Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Авто5 ноября 2013 17:40

Машина для Сталина

В Подмосковье ремонтируют уникальный автомобиль, ставший подарком к 70-летию Иосифа Виссарионовича [фото, видео]
Тот самый "сталинский" Aero Minor II в выставочном центре Праги.

Тот самый "сталинский" Aero Minor II в выставочном центре Праги.

«Трудящиеся всего мира готовятся достойно отметить семидесятилетие великого Сталина», писала в декабре 1949 года советская пресса. «Сердца народа Чехословакии исполнены глубокой любви и благодарности…»

«Великому вождю и другу народов»

В выставочном центре Праги открыта экспозиция специальная экспозиция. «Выставку подарков народов Чехословакии Генералиссимусу Сталину в Праге посещают десятки тысяч трудящихся столицы и других городов и сел республики», - писала «Комсомольская правда» 10 декабря 1949 года. Все подарки перечислять долго, да и не все нас сегодня интересует. В числе прочего были три машины - «тщательно и любовно отделанные» «Татраплан», «Тудор», «Минор». Вот на последнем и остановимся - ибо он герой нашего рассказа.

Машина, специально выпущенная для Сталина в единственном экземпляре, естественно, отправилась в СССР. После недели круглосуточной работы выставки, все подарки (их было 528) осторожно пакуют и спецпоездом отправляют в Москву. Наш герой с 26 декабря 1949 года становится частью экспозиции Политехнического музея в составе экспонатов выставки «Жизнь и деятельность И. В. Сталина».

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Уже после смерти вождя, 5 января 1955 года машина отправилась трудиться в столичный горздрав. Ее отдали в роддом для нужд администрации, и там она верой и правдой служила, набегав около 300 тысяч км. Пока ее не списали.

Бюджетный аристократ

Первоначально этот автомобиль выпускался в Чехии на мотоциклетном заводе со всем нам известным названием Jawa. Но не думайте, что это была мотоколяска. Чехи купили лицензию на производство этого автомобиля у немецкой фирмы DKW. Она, кстати, вошла в союз четырех колец, известный сейчас как Audi. Так что генетика у этой машины отменная. Но, несмотря на это, в довоенное время Minor был самым дешевым чешским автомобилем - он стоил примерно годовую зарплату госслужащего.

В годы Второй мировой войны во время немецкой оккупации в тайне от фашистов на заводе умудрились создать первые прототипы «Минора» второго поколения. Маскировали его под немецкий автомобиль, которые они ремонтировали для Вермахта.

После войны и национализации заводов Jawa стала специализироваться только на выпуске мотоциклов. А сборку автомобилей Minor II в 1946 году передали авиационному заводу Aero, который имел опыт производства автомобильных кузовов для дорогих «Роллс-Ройсов» и «Испано-Сюиз». Так машина получила название Aero Minor II.

- «Аэро-Минор» имеет передний привод, что для тех времен было продвинутым техническим решением, реечный рулевой механизм. Кузов машины собран на деревянном каркасе, она имеет простые подвески на поперечных рессорах, 2-цилиндровый 2-тактный двигатель, 6-вольтовую электрику. На машине отсутствует бензонасос, водяной насос, трамблер, то есть она - простейшая, - рассказывает Андрей Белов, руководитель мастерской «Автонаследие».

Автомобиль выпускался с кузовами «родстер», «кабриолет», «универсал» и «фургон», а спортивная версия участвовала в ралли Монте-Карло и Ле-Ман, разгоняясь на гонках, соответственно, до 130 и 140 км/час. Minor II делали до 1951 года, всего за эти годы было выпущено чуть более 14 000 штук.

Салон обычного серийного "Минора" был оформлен по-спартански. Обратите внимание на руль, отсутствие рисунка на панели, часов.

Фото: minory.cz.

Но наш такой - единственный, выполненный по спецзаказу. Он имеет целый ряд отличий от всех прочих серийных моделей. Например, индивидуальную решетку радиатора из шести элементов, надфарники-габариты, роскошный белый руль и обивку салона, уплотнители стекол из белой резины. А также отделку передней панели под мрамор и швейцарские часы на ней. Все это - в целости и сохранности, даже оригинальные колеса, на которых машина выставлялась.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

- Машина в таком состоянии, что восстановить ее было бы несложно. Но из-за того, что она сделана в единственном экземпляре и имеет много аутентичных деталей, стоявших только на этой машине, головная боль явно будет, - вздыхает реставратор.

Просто «колеса»

Владимир Базаров, владелец этой машины до недавнего времени, рассказал, что купил ее в 1972 году с рук по объявлению в газете. Ему нужна была машина, просто колеса, вот подвернулся недорогой вариант. Всего за пару тысяч рублей, новые «Жигули» тогда стоили шесть, а подержанные из-за дефицита и того дороже. «Минор» был почти на ходу: мотор прокручивался, но не заводился, барахлила электрика. О «сталинской» истории Владимиру рассказал прежний хозяин, он же и передал картонную табличку, которая стояла перед машиной на выставке в Политехе.

Промыв бензобак и поколдовав с электрикой, Базаров поставил машину на ход. А вскоре, помяв крыло и решив его отремонтировать, обнаружил записку, приклеенную к деревянному каркасу кузова. Записка была в закрытой полости, так что почти не пострадала от влаги.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Этот владелец поездил на машине немного - до 1975 года. А потом оставил во дворе дома, накрытой тентом. Зимой машину ребятишки использовали как горку, так что основные кузовные повреждения она получила уже стоя на приколе.

О принадлежности ее к Сталину владелец никому не говорил. Тогда одиозная личность вождя воспринималась критически, а в постсоветское время и вовсе в штыки. Лишь в последние годы, окончательно поняв, что машина гибнет, владелец стал обращаться к тем, кто интересуется историей автомобилей. Было много скептиков, но нашлись те, кто не поленился проверить всю ее историю. Нашли документальные подтверждения, фотографии, публикации. Теперь чешские знатоки марки пребывают в шоке.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Aero Minor II

Двигатель

2-цилиндровый 2-тактный

Объем цилиндров, л

0,615

Мощность, л. с.

20

Скорость макс., км/час

90

Расход топлива на 100 км, л

7-8

Емкость бака, л

25

Длина, мм

4040

Масса, кг

690

Кстати, второй из трех подаренных автомобилей - кабриолет «Татраплан» - в 70-е годы отыскали в Грузии и вернули на родину, теперь он стоит в заводском музее «Татры». Следы третьей машины, увы, затерялись.

Увидимся через полтора года

А теперь вот эту машину разберут буквально по винтику - таков принцип реставрации. Никаких новоделов не будет - в этом сошлись позиции владельцев и реставраторов. Будут восстанавливать оригинальные детали, даже если стоить это будет в десять раз дороже. Все, что безвозвратно утрачено, не будет делаться по фотографиям или воспоминаниям, а будет приобретаться на антикварных базарах и аукционах в Европе, сколько бы это ни стоило. По предварительным прикидкам специалистов, комплексная реставрация может стоить 3-5 миллионов рублей. О конечной стоимости готового автомобиля говорить совсем сложно. Машины, имеющие отношения к столь крупным историческим личностям, уходят с молотка на мировых аукционах по ценам в несколько миллионов долларов или евро.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

- Этот автомобиль никто продавать не собирается, поэтому его финансовая цена значения не имеет, а культурно-историческая ценность вычислению не поддается, - говорит Илья Сорокин, основатель «Олдтаймер-галереи». - Автомобиль не серийный, он был собран всего лишь в одном-единственном экземпляре и, соответственно, во всем мире он такой один. Даже если бы он не имел отношения к исторической личности, он являлся бы чрезвычайной редкостью, а уж подтвержденная история его знаменитого первого владельца повышает ценность автомобиля (как историческую, так и финансовую) в разы.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Грядущей весной на «Олдтаймер-галерее» в Москве нам покажут только кузов «Минора». И лишь в следующем году - к 70-летию Победы - выкатят его на всеобщее обозрение в первозданном виде. Каким его видел Сталин.

Смотреть больше фото.

Ссылки по теме:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Aero_Minor

http://www.aero-ig.de/cont_aero_minor_alt3.htm

http://oldtimer.ru/retrospective/10146/

www.minory.cz

http://www.ceskatelevize.cz/porady/10116288585-archiv-ct24/207452801350003/