои.