Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Экономика1 июня 2014 22:00

По формуле «Роснефти»

Шанхай, Петербург, Техас... Три внешнеполитические победы за двенадцать дней
Источник:kp.ru
Заключив в прошлом году долгосрочные контракты с крупнейшими нефтяными компаниями Китая - CNPC и Sinopec, «Роснефть» осуществила прорыв на восточном направлении.

Заключив в прошлом году долгосрочные контракты с крупнейшими нефтяными компаниями Китая - CNPC и Sinopec, «Роснефть» осуществила прорыв на восточном направлении.

Россия продемонстрировала, что всерьез готова к повороту на Восток, заключив во время визита Владимира Путина в Китай ряд стратегических соглашений, в том числе сделку о поставках газа. При этом эксперты отмечали, что основную роль в подготовке и реализации «восточного» проекта сыграла НК «Роснефть», которая еще несколько лет назад уловила новую тенденцию и начала активно развивать отношения с азиатскими партнерами. Не случайно, по мнению большинства экспертов, на Шанхайском форуме президент компании Игорь Сечин стал ключевой фигурой, а на переговорах по газовому контракту Владимир Путин призвал китайских партнеров действовать «по формуле «Роснефти». (Показательно, что именно Сечин, а не глава Газпрома Алексей Миллер комментировал ход переговоров.)

ПОВОРОТ НА ВОСТОК

Заключив в прошлом году долгосрочные контракты с крупнейшими нефтяными компаниями Китая - CNPC и Sinopec, «Роснефть», по мнению большинства экспертов, осуществила прорыв на восточном направлении. В течение 25 лет компания обязуется поставить в КНР порядка 665 млн. тонн нефти. И надо сказать, Поднебесная в этом крайне заинтересована, ведь поставки российской нефти позволят ей снизить зависимость от уязвимых морских маршрутов, которые легко могут быть перекрыты США. Неудивительно, что Пекин готов предоставлять Москве гигантские кредиты под залог будущих поставок углеводородов.

Кроме того, «Роснефть» договорилась с CNPC о создании совместного предприятия по освоению углеводородных ресурсов Восточной Сибири и строительстве нефтеперерабатывающего завода в китайском Тяньцзине, запуск которого запланирован на конец 2019 года. Руководство «Роснефти» понимает, что создание СП является прекрасным стимулом для того, чтобы китайцы вкладывались в модернизацию российского энергетического сектора и развитие инфраструктуры: быть одним из ключевых парт­неров, безусловно, интереснее, чем выступать в роли обыкновенного потребителя энергоресурсов.

Шанхайский визит фактически стал приглашением не только для китайских, но и для других азиатских инвесторов поучаствовать в освоении труднодоступных месторождений Восточной Сибири и континентального шельфа, переориентации российской инфраструктуры на Восток, строительстве заводов по переработке нефти и газа и развитии транспортных коридоров, в первую очередь Северного морского пути - масштабных проектах, задуманных НК «Роснефть».

АРКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Буквально через день после визита Путина в Китай начался питерский экономический форум, который многие комментаторы назвали звездным часом «Роснефти». «Российский нефтяной гигант показал свои мускулы», «несмотря на санкции, «Роснефть» подписывает рекордное количество соглашений» - вот характерные заголовки статей, опубликованных после форума в ведущих западных изданиях. Топ-менеджеры американских и европейских компаний выстроились в очередь, чтобы получить благословение Игоря Сечина, который, по замыслу администрации США, должен был стать для них персоной нон грата. Никому и в голову не пришло объявить о выходе из совместных проектов с НК «Роснефть».

«Роснефть» получила существенную долю участия в North Atlantic Drilling Ltd - ведущей буровой компании, специализирующейся на деятельности в суровых климатических условиях. Стороны договорились о привлечении шести установок для бурения на арктическом шельфе. Было подписано также соглашение о технологическом сотрудничестве с General Electric.

- Я думаю, что технологические решения, разработанные для арктических проектов, будут превосходить все то, что мы видели до сих пор, - заявил президент дочерней компании GE General Electric Transportation Лоренсо Симонелли, выступая на сессии «Нефтегазовые компании». - Условия Арктики заставляют нас расширять горизонты. Готова ли нефтегазовая отрасль к освоению континентального шельфа? Она активно готовится. У General Electric, например, есть новое оборудование для погрузки и для работы на дне моря.

Соглашения с General Electric и North Atlantic Drilling вполне вписываются в новую стратегию «Роснефти», подразумевающую консолидацию нефтесервисных и технологических активов в России и за рубежом. (Компания рассчитывает выйти на рынок с уникальными технологическими решениями по развитию шельфа и добыче нетрадиционных видов углеводородов.)

«В РОССИИ СТАРАЮТСЯ СМОТРЕТЬ ЗА ГОРИЗОНТ»

«Кремль считает приоритетом развитие залежей нетрадиционных углеводородов, в том числе шельфовых месторождений в Арктике, - пишет корреспондент The Financial Times Джек Фарчи, - и западные компании, несмотря на санкции, выражают желание продолжать бизнес в России». «Роснефть» и американский нефтяной гигант ExxonMobil продлили срок действия соглашения о строительстве завода по производству сжиженного газа на Сахалине. Британская BP договорилась с российской компанией о совместной разработке доманиковых отложений в Волго-Уральском регионе».

Символично, что президент BP Роберт Дадли, который, по прогнозам политологов, должен был проигнорировать форум, не только приехал в Петербург, но и пропел настоящую оду своим российским партнерам.

- К сожалению, мы живем в таком мире, где политики не в состоянии спрогнозировать ситуацию на следующие полтора года, - заявил он. - В России же, судя по договоренностям с Китаем, стараются смотреть за горизонт, заключая долгосрочные контракты на 25 - 30 лет. Мы должны действовать так же, осознавая, что отношения с «Роснефтью» для нас - это не разовые сделки, а стратегическое партнерство, основанное на взаимной выгоде и доверии. И мы очень рады быть составной частью российского энергетического комплекса.

Никак не сказались санкции и на сотрудничестве со странами развивающегося мира. «Роснефть» заключила стратегические соглашения с Mubadala Petroleum, венесуэльской PDSVA и индийской ONGC.

«НАБРОСИВ ЛАССО НА ШЕЮ АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ»

Но финальным аккордом в триумфальном двухнедельном шоу «Роснефти» стало заявление исполнительного директора Exxon Mobil Рекса Тиллерсона на собрании акционеров в городе Ирвинг, штат Техас.

- Политическая ситуация на Украине и санкции, введенные западными странами в отношении России, - провозгласил Тиллерсон, - не влияют на сотрудничество компании с «Роснефтью» и проведение буровых работ на Сахалине и в Карском море.

Слова Тиллерсона стали настоящей сенсацией, ведь босс крупнейшей американской компании отмалчивался в течение месяца и никак не комментировал кризисную ситуацию в отношениях Вашингтона и Москвы. Политологи бросались из крайности в крайность, то заявляя, что Exxon планирует выйти из российских проектов, то рассуждая о возможном сближении партнеров.

И вот исполнительный директор Exxon Mobil, выступая перед акционерами, объявляет о том, что его компания не поддерживает санкции и дает понять, что будет отстаивать свою точку зрения в администрации США.

- Наше мнение слышат на самом высоком уровне, - говорит он. - Мы не считаем санкции эффективными. Вводя их, власти должны задуматься над вопросом, кому они на самом деле причиняют вред.

После этого заявления американского президента о том, что ему удалось «загнать Россию в изоляцию», выглядят комично. Ведь Exxon - это не просто нефтяная компания. Это мощная империя со своими институтами влияния, фондами, мозговыми трестами и лоббистскими группировками, которые легко могут переломить ситуацию не только на Капитолийском холме, но и в Белом доме.

И в этом смысле нельзя не признать, что политика «Роснефти» оказалась весьма прозорливой. Ведь когда в 2011 году компания заключила стратегическое соглашение с ExxonMobil, многие недоумевали: как государственник Сечин может пригласить американцев к совместному освоению арктического шельфа? Теперь же, как пишет техасская газета The Dallas Morning News, «становится очевидно, что российские нефтяники крепко привязали к себе Exxon, набросив лассо на шею американской компании и вынуждая ее идти наперекор политической воле Обамы».