2016-08-24T03:05:37+03:00
Комсомольская правда
46

Какие вузы закроют в этом году?

Скоро абитуриентам не придется гадать, куда поступать, чтобы стать хорошим специалистом.Скоро абитуриентам не придется гадать, куда поступать, чтобы стать хорошим специалистом.

Сегодня Минобрнауки передаст Межведомственной комиссии новый мониторинг неэффективных вузов [рейтинг вузов страны]

Накануне мы собрали за «круглым столом» в «КП» чиновников и ректоров, чтобы понять, как и зачем реформируют вузовскую систему.

- Мониторинг эффективности нужен для того, чтобы оценить, какая часть системы высшего образования на данный момент является, условно говоря, больной. Это инструмент принятия управленческих решений, - объясняет Александр СОБОЛЕВ, директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки.

Александр Соболев. Фото: Иван ВИСЛОВ

Александр Соболев.Фото: Иван ВИСЛОВ

- По результатам прошлого мониторинга почти сотня госвузов оказались «больны»...

- 30 вузов признаны неэффективными, 71 - нуждающимися в оптимизации.

- Но мы-то понимаем - оптимизация - синоним закрытия.

- Оптимизация - это улучшение. Никто эти вузы не закрывал. Каждый разработал собственную программу развития, региональные власти поделились с этими вузами необходимыми ресурсами. Вузы были реорганизованы. Собственно, минобровских было всего 19. И во всех случаях мы уже видим улучшение результата. Повысилась зарплата преподавателей, вырос средний балл ЕГЭ поступивших в этом году абитуриентов. Улучшилось качество образовательного процесса.

- Вот за полгода?!

- Да. Люди увидели, что идет реальное улучшение образовательного процесса, и, что называется, ногами, проголосовали за эти вузы. Потому что в них теперь есть потенциал развития.

ЧАСТНЫЕ ВУЗЫ УШЛИ В ПОДПОЛЬЕ

- Александр Борисович, список неэффективных появился осенью. Решения были приняты в декабре, реорганизация началась в январе - феврале этого года. Как вы можете оценивать вузы, которые только взялись за реорганизацию, в новом мониторинге?!

- Для них он носит справочный характер. Мы сейчас занимаемся другими вузами. В этом году впервые в мониторинг попало негосударственное и муниципальное высшее образование.

- То есть после обнародования мониторинга-2013 скандалы начнутся с негосударственными вузами...

- Я бы не стал так говорить. В этом году мы выносим на Межведомственную комиссию совсем другой уровень прозрачности вузов. Мы хотим, чтобы все увидели, что собой данный вуз представляет. В этом смысле мы не видим оснований для скандала. Все, что мы получили, будет доступно и для родителей, и для абитуриентов. И тогда они смогут осознанно принимать решение, в какой вуз поступать. В этом и есть задача мониторинга.

- А я все-таки про оптимизацию. Госвузы может принудить к реформированию учредитель. А негосударственные? У них свои учредители.

- Часть негосударственных вузов вообще не приняли участия в мониторинге. Закон «Об образовании» вводит норму, что мониторинг эффективности деятельности является обязательным для всех учебных заведений. Мы обратимся в Рособрнадзор и Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверки деятельности этих вузов.

- Неучастие негосударственных вузов - это бравада или эти вузы существуют только на бумаге?

- Думаю, последний вариант. Это вузы, которые, понимая, что им придется стать публичными, просто уходят с образовательного рынка.

КОМУ ЗАНЕСТИ

- Александр Борисович, мне на днях звонил знакомый, говорил, что у его родственников свой маленький институтик. Но показатели не очень. Советовался, кому занести, чтобы вуз в мониторинге оказался на хорошем месте?

- Ой, эти вопросы и мне часто задают... К счастью, сейчас процедуры публичны и открыты, ничего втихаря подкорректировать нельзя. Информационная система, которая обрабатывает данные, недоступна для такого рода воздействия.

- Тогда поговорим об объективности получаемых данных. Вузы ведь сами предоставляют информацию. Есть большой соблазн прислать красивые цифры.

- У нас есть эффективная система проверки. Мы изучили данные, предоставленные вузами, нашли много неточностей и попросили наших коллег их исправить.

- Неточностей или вранья?

- Пока мы мягко попросили коллег неточности исправить. У нас есть система единого контроля и оценки. Она позволяет проверять статистику. В этом году, мы считаем, проверка данных ведется более эффективно, чем годом раньше.

- Слушайте, годом раньше среди критериев оценки вуза - наличие иностранных студентов. Но вот Сыктывкарский университет. Далеко, добираться сложно. Вуз хороший, но откуда там взяться иностранцам?

- Критерии не работают каждый в отдельности. Это система. В этом году критерии очень серьезно доработаны. Для вузов, имеющих определенную специфику, введены и специальные критерии.

- Так если в прошлом году использовали неточные критерии, может, не стоило на этом основании оптимизировать семь десятков вузов?

- Критерии были правильные. Они сейчас дополнены. Было пять критериев, стало семь. Количество критериев ситуацию не меняет. Если вуз слабый - это будет видно. Не важно, будем его деятельность мы оценивать по пяти критериям или по двадцати. Если нет помещений, нет преподавателей, поступают студенты с низким баллом ЕГЭ - все понятно.

Для сильных вузов есть международные рейтинги, есть другие инструменты, которые используются для сравнения их деятельности. Мониторинг - для того чтобы подсветить ту часть образования, которая обманывает студентов, по сути, выдавая фальшивые дипломы, в том смысле, что они не подкреплены знаниями.

- Когда эти вузы выйдут из тени?

- 21 октября новый мониторинг будет представлен Межведомственной комиссии. Его обсуждение мы будем транслировать в прямом эфире. Любой сможет посмотреть, как принимаются решения по тому или иному вузу. 21 ноября начнется выполнение решений комиссии.

- То есть абитуриенты-2014 будут понимать, какая судьба ждет вуз, который они выбрали?

- Конечно. Более того, следующий мониторинг эффективности мы проведем уже весной 2014 года.

- Мониторинги будут ежегодными?

- Да. Их сдвиг на весну связан как раз с синхронизацией других образовательных мероприятий. Например, с определением контрольных цифр приема - то есть сколько бюджетных мест на ту или иную специальность выделят вузу. От мониторинга будет зависеть и план проверок Рособрнадзора.

КОММЕНТАРИИ РЕКТОРОВ

Марина Истиховская, ректор Сыктывкарского госуниверситета:

- 19 февраля были объединены Сыктывкарский госуниверситет и Коми государственный педагогический институт. В 2012 году, до начала реорганизации, если вместе сложить, то будет более 8000 студентов, почти 600 преподавателей. Что дала реорганизация? Во-первых, активизацию научной деятельности в результате сложения потенциалов двух научных школ. Открыты новые направления подготовки, повысилось качество приема, работодатели активно участвуют в деятельности университета.

В итоге в 2013 году по обоим вузам набор вырос на 13% по сравнению с 2012-м. В том числе коммерческий - было годом раньше 531 студент, а теперь - 687. Люди готовы платить за образование в нашем университете.

Ирина Халеева, ректор Московского государственного лингвистического университета:

- У нас необычная реорганизация: мы не находимся в одном городе. Нашим филиалом стал Иркутский государственный лингвистический университет. Получился своеобразный кластер - евразийское лингвистическое пространство. Мы предложили любопытное название - Евразийский лингвистический институт. В МГЛУ 26 направлений подготовки, в иркутском вузе гораздо меньше. Сейчас мы согласовываем структуру подготовки кадров с руководством области и, исходя из потребностей региона, развернем набор следующего года.

В Москве у нас уже четыре года работает система «Электронный университет». Кадры, финансы, учебные управления - вся информация есть в электронном виде, обрабатывает ее суперкомпьютер. Сейчас мы подключаем к этому компьютеру Иркутск. Это очень важно для управления в целом всем университетом.

Андрей Николаенко, ректор Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ):

- Наш университет образован на базе четырех высших учебных заведений Москвы. Это МАМИ, Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина, Московский государственный вечерний металлургический институт и Московский госуниверситет инженерной экологии. Задача - создать современный инжениринговый вуз. Есть программа стратегического развития, и она распространяется на все ч

етыре вуза. Исключены дублирующие функции в подразделениях, есть серьезная экономия на управленческом аппарате. Завершена оптимизация кафедр. С 1 сентября наше учебное заведение функционирует уже в единой образовательной структуре.

Почему наши вузы снова оказались на последних местах в британских рейтингах британский журнал Times Higher Education опубликовал свой рейтинг вузов. Отечественные новостные агентства скорбно сообщили, что «Россия в международном рейтинге... все больше отдаляется от лидеров, ее высшие учебные заведения не входят в список 200 лидирующих» (РИА «Новости»). (Читать далее...)

Почему наши вузы снова оказались на последних местах в британских рейтингах

британский журнал Times Higher Education опубликовал свой рейтинг вузов. Отечественные новостные агентства скорбно сообщили, что «Россия в международном рейтинге... все больше отдаляется от лидеров, ее высшие учебные заведения не входят в список 200 лидирующих» (РИА «Новости»). (Читать далее...)

Почему наши вузы снова оказались на последних местах в британских рейтингах британский журнал Times Higher Education опубликовал свой рейтинг вузов. Отечественные новостные агентства скорбно сообщили, что «Россия в международном рейтинге... все больше отдаляется от лидеров, ее высшие учебные заведения не входят в список 200 лидирующих» (РИА «Новости»). (Читать далее...)

Почему наши вузы снова оказались на последних местах в британских рейтингах

британский журнал Times Higher Education опубликовал свой рейтинг вузов. Отечественные новостные агентства скорбно сообщили, что «Россия в международном рейтинге... все больше отдаляется от лидеров, ее высшие учебные заведения не входят в список 200 лидирующих» (РИА «Новости»). (Читать далее...)

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24