Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Политика4 февраля 2014 10:40

Восток Украины идет войной на Запад

Спецкорр «Комсомолки» Владимир Ворсобин побывал во «второй столице» Незалежной - Харькове - и узнал, как здесь готовятся очистить киевский майдан от революционеров [видео]
Украина который день балансирует на грани гражданской войны востока и запада...

Украина который день балансирует на грани гражданской войны востока и запада...

Фото: REUTERS

В Харькове вот все так…

- А женщин в гвардию берем? - спросил кто-то местного губернатора Михаила Добкина.

- Береееем! - азартно закричали женщины.

- Берем, - кивнул губернатор, сурово оглядывая гигантскую площадку Дворца спорта, где сейчас, по идее, решилась судьба Украины.

Точнее - он, Добкин, ее решил. По-мужски. По-харьковски. Вчера он пришел на заседание правительства в майке «Беркут». И вот он уже организовал слет со всей страны делегатов «Партии Регионов» для учреждения Украинского фронта и его контрреволюционной силовой структуры - контр-гвардии. Против той, майданной гвардии, которую пару дней назад организовали революционеры.

Отныне Харьков - официально столица всего, к чему можно прицепить слова «АНТИ» и «КОНТР». (Так что Юлия Тимошенко, томящаяся в местной больнице, - дважды пленница).

- Записывайтесь в ополчение в фойе, там столики! - предложил делегатам губернатор и подошел к нам, журналистам. Рядом второе лицо Харьковской власти. Настоящее. Эпическое. Сам Геннадий Адольфович Кернес.

- Это вы сегодня ликуете - протестующие взяли город, улицу, но запомните - завтра вы будете писать: Украинский фронт освободил такой-то город и такую-то улицу! - выговаривал он журналистам. А я прятал улыбку.

Фото: REUTERS

Ведь давным-давно, десять лет назад этот самый Кернес выступал на оранжевом Майдане и требовал отставки губернатора Харьковской области Кушнарева. «Кушнарев, ты не прав!» - кричал тогда Кернес.

Тогда Кушнарев по злой иронии судьбы тоже пытался возглавить контр-революцию и создать антиоранжевый фронт. И даже попытался добиться автономии русскоязычного юго-востока. Его за сепаратизм чуть не посадили, а потом - вот же незадача! - произошел несчастный случай: охранник на охоте застрелил губернатора. Нечаянно, конечно. Все немалое имущество главы области тогда перешло в руки близкого помощника (тут ж все как в России - на себя бизнес не записывают) и, говорят, растворилось в бездонных недрах партии Регионов.

И вот теперь по законам лукавой украинской политики против Майдана выступили ядреная парочка - Кернес и Добкин. Хорошо известные российским блогерам по знаменитому интернет-ролику, где будущий губернатор и нынешней харьковский мэр пытаются записать обращение к избирателям.

Власти - странное дело! - этот ролик не любят, а зря. В нем - если отбросить притворство и самомнение - мы, настоящие русские мужики.

- «Тексты пишите нормальные, а то пишите всякую… - ворчит в кадре Добкин.

- Миша, не вы…ся! - советует Геннадий Адольфович.

- Я не в…сь!

- Миша, у тебя скучное лицо, тебе никто денег не даст…

- Ты можешь не орать, надоел за целый день!

- Миша, ты че такой умный, тебе че дали, то и читай!

«Сучий пес, я тебя умножу на ноль!» - орал на одной из комиссий на проштрафившегося чиновника Кернес, и, по словам местного коллеги, народу это… понравилось. Дескать, их так и надо чиновников - по-русски, по-мужски.

Вот и сейчас в зале овации.

«В гвардию войдут воины-афганцы и другие участники горячих точек», - в буре аплодисментов провозгласил Добкин.

- Планируются силовые акции? - пытаемся выудить из хмурящегося губернатора, но тот ушел от ответа. Причем буквально ушел - в фойе. Где у одинокого стола тетушки и дядечки записывались в ополчение.

Из 6 тысяч делегатов - 270 человек.

- Сколько молодых? - спрашиваю, вспоминая зловещих майданных гвардейцев в масках и с битами в руках.

- Человек 18 пока только, - вздыхает активист.

- Драться за власть пойдете? - спрашиваю у соседнего паренька.

- Я больше по интернету, - качает головой тот.

- Я пойду. Наверное, - через толпу рвется ко мне дед лет 60. - Дайте оружие. Но учтите, я за монархию и за границы Империи до 17-го года.

- Учту, - киваю, обещаю ему парабеллум, размышляя - что это вокруг меня? Политическое шоу или начало гражданской войны?

ФАШИЗМ

Перед поездкой из бурлящего, вечно беременного революцией Киева я долго ковырялся в местных блогах, чтобы найти форум, обсуждающий Майдан. Странно - почти ничего. Ни поддержки, ни проклятий. Так. Бла-бла-бла. Кто-то любуется «киевским балаганом». Кто-то возмущается, что у него вчера сожгли машину - а он ни разу не «майданщик». И не «титушка».

- На стоянке ставил?

- Че я, дурак, в нашем городе, да не на стоянке ставить?!

Кто-то спрашивает, «что за шорох был у администрации на прошлой неделе, что за лохи с палками на площади?»

Ему отвечают - да боялись, революционЭры администрацию возьмут, вот и «титушек» подвезли. А майданщиков футбольные «ультрас» охраняли. Так, покипишили немного, голову одному титушке проломили и так, без особых происшествий, разошлись…

На вокзале меня встретил один из лидеров русского движения в Харькове Николай. Интеллигент. Марксист.

Мы долго стояли в толпе, пытались выйти с платформы - но странно, работал только один узкий выход.

- У нас это нормально - хохотнул, наблюдая мое удивление, Николай, - так контролировать легче - смотрят, приехал ли кто с Майдана.

- А где ваши знаменитые «титушки»?

- Перед вами. Я титушка, - засмеялся двухметровый добряк, - мне б поймать одного фашиста, отделал бы с удовольствием. Да не попадаются гады что-то…

- За что вы их так?

- За фашизм. Не смирюсь я с ними! - говорил марксист. - В Харькове многим все равно - красные, синие, коричневые. Люди думают - цвет затаскан и уже не имеет значения. Но придут фаши и меня и моих товарищей быстро развесят на фонарях. Они взяли от нацизма все - идеи, антисемитизм, русофобию, даже этот клич: «Слава Украине! Героям слава!» Вам это ничего не напоминает? Это же индификация - свой ты или чужой. Пароль: Хайль Гитлер - отзыв: Зиг Хайль.

- Или пионерское. «Будь готов! Всегда готов!» - ну как тут не задеть коммуниста.

И не зря задел. Добрый час мы сравниваем грехи фашистов и коммунистов и пришли к парадоксальному итогу.

- Если бы не наци, я сам бы вышел на Майдан, - вздыхает интеллигентный «титушка», - Жизнь беспросветная, бандитская всех уже замучила. Только я бы вышел на наш русский промосковский Майдан, но его власть жестоко бы раздавила танками. Европа бы одобрила, а Москва закрыла глаза.

- Почему вы такого мнения о Москве? - удивляюсь.

- А когда она за нас вступалась, - пожимает плечами, - русские фонды по большей части только деньги пилят. В Харькове насоздавали кучу «бумажных» пророссийских организаций, которые возглавляет один человек. Он же и создал Союз проктологов. Мы ему - а это тебе для чего?! А он - а почему бы пациентам во время втирания мазей не рассказать о русском мире? (зло смеется) Мы, русские, вообще похожи на лягушек.

- ?!

- Если лягушку бросишь в кипяток, она выпрыгнет. А если потихоньку нагревать воду, мы не заметим, как сваримся. И вот я думаю - может, Майдан и заставит русских вспомнить о своей гордости? И мы наконец-то выпрыгнем?

НАРОД

За несколько дней жизни в Харькове я решил, что никто никуда здесь прыгать не собирается. Ни вправо, ни влево, ни бесплатно. Только за деньги.

И все все знают. Что «титушки» собираются участковыми из бедных пригородов (тех, кого привлекали за мелкие нарушения) и за 200-300 гривен отправляют на акции.

Что живут «титушки» сейчас по общежитиям и ждут отмашку Киева на формирование гвардии.

Что скоро контрреволюционные силы освободят от бузетеров Полтаву.

Но самое странное - Харькову на все это глубоко плевать. Харьков получает свои две-три тысячи гривен в месяц (8 - 12 тысяч рублей при московских-то ценах!) и тихо ненавидит власть. Всю. От чиновника в ЖЭК до патрульного милиционера…

Впрочем, я таил надежду, что мэра Кернеса здесь уважают - город выглядит, как конфетка.

И действительно, уважают, но странно - по русски. Если харьковчанин - просто несчастный бюджетник, у которого нечего взять, то он благосклонен к мэру. Если у харьковчанина хоть кто-то из друзей и близких хоть чуть-чуть занимается бизнесом, начинается бесконечно-украинский стон о рейдерских захватах, хищных олигархах «Семьи», откатах, купленных судах… То что я слышал и во Львове, и в Донецке, и в Симферополе. Но здесь было что-то новенькое.

- Бизнес платит дань, - говорит мне местный бизнесмен, до недавних пор занимавшийся строительством коттеджей и насмотревшийся здесь всего. - Деньги идут в Киев. Ты чего удивляешься! Ха, тоже мне секрет. Тут народ ведь как на Майдан смотрит? Ему нищему нравится, как власть скорчилась, струсила, когда ее начали по столу мордой возить. Чтоб место свое знала, власть эта мерзкая! Так люди говорят.

МАЙДАН

На ежедневный Марш революционеров от харьковского стадиона «Металлист» до памятника Шевченко я пришел уже замерзший. Минус 20. Нас всех человек 200. У самых достойных - теплые балаклавы в цвет украинского флага. Есть барабан. И красивый мегафон у начальства - почему-то с наклейкой российской «Солидарности». Речевки кричим мы только на украинском. (Я хотел было потроллить начальника колонны на русскую тему, но тот хитрец, проигнорировал).

Вокруг ясноглазые студентки, еще небреющиеся студенты и несколько старичков. Идем по городу, кричим «Харьков, вставай!» Точнее - они кричат, а я слушаю. По опыту знаю, во время шествия сигналы проезжающих автомобилей - очень хороший индикатор. В Грузии, помню, весь город гудел против Саакашвили. В Москве во время «Белого кольца» тоже было шумно. А тут тишина. Два-три сигнала. И крик разъяренного старика на балконе, пославшего куда-то всех нас и всю ситуацию в стране.

- А вам не страшно ломать государство, - спрашиваю у пареньков.

А те смеются.

- Мы ж анархисты! - отвечают, указывая на свой черный флаг, - а зачем, кстати, государство? Не надоело оно тебе?

ЖИЛИН

Двойка. Тройка. Двойка. Тройка. Боец лупашит по груше с таким страшным звуком, что невольно, словно в предчувствии, ноет челюсть.

«Можно мне куртку назад, я в кармане забыл», - говорю гардеробщику.

«Почему забыл?» - спокойно спрашивает паренек, и я узнаю его холодный пацанский взгляд.

Эх, романтические 80-е. Эх, саранские улочки с темными переулочками… Вот кто учил быстро и четко отвечать на вопросы: «С какого району? Чьих будешь? Кого знаешь?»

Тут ситуация несложная.

«Ну голова дырявая, забыл! - расплываюсь в самой широченной из моей профессиональной коллекции улыбок.

Настроенный «конкретно побазарить» пацанчик от неожиданной самокритики теряется, ворчит: «Ты это… больше так не делай», приносит куртку.

Я нахожусь в сакральном месте. В самом логове титушек всей Украины - бойцовском клубе «Оплот». Именно здесь, по майданным легендам, формируются летучие отряды провластных хулиганов, которые в некоторых регионах защищают госучреждения от революционеров не хуже милиции.

Место на удивление «цивильное». Для русского патриота приятное. Ресторан, боксерская арена, гигантская карта СССР на всю стену - слева солдат Великой Отечественной, справа - Гагарин.

У главного «титушки» страны, владельца империи «Оплот» (туда входят сеть магазинов, агентств и пр.) 38-летнего Евгения Жилина в кабинете, конечно, висит боксерская груша. И два пистолета на столе.

- Да, боевые. Да, незаконно, - соглашается глава контр-революционеров Жилин, спокойно глядя на меня. Но обычный в такой щекотливой ситуации вопрос: «И чо?» не задал.

Глава «Оплота» начал с того, что деньги ему всегда давал Бог. Они на него падают с неба. Поэтому он обязан делиться. С ветеранами, сотрудниками правоохранительных органов.

- Вот нас называют титушками, - рассуждает Жилин, - в честь Вадика Титушко, который побил какую-то журналистку.

- Вы знаете Вадика? - перебиваю

- Нет. Он проиграл бойцу, которого я знаю… Так вот - они у нас революционеры, а мы титушки. Это как на войне - для кого-то мы разведчики, а для кого-то диверсанты. (улыбается). А вот, к примеру, вы идете по улице - и видите: на девушку преступники нападают. Вы можете пройти мимо? Вот и я хочу - преступников задержать, потому что они нарушают закон. И мы единственные в Киеве, кто пытается им противостоять. Когда на нас у метро «Петровка» напали, мы во время борьбы отобрали у них нож, одному отрезали ухо, а другого передали в милицию.

- Где ухо?

- Отдали. Пусть пришивает. Что он без уха будет ходить? Пьер Безухов (смеется).

- Но вы тоже нарушаете закон. (и мы оба смотрим на пистолеты)

- Вооот! И это самое главное! - радуется вопросу Жилин, - Есть статья 36-41 УК Украины, где говорится, что если вы задерживаете преступника, то вы не несете ответственности за причинение повреждений вплоть до средней тяжести. А если преступник будет вооружен, например, палкой, то его можно безнаказанно убить.

- Евгений, а кто платит титушкам?

- Не знаю.

- Правда?

- (вскипает) А я, может, не хочу знать! Я сидел 3 года в тюрьме, и меня научили - лишним не интересоваться. Меня интересует только то, что у меня есть в карманах, и то, чем я занимаюсь. Много будешь знать - плохо будешь спать. (задумывается) Или мало будешь спать. (подмигивает) Или недолго будешь спать. (смеется)

- Поймите, Владимир, - глава «Оплота» заходил по залу, прицеливаясь к груше, - люди были недовольны всегда и во все времена. Но голосуй - выбирай другого. Мне не нравился Ющенко. Но я ж дотерпел (Через пару минут Жилин расскажет мне, что сидел по делу об отравлении президента Ющенко и взрыве машины харьковского мэра) И все его терпели. Но почему сейчас президента свергают, хотя до выборов остается всего лишь год?! Откуда такое нетерпение?! Разве только при Януковиче было все нечестно? А при Ющенко было честно?

- Люди мечтают разорвать этот замкнутый круг. Поменять бандитскую систему!

- Не надо ломать! Эта система сохраняет хрупкий мир. Надо ее ценить.

- Я слышал, что вы возили целые багажники наличных денег в Киев? Причем периодически.

Жилин долго смотрел на меня, видимо, подбирая слова.

- Я могу периодически возить деньги в Киев, и что с того? Это преступление? - наконец произнес он.

- Это как минимум подозрительно.

- Сам факт перевоза наличкой миллиардами - не преступление.

- Что за миллиарды?

- (жестко) Это мой вопрос. Не понимаю, к чему вы…

- Как говорят харьковчане - от слесарей до политиков, здесь бизнес платит дань «отцам города», и этот ручей по вертикали власти течет в Киев, и выходит, что вы, сторонник союза с Россией и враг Майдана, тоже в деле.

- (Смеется) Люди, спешите за прогрессом! Давным-давно взятки переводятся на офшорные счета, в зоны контролируемые Америкой - на Кипрах, Гонконгах…

- Создается гвардия Украинского фронта.

- Да мы будем участвовать, нам полиция выдаст оружие.

- ?!

- Спецсредства - дубинки, щиты, шлемы.

- То есть вы будете вторым Беркутом.

- Да. Но мы будем подчиняться… (задумывается) Мы будем подчиняться мне. Только я не буду такой нерешительный, как Беркут. И мы будем называться спецназ «Оплот».

- Я слышал, вы начнете с Полтавы?

- Да, я только что приехал оттуда. Осматривал местность. (захваченную революционерами администрацию). Ничего сложного, выбьем их оттуда. Пусть бегут лучше сами. Мы не Беркут.

А потом мы пили чай. Жилин рассказывал, что ему не страшна смерть, что он убьет всех несдавшихся вражин. А я думал - странное дело. Из всех противников Майдана действовать решился только этот веселый парень с темным прошлым и двумя пистолетами…

И вдруг Евгений предложил:

- У меня идея - предлагаю решить, раз и навсегда. Записывайте мое обращение к коменданту Майдана.

Включаю камеру.

“Если вы верите в Бога и уверены в своей правоте так же, как и я, давайте возьмем наган и сыграем в русскую рулетку. Зарядим один патрон - вы и я. Я готов стреляться с коммендантом Майдана на территории его лагеря. Передайте”

Жилин врезал по груше так, что звоном заложило уши.

И меня тоже осенило - а почему бы не предложить то же самое Януковичу и Кличко?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ За Русь с бандеровцем сдружусь! «Русский легион» создает отряд националистов на Майдане. Наши спецкоры Александр Коц и Дмитрий Стешин передают из Киева Угол Крещатика и Богдана Хмельницкого. На КПП у крайнего революционного редута - какая-то нездоровая суета. Люди в камуфляже, бронежилетах и касках тащат за шиворот молодого парня, отвешивая несильные, но чувствительные пинки. Хлопца силой сажают на бетонный блок, срывают шапку. И начинают мазать лицо зеленкой. Тот сопротивляется, но без особого энтузиазма (читать далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

За Русь с бандеровцем сдружусь!

«Русский легион» создает отряд националистов на Майдане. Наши спецкоры Александр Коц и Дмитрий Стешин передают из Киева

Угол Крещатика и Богдана Хмельницкого. На КПП у крайнего революционного редута - какая-то нездоровая суета. Люди в камуфляже, бронежилетах и касках тащат за шиворот молодого парня, отвешивая несильные, но чувствительные пинки. Хлопца силой сажают на бетонный блок, срывают шапку. И начинают мазать лицо зеленкой. Тот сопротивляется, но без особого энтузиазма (читать далее)