Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество25 апреля 2014 18:00

Александр Запесоцкий: Студенты хотят быть успешными? Пусть много работают!

Ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, руководитель одного из самых успешных вузов страны дает советы абитуриентам-2014
Источник:kp.ru
Александр Запесоцкий.

Александр Запесоцкий.

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов - вуз, что называется, с традициями. Он входит в число ведущих университетов города на Неве, а конкурс последние годы достигает 50 человек на место. Поэтому кого как не ректора университета, заместителя председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга, члена-корреспондента Российской академии наук Александра Запесоцкого расспросить о секретах качественного образования.

На «Прямой линии», которая проходила у нас на ТВ «КП», от звонков не было отбоя. Для публикации мы выбрали самые интересные и важные.

- Звонок от Анны из Санкт-Петербурга. Александр Сергеевич, скажите, как быть, если при выборе будущей профессии мнение родителей не совпадает с моим собственным?

- Слушать родителей, конечно, стоит. Но при этом в конечном счете надо руководствоваться собственным мнением. Я бы не рекомендовал родителям давить на детей при выборе вуза. Ребенку очень важно заниматься любимым делом. Да, он может ошибиться в выборе. Более того, по социологическим данным, примерно семь процентов людей несколько раз меняют профессию на протяжении жизни. То есть каждые пять - семь лет занимаются новым делом. Я сам из числа этих людей. Окончил технический вуз, потом пошел по гуманитарной стезе. И если такое с человеком происходит, никакой трагедии нет. Бывает, ребенок поучился первые год-два в вузе и говорит: ошибся, это не мое. Не страшно. Все, что должны сделать родители, это помочь ребенку максимально выявить его природные способности. И постараться помочь ему реализовать себя. В конце концов человек все равно найдет себя. Только отношения с родителями из-за лишнего давления могут оказаться испорченными надолго.

- У вас очень непривычный вуз. Прекрасное общежитие, уровнем не хуже трехзвездочной гостиницы где-нибудь в Испании. Потрясающе оборудовано учебное пространство. Хорошая библиотека. Даже рекреационная зона в самом центре здания - с шезлонгами, зонтиками, песочком, с водичкой.

- У нас несколько таких зон. В университете весьма серьезные академические требования, студенты должны много работать. И когда они выходят из аудитории, должно быть что-то, что им поможет переключиться, расслабиться. У нас, например, есть интернет-зал «Желтая подводная лодка». Там сидит водолаз. Ему можно пожать руку. Есть студенческое поверье: пожмешь ему руку - на экзамене получишь пятерку. Рыбки плавают в аквариумах. Там есть восковая фигура Леннона. Маккартни смотрит в перископ. А рядом фигура ректора университета с бляхой «Дежурный по бане». Ты можешь здесь улыбнуться, попить бесплатно чаю.

В СПбГУП студентам всегда комфортно...

В СПбГУП студентам всегда комфортно...

Это стиль университета. Есть вещи, за которые достаточно жесткий спрос, особенно если это касается знаний. Книжки надо сдавать вовремя, иначе студента ругают. Но есть и сфера свободной студенческой жизнедеятельности, где ты можешь проявить свои молодежные свойства.

Мы создаем очень много таких возможностей. С нашей точки зрения, университет - это не просто то место, где передаются знания от преподавателя студенту или через компьютер, библиотеку. Это конструирование определенного образа жизни.

В тяжелые 90-е годы университет был в сложном состоянии. Здание даже не было сдано пожарным. В нем и надписи были на стенах, мусор был. Мы вложили за десять лет больше 30 миллионов долларов, заработанных коллективом, в развитие материальной базы. Мы сделали красивый дом. И питание, и спорт, и компьютеры, и библиотека, и общежитие.

У нас никто ничего не портит. У себя дома человек же не рисует на стенах. Среда воспитывает и влияет на людей.

...и весело.

...и весело.

- Но в университете есть важная вещь - дух знаний. С 90-х в Гуманитарном университете стали проводить Лихачевские чтения. Самые известные философы, филологи, культурологи приезжают на это мероприятие. Но это важно и для студентов - находиться в такой атмосфере.

- С чтениями получилось все самой собой. В 1993 году к нам пришел Дмитрий Сергеевич Лихачев и сказал, что «это вуз будущего, я хочу с вами сотрудничать». Он вместе с нами разработал «Декларацию прав культуры». Дни науки мы стали делать с его подачи. Он был среди первых участников. И когда он ушел из жизни, мы стали это продолжать. За 21 год чтения выросли в масштабный международный форум.

- Санкт-Петербург. Александр Сергеевич, я смогу поступить на бюджет только в вуз, который мне не нравится. А в вуз, куда я хочу пойти, я прохожу только на платное. Как бы вы поступили на моем месте?

- Был период, когда у нас совсем не было бюджетных мест. Сейчас мы их получаем: после вмешательства руководства страны нас допустили наконец к конкурсу. И мы его выигрываем. Но и в то время, когда у нас были только платные места, было больше 10 процентов золотых медалистов. Думаю, к сожалению, в начале 90-х у нас в стране события пошли не совсем правильным путем. В стране учиться на платной основе стало непрестижно. Если ты учишься за деньги, ты вроде как глупый. Родители стараются куда угодно пристроить ребенка, даже не туда, куда ему хочется, но лишь бы это было на бесплатном. Это неправильно. Нужно человеку выбрать вуз, который он чувствует своим, который поможет ему реализовать свои способности. Если ему не удается в этот вуз поступить на бюджет, не надо идти в вуз похуже, который не соответствует ожиданиям человека. Надо за деньги поступить туда, куда он хочет. В нормальных вузах при обучении не делается разницы, на бесплатном или платном отделении учится человек. Надо идти по своему пути. Может, даже самому подрабатывать, не брать деньги у родителей. Многие наши студенты подрабатывают. Особенно летом. Ездят в США. Мы им помогаем. И зарабатывают иногда по три - пять тысяч долларов за лето. Подтягивают язык. Поэтому мой ответ однозначный: надо выбирать вуз мечты. И очень тщательно смотреть, куда ты поступаешь. Ни в коем случае не выбирать по интернету. Детям внушают сейчас, что достаточно посмотреть сайт вуза, и ты будешь все знать про учебу там. Я думаю, что это опасно. Лучше потратить даже большие деньги на дорогу, но приехать и самим посмотреть обстановку в вузе, в общежитии, в библиотеке, в компьютерных классах, поговорить со студентами, зайти на кафедру. Узнать, куда устраиваются выпускники после вуза.

Стать студентом СПбГУП большая удача: конкурс до 50 человек на место.

Стать студентом СПбГУП большая удача: конкурс до 50 человек на место.

- Какие направления подготовки есть у вас в вузе?

- У нас более 20 направлений подготовки, перекрывающих гуманитарный спектр весь. Это факультеты юридический, экономический, культуры, искусства, конфликтологии. Но мне хочется не только свой вуз сейчас выделить. И в Москве, и в Петербурге есть много вузов по-настоящему мирового класса. Когда я на год посылаю своих студентов по обмену в США или в Западную Европу, очень часто они мне звонят через месяц и говорят: «Может, мы вернемся? Мы теряем время. Мы все это уже посмотрели. У нас в СПбГУП лучше».

- Как вы оцениваете уровень ребят, которые к вам приходят в последние годы? Как вы относитесь к абитуриентам, у которых 100 баллов по ЕГЭ? Это настораживает или восхищает?

- У нас очень высокий конкурс - от 20 до 50 человек на место. С очень высоким баллом ЕГЭ. Но в целом качество школьной подготовки в последние годы очень серьезно падает. Школьная реформа, на мой взгляд, приносит негативные результаты. И 7-8 лет назад, и сейчас в среднем поступают в вуз люди со школьным баллом примерно 4,2. Мы обладаем методикой тестирования, которая помогает выяснить, насколько этот балл обеспечен знаниями. Так вот: 7-8 лет назад балл 4,2 был обеспечен знаниями – я беру среднестатистическое по России – реально на 3,8 балла. Сейчас школа ставит 4,2 балла, а фактически это 2,8 балла - то есть ниже слабой троечки. Мы это считаем по апробированным методикам - мы долгие годы были экспериментальной площадкой Российской академии образования. Но есть и другая беда. Резко упала мотивация, дисциплина, креативные качества. 70 процентов тех, кто приходит учиться в вузы, не способны самостоятельно оперировать информацией. Скачать, списать, содрать они могут очень быстро и все что угодно. Только 30 процентов могут взять разнородные источники, на простейшем уровне попробовать сравнить информацию, сформировать мнение, проанализировать, да и то под руководством преподавателя.

- Как же вы тогда с ними справляетесь, ведь качество выпускников вашего университета хорошо известно - ваших ребят расхватывают с руками и с ногами?

- Мы выдаем каждый год 1400 дипломов. Из выпуска прошлого года два человека пришли на биржу труда. Годом раньше - ни один не пришел. По трудоустройству у нас, думаю, лучшие показатели в стране.

В чем причина? Отвечу. Большое внимание уделяем дисциплине, ответственности, мотивации студента. Начинается все с того, что у нас 1 сентября надо быть на занятиях. В этом году ни один студент не опоздал, а это было воскресенье. Все до единого были на первосентябрьском празднике, а потом пошли на лекции. Один очень известный немецкий школьный педагог сказал, что путь к счастью лежит через трудолюбие и дисциплину. Я убежден, что нет бездарных людей. У нас есть лицей при университете. Мы берем туда ребят из регионов, иногда троечников из слабых школ. Через 2-3 месяца они начинают хорошо учиться, а через полгода выигрывают олимпиады разного уровня. Методика очень простая. Мы находим талант у любого человека. Один спортсмен, другой танцует хорошо, третий на гитаре играет, четвертый с компьютером на ты. Дайте человеку осознание того, что он талантлив. Дайте ему ваше уважение. Если он хорошо играет на гитаре и его 20 других детей слушают, значит, он потом будет физику и математику лучше учить - ему стыдно будет быть двоечником.

Мы создаем обстановку, когда разгильдяйство недопустимо, когда надо отвечать за себя - с первого курса. Не справляются - отчисляем. Примерно 10% наших студентов мы вынуждены каждый год отчислять…

- Звонок из Ухты. Антонина. Мы всегда мечтали дать дочке образование в Санкт-Петербурге, мечта сбылась, девочка поступила в институт. И нам страшно - как она там одна, в чужом большом городе? Как ваш университет помогает адаптации первокурсников?

- Если бы я отправлял своего ребенка в другой город, я бы тоже волновался. Поэтому мы стараемся за детьми не то чтобы следить, а помогать им. И наша программа начинается еще до 1 сентября. Ребенок с вещами появился в общежитии. И сразу же его зовут на первые экскурсии по городу. Важно показать человеку путь к хорошему. Вот музеи, вот театры. Если он в общежитии будет предоставлен сам себе, он, скорее всего, пойдет в какое-то грязное место, где будет сомнительная компания.

Дальше идет система праздников. Ребята вместе готовят вечера, друг с другом знакомятся. У каждой группы есть тьютор. У нас очень хорошие студенческие самоуправляемые организации. Старшие помогают тем, кто приходит на первые курсы. Но я должен сказать, что иногородние быстрее адаптируются, чем питерцы. На первых курсах они уступают петербуржцам во всем. Но очень быстро учатся ухаживать за собой, решать свои вопросы, становятся самостоятельными. Примерно к третьему курсу они уже догнали местных абсолютно во всем - вы не отличите, где в группе петербуржец, а где иногородний. А к окончанию вуза они в среднем обгоняют тепличных, домашних детей. Хотя все непросто. Я категорически не согласен с министром Ливановым, который сейчас требует от вузов, чтобы в общежития можно было когда угодно по ночам приходить.

- То есть в 23 часа двери в общежитии Гуманитарного университета закрываются?

- У нас примерно процентов от 40 до 60 первокурсников - это те, кому не исполнилось 18 лет. Я за них отвечаю, 17-летнего ребенка отпущу из вуза ночью только с письменного разрешения родителей. Совершеннолетние могут уйти из вуза на ночь, безусловно, но они должны, если уж куда-то пошли, там оставаться до утра. Шататься по улицам нельзя.

- А у вас все иногородние обеспечены общежитием?

- Все, кто хочет, живут в общежитии. Более того, у нас есть такая грустная статистика: среди детей, которым родители сняли квартиру, отчисляемость в пять раз выше, чем у тех, кто живет в общежитии.

- Как можно отчислять платных студентов? Вы же теряете деньги!

- Мы не считаем свой вуз коммерческим и не ставим прибыль во главу угла. Более того, само название «платная услуга» применительно к образованию мне претит. Считаю это большой ошибкой наших законодателей. Образование не может быть платной услугой, оно может только основываться на частичном самофинансировании. Должно помогать государство, деньги должен зарабатывать и сам вуз. У нас студенты, которые учатся на платном отделении, вносят примерно треть реальной стоимости их обучения. А за тех, кто учится за государственный счет, нам вообще платят чуть больше 10%. 50 тысяч рублей - смешные деньги. Министр образования Дмитрий Ливанов говорил о том, что нормально можно учить за 250 тысяч. В нашем университете полная стоимость, если учитывать материальную базу, 450 тысяч рублей. А стоимость по смете затрат на обучение студента у нас 300 тысяч рублей. Никто из студентов таких денег, конечно, не платит.

- Откуда же тогда у вас средства?

- Много способов дополнительного заработка: от научных исследований до работы летом нашего общежития в режиме гостиницы. Мы оказываем и нашим студентам очень много дополнительных услуг по совершенно невысоким ценам… Например, помимо занятий физвоспитанием по учебной программе, у нас есть секции. Отличники, старосты, актив - а это примерно пятая часть - занимаются бесплатно. А остальные платят, но существенно меньше, чем в городе. Есть солярий, парикмахерская, массаж...

- Солярий в университете?!

- Да. И косметический кабинет.

- Здравствуйте. Я из Саратова. Мне 29 лет уже. Училась в Саратовском университете. Сейчас говорят о психологической совместимости супругов, а вот как насчет совместимости педагогов и студентов?

- У нас эта проблема решается так. Уже около 20 лет работает система оценки деятельности педагогов коллегами и студентами. Каждый студент ставит каждому своему педагогу оценку примерно через полтора месяца после сдачи экзаменов. Он не успевает забыть, как с ним работали, и он уже не разгорячен тем, что педагог был строгим. Есть открытые вопросы, и есть баллы. Начинали с того, что у нас были преподаватели, которые получали от студентов 50 - 55 баллов по 100-балльной системе. Сейчас у нас уже нижняя граница - 70. Но даже если меньше 80, то с педагогом идет работа на кафедре. И каждый год мы каждого педагога по этим результатам, и по другим, конечно, тоже, рассматриваем на кадровой комиссии.

- Если вы такую высокую планку ставите преподавателям, то и платить должны очень хорошо...

- В 90-е годы у нас зарплата была на 20 - 30% выше, чем в других вузах Петербурга. Сейчас мы сравнялись с ведущими вузами по зарплате, даже иногда мы чуть меньше платим, чем надо. И тогда стараемся поднимать зарплату. Но люди у нас работают не только из-за денег - им интересно в коллективе, им нравится в целом обстановка, они могут реализовать себя. И самое главное - нашим преподавателям в громадном большинстве нравятся принципы, на которых построена университетская жизнь.

- Кстати, расскажите про научную деятельность вуза - у вас же очень много интересных исследований.

- Наш коллектив публикует огромное количество научных работ. Правда, мы никогда не были озабочены тем, чтобы они появлялись в зарубежных журналах. Мы работаем на нашу отечественную науку. У нас сейчас почти каждая кафедра ежегодно проводит свою собственную научную конференцию, и они постепенно вырастают от межвузовских конференций до международного уровня. Пример: кафедра физвоспитания проводит конференцию по проблемам физической культуры, хотя мы не выпускаем спортсменов или тренеров. Но к ним приезжают каждый год представители 8-10 стран.

- Вопрос от читателей «КП». Фаина. В вузе открывают новые экспериментальные факультеты. Например, появился факультет конфликтологии. А какие еще новые факультеты вы планируете открыть?

- Мы стараемся не столько открывать новые специальности, сколько противостоять общим негативным тенденциям распада образовательной системы в стране. Наша задача - на каждое вредное новшество найти какой-то ход, который позволил бы поддерживать качество подготовки специалистов. Факультет конфликтологии пользуется очень большой популярностью у молодежи. За этим будущее, в этой области мы сейчас можем выйти на международный уровень. Но я сторонник дальнейшего развития старых направлений. Так что приходите на те специальности, которые есть. Все они востребованы. По окончании университета ребята находят хорошую работу, у них прекрасный карьерный рост.