Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды31 марта 2014 23:20

Ростропович и статистика

В Москве проходит Международный фестиваль Мстислава Ростроповича

Недавно эфир был у нас на «Радио КП» - а тема такая: почему люди реже стали ходить в театр. Отталкивались от результатов свежего опроса. Судя по всему, те самые, кто «реже», они и радио не слушают, а может, у них и телефонов даже нет. По крайней мере, нам в студию звонили одни театралы. Ну, может, не такие уж прямо записные, но люди точно любопытные и по-хорошему восторженные.

Вот как тут верить цифрам, а точнее, выводам на их основе? - в который раз я говорю себе, приходя на спектакль или концерт. Я правда не знаю, откуда берутся эти странные стоны о том, что «меньше-реже-хуже-культура-вымирает». Может, это ритуал такой? На какой вообще планете собираются все эти горе-аналитики со своей статистикой? Они сами ходят в театр?

Я-то вижу совсем другое - не в интернете или диковинных отчетах. Своими глазами вижу. В театрах почти никогда нет зияющих пустот - залы заполнены. На большинстве премьерных спектаклей – аншлаг. На некоторые (и даже на многие!) спектакли билет надо «доставать», записываться в очередь – и это не шутка! - ЗА ГОД, и не факт, что на второй год не останешься. Могу перечислить конкретно. Но надо ли? Все, кому это интересно, у кого градус любопытства все же выше нуля, и так знают, что, где, почему.

Так где же вы блуждаете, о неумолимые сборщики статистики! Приходите в МХТ им. Чехова, Мастерскую Фоменко, Театр Наций, Вахтангова... в Консерваторию, наконец! Спросите, и вам расскажут, что в эти дни, к примеру, в Москве проходит фестиваль Мстислава Ростроповича – и ведь аншлаги же. Не попасть никак, если заранее не позаботишься о билетах. Ну ладно, допустим, такие оркестры, как Лондонская «Филармония», РНО под руководством Михаила Плетнева, оркестр радио Франции, Симфонический Штутгардского радио и другие «не менее», не каждый день здесь можно услышать, но залы Консерватории и Филармонии вообще никогда не пустуют. Так если люди реже ходят «до искусства», а в залах меж тем аншлаги - так, может, им идти просто некуда? Потому что концертных залов мало, театров не хватает? Вот я и интересуюсь, кто эти стоны производит и с какой целью. Чем на опросы тратиться - театр, может, построить, оркестр создать?

Ладно, это все пар. Повозмущалась - внесу лепту. Расскажу о прекрасном, как умею.

Международный Фестиваль Мстислава Ростроповича проводится уже в пятый раз, руководит им Ольга Ростропович. В программе фестиваля - имена лучших солистов, дирижеров и коллективов мира. Концерты проходят в Большом зале Консерватории и Концертном зале имени Чайковского.

Вот в субботу, например, в Консерватории выступал Российский Национальный Оркестр и Михаил Плетнев – причем не только как дирижер, но и как солист, а это не так уж часто бывает, это событие долгожданное. Лишние билеты спрашивают на улице, при входе, в фойе, возле гардероба. Ты извиняешься, лепечешь, смущенно прижимая свои драгоценные билеты куда-нибудь к бедру и чувствуешь себя счастливчиком.

Первое отделение – Моцарт, Концерт для фортепиано с оркестром №24. Нежно, иронично, изящно. Михаил Плетнев, как обычно сохраняющий аристократическую дистанцию, был, кажется, в прекрасном настроении и от Моцарта, и от публики.

В антракте дама, сидящая рядом, с восторженной укоризной упрекает: ну как жу вы могли пропустить вчерашний концерт – была удивительная опера-триллер Шостаковича «Оранго» (ее герой - помесь обезьяны и человека, этакий булгаковский Шариков), обнаруженная в архивах не так давно, она впервые исполнялась в России. «Это великолепно, незабываемо, это восторг!». «И что же, вы и Сибелиуса – как его англичане (имеется в виду Лондонский оркестр «Филармония» и дирижер Эса-Пекка Салонен) сыграли - пропустили?» Каемся, грешны, пропустили.

Второе отделение - Камиль Сен-Санс, композитор-импрессионист и его пленяющая изысканной красотой Симфония №2. Она не так известна, как Третья, например, или уж тем более как «Карнавал животных». Но выбор Михаила Плетнева всегда подчинен его собственной безошибочной логике и вкусу. В финале – аплодисменты вставшего зала, ладони на уровне лиц, восторженные «браво». Маэстро – всегда очень сдержанный, даже улыбается, а это большая редкость.

Следующий концерт Фестиваля пройдет 3 апреля в Зале имени Чайковского. Симфонический оркестр Штутгартского радио, главный дирижер – Стефан Денев и Николай Цнайдер (скрипка) исполнят произведения Яна Сибелиуса: Симфоническую легенду«Возвращение Лемминкайнена» и Концерт для скрипки с оркестром (op.47). Второе отделение - 4-я Симфония Брукнера.

Еще два концерта - 4 и 5 апреля - тоже будут в Зале имени Чайковского. Исполняться будут произведения Бриттена, Брамса и Брукнера.

О билетах стоит позаботиться заранее, разумеется.