Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды24 октября 2013 9:21

Олег Табаков получил «Золотую чайку»

Театральный режиссер ответил на вопросы «КП» [видео]
На днях в МХТ им. Чехова состоялось вручение премий. С одной стороны, эта процедура традиционная – она в театре, руководимом Табаковым, проводится ежегодно, а с другой – нынешнее мероприятие приурочено к 115-му дню рождения легендарного Художественного театра

На днях в МХТ им. Чехова состоялось вручение премий. С одной стороны, эта процедура традиционная – она в театре, руководимом Табаковым, проводится ежегодно, а с другой – нынешнее мероприятие приурочено к 115-му дню рождения легендарного Художественного театра

Фото: РИА Новости

На днях в МХТ им. Чехова состоялось вручение премий. С одной стороны, эта процедура традиционная – она в театре, руководимом Табаковым, проводится ежегодно, а с другой – нынешнее мероприятие приурочено к 115-му дню рождения легендарного Художественного театра.

Обычно на своих «раздачах чаек» (театр имени Чехова – оттого и памятные знаки здесь в виде чайки) Олег Павлович хвалится достижениями актеров и студентов, рассказывает об успехе спектаклей, о гастролях и вообще о том, что еще предстоит им, мхатовцам, одолеть-достичь.

И в этот раз все было примерно так же. Но по какому-то совпадению эта осень оказалась богата впечатляющими датами. Например, 11 ноября театр будет отмечать 70 лет своей Школы-студии.

- 70 лет назад Немирович-Данченко - а это был военный 43 год, когда от Победы нас отделяло еще много потерь и бед, - принудил советское правительство произвести на свет Школу-студию МХАТ. А если бы ее не открыли? Представьте только. Нас всех бы не было? Ну что еще сказать! – Олег Павлович умеет подчеркнуть важность события.

Не преминул Табаков и «отчитаться по деньгам»: то, что билеты в театр раскупаются влет и посещаемость тут близка к стопроцентной (не учитывая аншлагов на премьерах) – это особая гордость хозяйственного худрука.

Рассказал и о гастролях. Мол, едем мы в Читу, Иркутск, Владимир и Саратов. А также в Швейцарию: «А ведь еще несколько лет назад туда было труднее попасть, чем в Чечено-Ингушетию».

Перечислив еще несколько «заслуженных» пунктов, Табаков объявил торжественную процедуру наград и передал слово Анатолию Смелянскому, столпу Художественного театра с множеством титулов, самый «свежий» из которых - Президент Школы-студии МХАТ.

- Одну чайку выдаем в одни руки! – строго пообещал Анатолий Миронович. И вскоре стало понятно, отчего такая «экономия» проистекает. Дело в том, что кроме всех юбилеев, касающихся самого театра, в этом году чайки вручались тем, кто прослужил театру не только 15 лет (этим тут никого не удивишь), но и за 25, 30, 35, 45, 55 и – внимание! – за 70 лет работы чайку получил Игорь Ефимов, который начинал еще с Книппер-Чеховой и Качаловым. Зал аплодировал стоя.

Золотых чаек (это 30 лет службы) получили Игорь Золотовицкий, нынешний ректор Школы-студии, и сам Олег Павлович. Да, прошло 30 лет, как он пришел в МХТ.

- Жизнь нас испытывала, и мы регулярно эти испытания выдерживали, - Табаков всегда говорит во множественном числе, хотя все понимают, конечно, что ему есть чем гордиться и в единственном, личном табаковском числе.

Конечно, вся церемония сопровождалась веселыми историями и шутками. Студенты устроили мини-капустник, посвященный, в том числе, и награде Табакова. Олег Павлович, слушая их ироничную композицию, постукивал кулаком по столу. Надеемся, что студенты все же живы.

Среди награжденных в этом году большинство были героями «невидимого фронта»: например, сотрудники кассового, декораторского, костюмерного, гримерного отделов, например, фотограф, начальник сантехников, монтировщик сцены и помреж. А также Алла Юрьевна Шполянская, которую Табаков называет «мой пресс-генерал». Шполянской журналисты аплодировали особо – они-то знают, мимо нее в МХТ и блоха не проскочит.

После того, как все закончилось, Табаков ответил на вопрос «КП».

- Олег Павлович, если вдруг разбудить вас среди ночи, что первое вам вспомнится за эти 30 лет служения театру? – спросила я, ожидая в общем чего-то «парадно-выходного» в ответ. Но Табаков не был бы Табаковым, если бы мог или хотел вписываться в рамки ожиданий.

- Если вдруг разбудить? Первое? Время, когда закончилась эта отвратительная и лживая история привлечения к уголовной ответственности наших сотрудников. Когда я получил письмо от этого майора с очень странной фамилией – я даже не могу выговорить ее – Шахворостов, где он сформулировал: «давайте закончим так: мы к вам ничего не имеем, и вы к нам»… Это было, наверное, самое такое труднопереносимое испытание. Радости-то у нас много случалось за эти 30 лет. Но и когда это лживое обвинение само рассыпалось в прах, это тоже радость была, по сути дела. Можно постараться это забыть. Но поскольку это было в нашей жизни, то, наверное, забывать это не стоит.

- Вас можно поздравить с прекрасной премьерой «Сказка о том, чего мы можем…» по Луцику и Саморядову, поставленной Маратом Гацаловым…

- А вот мое зрительское ощущение другое. Не столь восторженное, как ваше, потому что самые сильные впечатления я испытал не от спектакля, а от рассказа талантливых людей Луцика и Саморядова, безвременно ушедших. Самые сильные и самые серьезные. Что, однако, не мешает спектаклю Гацалова быть успешным.