27

Владимир Кожин, управляющий делами Президента России: «С компаниями типа «Три кирпича» мы не связываемся»

На Соборной площади Московского Кремля туристы могут встретить сотрудников ФСО с ястребами. Эти птицы защищают тут золотые купола соборов от ворон.На Соборной площади Московского Кремля туристы могут встретить сотрудников ФСО с ястребами. Эти птицы защищают тут золотые купола соборов от ворон.Фото: Михаил ФРОЛОВ

В декабре отмечается 20 лет управления делами главы государства. Руководитель этой весьма интересной структуры побывал в гостях у «Комсомолки» [видео, фото]

«Бизнесом и политикой не занимаемся»

- Владимир Игоревич, вас можно поздравить с юбилеем?

- Уточняю: мы отмечаем 20- летие со дня подписания распоряжения президента Ельцина о создании управления делами Президента Российской Федерации. Но аналогичное ведомство в государстве российском существовало практически всегда. Вот сейчас у нас в ведении автомобильный парк, а был – каретный… Названия разные – а суть-то одна.

- Кажется, это единственная структура в высших органах власти, где руководители меняются очень редко. Вот мы знаем Пал Палыча Бородина – семь лет был в должности управделами. Вы возглавляете службу с 2000 года. Чем объяснить такую кадровую стабильность на столь сложном «производственном» участке?

- Вопрос нужно адресовать Президенту Российской Федерации, потому что это его прерогатива – назначать и снимать руководителя. На мой же взгляд, доверие главы государства к должностному лицу зависит, прежде всего, от того, как это лицо исполняет свои обязанности.

Приехав в «Комсомолку», Владимир Кожин заглянул в наш фирменный магазин, с интересом осмотрел полки с нашей печатной продукцией... Фото: Евгения ГУСЕВА

Приехав в «Комсомолку», Владимир Кожин заглянул в наш фирменный магазин, с интересом осмотрел полки с нашей печатной продукцией...Фото: Евгения ГУСЕВА

Мы никогда не стремились заниматься тем, чем не надо. Всегда есть соблазн у людей на такой должности заняться немножко политикой, немножко - бизнесом. Вроде как возможности большие – почему бы нет? И такое бывало... Но не у нас. Знаю, что у некоторых коллег, которые занимали аналогичные должности в других странах, подобные ситуации возникали, и они приводили, мягко говоря, к тяжелым последствиям.

- Так чем же тогда должен заниматься управляющий делами президента?

- Формально это записано в документе, который называется Положение об Управлении делами Президента РФ. Правда, жизнь гораздо шире, и каждый день она преподносит массу других заданий. Знаете, нужно просто всегда думать, для чего и с кем ты работаешь. Меня на эту должность пригласил Владимир Владимирович Путин. Поэтому в первую очередь всегда стараюсь думать о том, что эта работа должна помогать главе государства, а не создавать ему проблемы.

- Когда создавалось управление делами, многие в обществе сомневались, нужно ли собирать в одну структуру автомобили, пансионаты, санатории…

- В начале действительно очень было много споров на эту тему. Мол, давайте все поделим, у всех будут свои автобазы, столовые, больницы. Но от этих идей отказались, поскольку экономические выкладки показали неэффективность подобной раздробленности.

В Международном пресс-центре. Владивосток, сентябрь 2012 г.

В Международном пресс-центре. Владивосток, сентябрь 2012 г.

- Сейчас возникают другие разговоры – о зависимости от управления делами различных структур: Конституционного суда, Госдумы, Счетной палаты...

- Ну, эти домыслы не выдерживает никакой критики. Потому что все, что мы делаем, базируется на определенных правилах, нормах, законах и положениях. Наверное, всегда есть какие-то отдельные элементы, когда человеческий фактор присутствует. Но у нас сегодня влияние этого фактора минимизировано практически во всем. Конечно, люди обращаются с просьбами, которые выходят, скажем, за рамки каких-то инструкций. Но только в исключительных случаях мы их нарушаем…

Строительство Океанариума на о. Русский. Основное здание.

Строительство Океанариума на о. Русский. Основное здание.

- Если представить нам масштаб вашей «империи», сколько все-таки в управлении делами людей, предприятий, машин, самолетов?

- Примерно 60 тысяч человек - от Владивостока до Калининграда, свыше ста предприятий и учреждений, порядка 4 тысяч единиц транспорта разного класса.

Наши объекты в Москве вы, вероятно, представляете: Кремль, «Белый дом», Старая площадь, в Санкт-Петербурге - здания Сената и Синода, где расположены Конституционный суд и Президентская библиотека, Константиновский дворец в Стрельне. Его мы называем «вторым Кремлем». Потому что он очень активно используется для проведения важнейших государственных мероприятий, при этом оставаясь музеем, открытым для всех. Если бы не этот комплекс, скажем, весьма сложно было бы провести саммит «Большой двадцатки» минувшей осенью. Такие мероприятия создают колоссальное напряжение и проблемы для любого города, а Санкт-Петербург жил нормальной жизнью, совершенно спокойно.

Обход здания Океанариума  Управляющим делами В.И. Кожиным. Май 2013 г.

Обход здания Океанариума Управляющим делами В.И. Кожиным. Май 2013 г.

«В нашем авиаотряде - только отечественные самолеты»

- Нам, журналистам «кремлевского пула» достаточно часто приходится пользоваться услугами Управления делами, летаем самолетами специального летного отряда «Россия». В каком состоянии сейчас, образно говоря, «крылья президента»?

- Вопросом полетов первых лиц государства занимаемся очень серьезно. Авиапарк сегодня обновлен процентов на 80. Это несколько десятков современных лайнеров Ил-96, Ту-214, вертолетов.

- В авиаотряде управления делами президента - практически только отечественные самолеты. Мы понимаем, что после трагического события в Казани вопрос звучит несколько… странно, но ведь и наши самолеты несовершенны, а, скажем, «Боинги» в целом себя прекрасно зарекомендовали во всем мире. Так все же, почему вы не покупаете самолеты у признанных иностранных мировых производителей?

- Это принципиальная позиция: президент всегда летал, летает и будет летать на отечественных самолетах. А по всем характеристикам – надежности, комфортности, летным качествам – наши лайнеры не хуже «Боинга». Конечно же, для отечественного авиапрома это очень серьезный заказ и серьезная поддержка. И моральная, и экономическая...

- Вот если говорить об экономической?

- Цена самолета класса Ту-214 примерно 50 миллионов долларов. Мы, естественно, платим чуть дороже, потому что для нас авиалайнер насыщается специальной техникой, прежде всего, средствами связи.

Посещение В.В. Путиным Дома ветеранов сцены им. М.Г.Савиной после строительных работ, проведенных «Дирекцией по строительству и реконструкции объектов федеральных государственных органов» Управления делами Президента РФ.  2 мая 2013 г.

Посещение В.В. Путиным Дома ветеранов сцены им. М.Г.Савиной после строительных работ, проведенных «Дирекцией по строительству и реконструкции объектов федеральных государственных органов» Управления делами Президента РФ. 2 мая 2013 г.

Что касается авиакатастрофы в Казани... Тяжело вспоминать об этой трагедии – погибли люди. Уже много говорилось о причинах. В очередной раз весьма остро встала и проблема маленьких региональных авиакомпаний.

- Это то, что вы уже говорили по другому поводу - насчет попыток «раздробить» хозяйство органов власти?

- Да… По моему мнению, только крупные современные авиакомпании, с мощным штатом, с сервисными службами, с хорошими зарплатами, подготовкой и переподготовкой летчиков имеют право на пассажирские перевозки.

- Есть данные о возрасте технического парка авиакомпаний. Только у «Аэрофлота» все в порядке. А чем мельче компании – тем старше самолеты. Средний возраст - 38 лет…

- Вот вам и ответ. Вы будете ездить на машине, которой больше четверти века? Никогда. А в самолет вы садитесь.

Встреча Управляющего делами Президента Российской Федерации В.И. Кожина и председателя Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» А.А. Калягина с ветеранами Дома ветеранов

Встреча Управляющего делами Президента Российской Федерации В.И. Кожина и председателя Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» А.А. Калягина с ветеранами Дома ветеранов

Встреча Управляющего делами Президента Российской Федерации В.И. Кожина и председателя Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» А.А. Калягина с ветеранами Дома ветеранов сцены им. М.Г.Савиной. 2013 г.

- А куда деваться?

- А деваться есть куда. Надо принимать решения. Непопулярные, жесткие, но надо их принимать. В специальном летном отряде «Россия» средний возраст самолетов 3-6 лет. Есть ветераны, типа Ил-62, но их осталось буквально две-три машины.

- А мы недавно летали в Сочи на этом самолете.

- Да, этому лайнеру 20 лет, но его мало эксплуатировали, машина в отличном состоянии. Но все равно - как только в следующем году подойдут новые самолеты - такие старые будем списывать.

Управляющий делами Президента Российской Федерации В.И. Кожин на открытии реабилитационного отделения «Поляны». 2010 г.

Управляющий делами Президента Российской Федерации В.И. Кожин на открытии реабилитационного отделения «Поляны». 2010 г.

Управляющий делами Президента Российской Федерации В.И. Кожин на открытии реабилитационного отделения «Поляны». 2010 г.

(Сегодня ФГБУ «Детский медицинский центр» включает поликлинику в Старопанском переулке Москвы и загородное реабилитационное отделение «Поляны», обустроенное в изумительном по красоте, экологически чистом районе Подмосковья. Здесь бережно сохраняют традиции, опыт и стандарты качества «кремлевской медицины».)

- Одно время активно обсуждалась тема передвижений первых лиц государства на вертолетах. Президент вообще ими пользуется? Не пустует ли вертолетная площадка в Кремле?

- Не пустует. Если погода позволяет, Владимир Владимирович перемещается только на вертолете, чтобы не создавать нагрузку на транспортную систему города. Также активно использует вертолетный транспорт и глава правительства.

- Не получится ли так, что президент из Кремля полетит в Ново-Огарево на вертолете, а кортеж все равно туда за ним поедет, и снова будут пробки?

- Нет, могу вам гарантировать, такой ситуации никогда не было и не будет. Она абсурдна.

Определение источников сканирования объектов культурного наследия  в Российском государственном историческом архиве.

Определение источников сканирования объектов культурного наследия в Российском государственном историческом архиве.

- Кортеж ночью будут перегонять?

- Ночью никто ничего никуда не гоняет. И у нас, и у коллег из ФСО России - достаточно транспортных средств. Никто такими глупостями заниматься не будет.

Почем автомобиль для чиновника?

- Да, и вот еще об автомобилях. Управление делами предпочитает все-таки иностранные. А не замахнуться ли нам на отечественные?

- Ну, если быть совсем точными, то давно уже «замахнулись»… Практически все автомобили в управлении делами – отечественного производства. Если же вы говорите об отечественных моделях, то программа идет. Правительственная комиссия работает, вице-премьер Аркадий Дворкович возглавляет этот процесс. Появится машина, которая устроит по всем показателям – будем ее заказывать. Речь ведь идет не об изготовлении одного персонального лимузина для главы государства, правительства…

Встреча высоких гостей на открытии «Агропромышленного комплекса «Непецино».  Июль 2013 г.

Встреча высоких гостей на открытии «Агропромышленного комплекса «Непецино». Июль 2013 г.

- Вроде как и название этой машине придумали – «Илья Муромец».

- Назвать можно как угодно. Задача состоит в том, что должна появиться целая линейка автомобилей, от представительского лимузина до самых простых машин. По сути, новое автомобильное производство. Мы видели и концепты, и конкретные разработки. Выглядят неплохо.

- Мы общались с министерством промышленности и торговли, которое курирует этот проект. Там говорят, что цена машины будет от 2-х до 6 миллионов рублей – в зависимости от комплектации. Насколько она адекватна? В России полно иностранных заводов, которые собирают те же «Форды», «Фольксвагены», «Тойоты», «БМВ»… Нормальные машины, и они могут дешевле обходиться. Вас не смущает вот эта разница?

- Не смущает. Ответ очень простой. Из области основ рыночной экономики. Сейчас мы зайдем с вами в магазин телевизионной техники, и там будет стоять 10 марок телевизоров. И все они находят своего потребителя. То, что у нас начали собирать «Тойоты», «Форды», «Ниссаны» и так далее, не означает, что надо свой ГАЗ «разбомбить». Если он начнет производить хорошую технику и конкурировать, машины найдут своего покупателя. А если автомобили ГАЗа не уступят по классу «Мерседесу», мы будем заказывать их и покупать. Почему нет?

- Сейчас идет дискуссия: сколько должен стоить служебный автомобиль для чиновника? Предлагаются разные планки – полтора миллиона, три миллиона…

- Может, кому-то не понравится, но это дилетантский подход. Почему миллион? Или три, шесть? Одно дело – купить машину. А дальше начинаются расходы – на ремонт, техобслуживание.

Да, конечно, нужно вводить некие принципы и критерии. Но ведь страна у нас огромная, везде условия разные. По горам или ухабам не проедешь на автомобиле, созданном для отличных дорог, даже если очень хочется! Разум должен присутствовать во всех рекомендациях.

- Но ведь ориентиры все-таки нужны, чтобы не зависеть от буйства фантазии чиновника.

- Ориентиры нужны. Но здесь нельзя написать инструкцию: всех под одну гребенку. Должны работать другие механизмы. И система общественного контроля. Необходимо создать условия, когда для служебных нужд невыгодно, неэффективно, стыдно было бы, скажем, главврачу покупать дорогущий «Мерседес» люксовой комплектации.

- Кстати, вот чиновникам то и дело увеличивают зарплату. А вы следите за этим?

- Следим. Хотя управление делами пока еще не может с Минфином договориться о повышении зарплат в нашем ведомстве. Договоримся. В целом моя позиция: конечно же, нужно повышать.

- Кризис же!?

Реплика главного редактора «КП» Владимира Сунгоркина:

- Когда ты придешь насчет своего повышения зарплаты, я тебе напомню про кризис.

Александр Гамов:

- Беру свои слова обратно.

- Еще Александр III говорил: «Дешевый чиновник дорого обходится государству», - продолжает Владимир Кожин. - Если чиновник высокого ранга получает мизерную зарплату, все наши разговоры о борьбе с коррупцией, об эффективном управлении нужно прекратить. Потому что министры, начальники главков, принимающие решения на миллиарды рублей и получающие грошовую зарплату - это абсурд.

В то же время повышение зарплаты министрам отражается и на стоимости наших услуг. Так, мы подняли плату за пользование дачными комплексами именно с учетом повышения зарплаты в ряде министерств и ведомств. То же происходит и с питанием в столовых, санаторным обслуживанием...

Про собственность за рубежом и госзакупки

- А теперь - про зарубежную собственность. Вы сами признавались лет десять назад, что не знаете, где у вас за границей что имеется, какая собственность...

- Была такая ситуация, подтверждаю. Но сегодня могу нажать клавишу компьютера, и на экране высветится любой объект в любой стране. Хоть в Буркина-Фасо, хоть в США. Все его параметры, юридический статус, техническое состояние.

Много объектов реконструировано, возвращено России.

В первую очередь, конечно, это связано с объектами церковного значения: во Франции, Италии, Иордании, Палестине. Сейчас активно работаем в Иерусалиме. В следующем году там распахнет двери возрожденный исторический комплекс Сергиевское подворье. В Вифлееме на улице Путина будет большой многопрофильный центр построен. Для Палестины это знаковое событие.

- Это вы так улицу назвали?

- Нет, сами палестинцы. Мы-то строим для них, не для себя. Там будет спортивно-культурно-деловой центр. И для Палестины, для ее развития это серьезный объект.

Много всего сделано. Некоторые комплексы из руин восстановили. Другое дело, что по-прежнему существует проблема так называемой «блокирующей ноты» Украины. Переоформлению собственности СССР в российскую препятствует Киев, который не соблюдает договоренности «долги в обмен на собственность». Москва ведь оплатила долги СССР в обмен на советскую собственность за рубежом. Вот эта позиция и мешает переоформить юридически здания в ряде стран, а это, соответственно, не дает возможности ее эффективного коммерческого использования. Процесс идет, но он сопряжен со многими трудностями и деликатными нюансами.

- А как обстоят дела с «Янтарным берегом» в Латвии? Там ведь тоже Рига хотела отобрать этот знаменитый санаторий?

- Наша борьба за эту собственность начиналась очень трудно: латвийская сторона вела себя неадекватно, мягко говоря. Были и угрозы, и суды. Но сегодня уже все юридические вопросы разрешены к взаимному удовлетворению сторон, все проблемы сняты. Сейчас начинается серьезная реконструкция. Думаю, что через год-два можно будет увидеть современный комфортабельный оздоровительный комплекс. Территория уникальная – национальный парк. Там своя минеральная вода, свои целебные грязи...

- Вы в свое время боролись за прозрачность госзакупок. Никто не верил, что это возможно в нашей стране. Насколько это удалось?

- Сейчас любой может увидеть на сайте госзакупок, кто и что заказывает.

Если не принимать во внимание всякие крайности, открытость сыграла положительную роль. Мы сегодня практически 100 % закупок проводим через конкурсы, либо открытые, как правило, либо закрытые, если речь идет о работах, связанных с обеспечением национальной безопасности. Но все равно – закрытый конкурс - это тоже конкурс, только в нем участвует ограниченное число компаний, которые имеют специальные разрешения, лицензии. В среднем экономия от конкурсов составляет от 10 до 50 %. Условно, контракт объявляется на 150 миллионов рублей, а подписывается на 110.

Но, скажем, в строительстве мы столкнулись с новым видом мошенничества. Объявляем тендер на 3 миллиарда рублей, приходят крупные компании, известные, надежные. И… проигрывают какому-нибудь ООО «Три кирпича». А через неделю это самое ООО заявляется в крупную компанию и говорит: вот контракт, купите. И продают! Это один период было сплошь и рядом. Но мы нашли способ, как с этим бороться.

И самое главное - люди приучились работать прозрачно. Еще несколько лет назад ко мне постоянно обращались начальники разные, директора: разрешите, я знаю, шикарная компания, десять лет работает, ничего не украдет, пусть сделает… Или приходят: давайте без конкурса обойдемся. Почему? А у нас объект такой, особый. С какой стати? И не знают, что придумать. Сейчас практически этого нет.

* * *

- Состоится ли традиционный Новогодний прием в Кремле? Не сорвет ли кризис это мероприятие?

- Все состоится. Постараемся гостей чем-нибудь удивить. Будет и общероссийская Новогодняя елка в Государственном Кремлевском Дворце, которую по традиции называют «Президентской». Это грандиозное по своим масштабам событие – пять тысяч ребят приезжают в Москву со всех регионов страны. Сейчас уже у нас более чем десятилетний опыт, все отлажено.

Хотя, что называется, ухо держим востро... Как в Москву везти ребят, скажем, из Владивостока? Это же маленькие дети – сколько проблем, тревог, волнений! Нужна особая система обеспечения безопасности, медицинский контроль. Научились справляться. Нынче на кремлевские елки уже из-за границы просятся: из Южной Осетии, Абхазии, Монголии...

- Елку уже выбрали?

- Мы конкурс объявили, лесники с нашими сотрудниками ходят, ищут. Подмосковные регионы соревнуются, кто предложит лучшую елку...

Тот самый памятник, вокруг которого в интернете разразилась буря... Проверено: ошибок нет! Фото: Михаил ФРОЛОВ

Тот самый памятник, вокруг которого в интернете разразилась буря... Проверено: ошибок нет!Фото: Михаил ФРОЛОВ

КСТАТИ

Как исправляли ошибки на царском Обелиске

- Как вы оцениваете «скандал» с обелиском в Александровском саду в честь юбилея дома Романовых? Напомним, речь шла о том, что надпись была будто бы сделана с ошибками, и якобы ее спешно исправляли на уже смонтированном обелиске.

- Да не было там никаких ошибок! Знаете, есть у нас, к сожалению, любители завоевать дешевую популярность сенсационными «разоблачениями». Некие «защитники старины» выложили в интернете фотографию рабочего варианта воссоздаваемого памятника. Даже если и была там ошибка – обратитесь к нам, поделитесь своими сомнениями, давайте вместе поработаем! Нет – в интернет, поднять шум! Власти опять напортачили! Какое злорадство, какая озлобленность! А что же оказалось – пшик!

Над воссозданием памятника трудилась мастерская известнейшего скульптора, народного художника России Салавата Щербакова. Подняли все исторические материалы, привлекли специалистов по русскому языку, орфографии, которая была до 1917 года.

Сверяли каждую запятую, каждый штришок. И в результате сегодня, когда памятник уже открыт, – ни одного замечания, ни одного упрека. И никто не извинился, никто не написал – все правильно, все верно!

- Не собираетесь «прижучить» прессу, которая вас обидела?

- Время свое жалею.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Решение по Мавзолею Ленина пока не вызрело

- Как обстоят дела с Мавзолеем Ленина. Там концепция не меняется, пусть стоит?

- Нет проблемы одного Мавзолея. Есть проблема большого захоронения у Кремлевской стены. Нельзя убрать один Мавзолей или предпринять что-то с телом Ленина, а все остальное оставить. А как быть с Кремлевской стеной? Там покоится прах и великихЖукова, Гагарина, Курчатова…. Есть и спорные личности. Решение должно вызреть, по нему должен быть абсолютный консенсус в обществе. Все должны согласиться, что такое решение соответствует реалиям сегодняшнего дня. Я считаю, что время не наступило для того, чтобы принимать кардинальные решения и завтра начинать чего-то там ломать.

...И О СПОРТЕ

«Я против, чтобы публиковали план по Олимпийским медалям»

- А теперь вопросы к вам – не только как к Управляющему делами Президента РФ, но и как к вице-президенту Олимпийского комитета России. Насколько готов Сочи к Олимпиаде? Будет ли принимать участие Управление делами в ее проведении?

- Я надеюсь, что все будет функционировать в лучшем виде. Наши объекты – санатории «Сочи» и «Русь», комплекс «Дагомыс» мы отреставрировали, отремонтировали, и они выглядят достойно. Предназначены для размещения высоких гостей.

Если говорить в целом, то Россия получает не просто набор совершенно новых современных спортивных объектов, а абсолютно новый город с современной инфраструктурой. До недавнего времени по сути-то в Черном море и купаться было опасно, потому что в Сочи, извините, не было современной системы канализации. Вообще не было! Все – в море! Про дороги тоже не говорю. Ни пройти, ни проехать. Сейчас приезжаю в Красную Поляну – там немножко осталось старой дороги, и с ужасом думаю – как мы по ней ездили? Тут скала отвесная, тут обрыв…

- Ну, все ее помнят по фильму «Кавказская пленница».

- Ну да. А энергетика? У нас, бывало, что ни сезон, то постоянно в городе гас свет! Мы все время что-то латали, копали, тянули, зарывали… Сейчас создана новая современная система энергообеспечения не только города Сочи, но и всего региона.

Нас постоянно критикуют: самая дорогая Олимпиада, куда идут миллиарды… Вот сюда и идут. Да к Олимпиаде там имеет отношение 15-20% потраченных денег, все остальное – это инфраструктура, которой не было вообще.

И сейчас проблемы какие-то, наверное, остаются. Но все, кто приедет, думаю, оценят проделанную работу, потому что по комфортности, по доступности спортивных объектов не помню таких Олимпиад. Я был на нескольких - и зимних, и летних. В том же Турине мы от гостиницы до спортивных объектов на машине, с сопровождением, с кучей пропусков добирались где-то за два - два с половиной часа. Везде висели объявления, что болельщики должны выезжать за 5-6 часов до начала соревнований, чтобы гарантированно попасть на тот или иной объект. В Ванкувере была та же самая картина.

А у нас в Сочи - так называемый прибрежный кластер, вообще никуда ехать не надо. Если хотите в горный кластер – пожалуйста, скоростная электричка, 25 минут и вы в горах. Поднимаетесь почти на 3000 метров и в хорошую погоду смотрите на море. Такого нигде не помню.

- Извините, понятно, что такое количество вложений – материальных, моральных, финансовых – предполагает, что и от спортсменов мы ждем такой же отдачи. А мы до сих пор не видели медального плана, который у нас обычно был…

- Он есть. Так не может быть, что вот вы к чему-то готовитесь и не понимаете, к чему, чего вы хотите добиться. Но я лично ярый противник публикаций этих медальных планов… Вы прекрасно знаете, что произошло за эти последние 10 лет. Где мы были с точки зрения финансирования спорта, содержания спортивных объектов, и где мы сегодня? Мы были так далеко и глубоко, что даже вспоминать не хочется… Тренеры все поуезжали, денег не платили никому, члены сборной непонятно на что жили. Объектов - раз-два и обчелся, ни одного трамплина на всю страну, ни одной бобслейной трассы – все тренировались в Европе.

И сегодня посмотрите на ситуацию. За 10 лет она изменилась в корне! Две недели назад собиралась Ассоциация зимних олимпийских видов спорта, которую я возглавляю – просто поговорить, без каких-то планов, об общей ситуации. Задал вопрос всем руководителям федераций: скажите честно, хоть у кого-то сегодня хоть в чем-то есть проблемы? Все сказали: мы даже думать об этом забыли, наоборот, нам даже неудобно, такого не было никогда.

Нам всем очень хочется, чтобы мы выглядели достойно. Но, понимаете, цикл воспитания олимпийского чемпиона – не год, не два, не три, не четыре.

Только сейчас мы подходим к совершенно новому этапу.

Посмотрите наши юниорские команды! Фигурное катание – девчонке 15 лет, никто не понимает, как она такое творит! Хоккейная наша молодежная сборная! Откуда это взялось? Из детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва! Базы какие! И они все предоставляются в первую очередь детям.

Сейчас основная задача спортсменов - очень простая: биться, выложиться до последнего.

- Вот пройдет Олимпиада – это же все надо содержать, загружать… Что будет со всей этой махиной? Вы уверены, что люди поедут туда отдыхать?

- Конечно! Человек к хорошему привыкает очень быстро… Сегодня центральную часть Сочи просто не узнать. Уровень гостиниц, сервис абсолютно другой. Происходит морально-психологический перелом в сознании наших людей, что Турция и Египет – это хорошо, но дома – лучше. Там – это заграница, и мы всегда там гости. Если дома уже не хуже, а даже лучше, всегда люди подумают, куда ехать.

- Если еще и цены будут не выше турецких. А пока…

- Цена в гостиницах изменится. Потому что это рынок, он быстро приведет всех в чувство. Если еще и любимый «Аэрофлот» ценовую политику поменяет…

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Царские подарки

Историческим предшественником Управления делами Президента Российской Федерации с полным основанием можно считать Министерство Императорского Двора и уделов, которое в 1826 году заменило многочисленные приказы – Большого дворца, кормовой, хлебный, сокольничий, конюшенный, постельничий и другие, занимавшиеся обслуживанием царской (императорской) семьи и двора.

Из вошедших в состав Министерства Императорского Двора учреждений самым ранним был Кабинет Его Императорского Величества, созданный еще в 1704 году как личная канцелярия Петра I. Начиная с 1741 года Кабинет заведовал личным имуществом императоров, в том числе землями, горными заводами и рудниками, императорскими Фарфоровым и Стекольным заводами, Киево-Межигорской фаянсовой фабрикой, Выборгским зеркальным заводом, Петергофской и Екатеринбургской гранильными фабриками, Петергофской и Ропшинской бумажными фабриками, многими другими заведениями.

Табакерка жалованная с портретом Александра I.

Табакерка жалованная с портретом Александра I.

Через Кабинет Его Императорского Величества проходила переписка о покупке и получении в дар художественных произведений, наградах, пособиях и пенсиях художникам, скульпторам, артистам, композиторам, об изготовлении художественных предметов (посуды, ковров, мебели) для членов императорской фамилии, подарков иностранным монархам и послам. В Кабинете заготовлялись, хранились и выдавались подарки императора (золотые и усыпанные драгоценными камнями перстни, табакерки, часы и т.п.) государственным сановникам и чиновникам, а также иным лицам за служебные и неслужебные отличия (например, за литературную или художественную деятельность). Не являясь государственными наградами, тем не менее, эти подарки служили знаком личной признательности или благоволения императора, что обусловило их высокую ценность в придворных кругах и среди российской аристократии.

Владимир Кожин: "Маленькие авиакомпании, типа "Татарстана", не могут эффективно развиваться"

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
27
 

Читайте также

Новости 24