Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Boom metrics
В мире26 ноября 2013 13:10

Санкции сняты, но угроза не миновала

У Израиля в руках рычаги управления американским парламентом, и он не прекратил усилий торпедировать соглашение и привести к изоляции, а затем и к войне с Ираном
Нетаньяху не скрывал своего разочарования по поводу мирного разрешения ситуации с иранской атомной программой

Нетаньяху не скрывал своего разочарования по поводу мирного разрешения ситуации с иранской атомной программой

Фото: REUTERS

Наконец-то уходят (частично) калечащие Иран санкции. Эти санкции были введены Соединенными Штатами и их союзниками по настоятельному требованию Израиля – хотя эта маленькая ближневосточная страна не является членом Совета Безопасности, она способна повлиять на мировые события больше, чем иные великие державы, в первую очередь благодаря мощному аппарату лоббирования правительств, парламентов и СМИ многих стран мира. Формально причина санкций – иранская ядерная программа, хотя Иран действует в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия. По сути дела, Израиль считает, что на Ближнем Востоке не должно быть сильных развитых (а тем более ядерных) государств, кроме него самого, и поэтому, после того как США завоевали Ирак, Тель Авив обратил свой гнев на Иран.

Пользуясь своим влиянием, Израиль добился – руками США - наложения тяжелых санкций против Ирана. Эти санкции подорвали национальную валюту, затруднили торговлю, привели к массовому недовольству в стране. Израиль уже несколько лет запугивал Иран – ракетно-бомбовым ударом, который, впрочем, так и не смог нанести.

Оказавшийся в трудном положении Иран пошел на умный ход – новым президентом страны стал Роухани, считавшийся либералом и сторонником прогресса. Роухани заговорил не так, как его предшественник Ахмадинеджад, и быстро вызвал симпатию Запада. Он и с президентом Обамой поговорил, и за короткое время американцы пришли к выводу, что с конфронтацией пора кончать.

Россия и Китай не поддерживали введение санкций, но не могли сами переломить положение. А поскольку Израиль объяснял свою вражду к Ирану тем, что Иран якобы хочет создать свое ядерное оружие, начались переговоры – как гарантировать, чтобы ядерная программа Ирана оставалась мирной, а за это снять санкции.

После перемены настроения в Вашингтоне довольно быстро восторжествовала российская позиция «постепенности и взаимности», то есть соглашение достигается по частям, и по частям снимаются санкции и размораживаются иранские депозиты. В минувшее воскресенье шесть ведущих мировых держав смогли договориться с Ираном, и первая фаза соглашения вышла в путь.

Главным противником соглашения с Ираном был и остается Израиль. Так, прямо перед заключением соглашения израильский премьер-министр Нетаньяху посетил Москву и встретился с президентом Путиным. Он пытался убедить Путина отказаться от соглашения с Ираном, но безуспешно. Несмотря на хорошие отношения, сложившиеся между Путиным и Нетаньяху, да и вообще между Россией и Израилем, Путин был тверд. Российскую позицию озвучил Евгений Примаков, старый зубр разведки и дипломатии, и она такова: лучше занимать примирительную и компромиссную позицию, чтобы к власти не приходили упертые экстремисты.

Итак, соглашение заключено, но драма продолжается. У Израиля в руках рычаги управления американским парламентом (конгрессом и сенатом), и он не прекратил усилий торпедировать соглашение и привести к изоляции, а затем и к войне с Ираном. Агенты израильского лобби уже пытаются провести новые санкции в конгрессе. Более того, Израиль выстраивает коалицию из наиболее реакционных арабских государств во главе с Саудовской Аравией против Ирана.

Хорошим ответом на происки Израиля служит российский план превращения Ближнего Востока в зону, свободную от оружия массового уничтожения (ОМУ), ядерного, химического и биологического. Иначе, если Сирия и Иран будут разоружены, Израиль останется единственным обладателем ОМУ в регионе, а это не приведет к прочному миру. Президент Путин не раз напоминал (в том числе и на Валдае) об израильском ядерном арсенале, который нужно демонтировать. Но пока (с тех пор, как погиб президент Джон Ф. Кеннеди, противник израильской атомной бомбы) русский президент – единственный политик первого ряда, рискующий упоминать об израильском ядерном оружии и требующий созыва конференции по его ликвидации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Израильский премьер в истерике летит в Москву

Путину не позавидуешь – к нему летит взволнованный израильский премьер Биби Нетаньяху. Навряд ли он собирается обсуждать поставки израильского снега в субтропическую Россию на Олимпиаду. Нетаньяху снова хочет бомбить Иран. А что, разве уже бомбил, спросите вы. Нет, но уже не раз хотел, как в известном анекдоте. Нормальные люди опасаются войны – но израильское руководство опасается мира. Мир для них – смертельная угроза, а новая дипломатия иранского президента Роухани понравилась американцам, и, при поддержке России, сделала мирное соглашение вполне возможным. (читайте далее)