Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды5 июня 2014 10:18

«Кинотавр», дни второй и третий: Збруев в виде барда

Наш корреспондент - о фильмах, которые показывают на фестивале [видео]
Кадр из картины "Белая белая ночь"

Кадр из картины "Белая белая ночь"

Во второй день в конкурсе «Кинотавра» показали неторопливый питерский артхаус «Белая белая ночь» (именно так, без запятой) - о детективе, который пытается разыскать пропавшего парня, и шарится по городу, собирая свидетельские показания. Несмотря на то, что само словосочетание «неторопливый питерский артхаус» вызывает у чувствительных людей оторопь, смотреть длинную, длинную «Белую белую ночь» не скучно. Особенно если по-настоящему любить Питер — режиссер Рамиль Салахутдинов, ученик Алексея Германа, чувствует этот город и умеет изображать его в кино.

Однако ж впечатления от «Белой ночи» быстро перебил фильм Веры Харыбиной «Спроси меня» - набор монологов молодых людей, в основном гастарбайтеров, приехавших в Москву. Монологов как бы реальных (в основе, как говорят, настоящие истории, слегка отредактированные и олитературенные) — но на самом деле разыгранных молодыми актерами. К сожалению, это всего лишь сборник этюдов, небезынтересный, но и не ничем особо не выдающийся.

В отличие от «Спроси меня», фильм 25-летнего Ивана Твердовского «Класс коррекции» понравился почти всем — и пока что это главный претендент на победу: история про девушку-инвалида, поступившую в специальный класс и пережившую там первую, трагическую любовь.

Очень симпатичным оказалось и «Кино про Алексеева» - история о старом барде, блистательно сыгранным Александром Збруевым, не снимавшемся в кино десять лет и не сумевшем приехать на «Кинотавр» из-за занятости в театре. Возможно, это лучшее, что Збруев сделал за всю свою кинокарьеру — если не брать в расчет театральные работы, практически роль всей жизни. Его герой, Николай Алексеев, в юности был идиотом с гитарой, сочинявшим пронзительные (как ему казалось) песенки, и при этом периодически ведшим себя совершенно непотребным образом. В старости ему остался только отчаянный и глупый взгляд. Но режиссер Михаил Сегал («Рассказы») снимает фильм не об этом взгляде — у него получается очень трогательная и забавная новелла о любви, которая все-таки позволяет даже таким дуракам, как Алексеев, надеяться на какие-то спасение и искупление.

Но лично для меня самым приятным сюрпризом «Кинотавра» стала 19-минутная картина режиссера Жоры Крыжовникова «Нечаянно» (она только что победила в конкурсе «Короткий метр»). Это абсурдистская черная комедия про молодого человека, 31 декабря пришедшего в гости к соседке, чтобы попросить у нее соль и нечаянно убившим ее кухонным топориком. Ну, так получилось — просто она сама повернулась к нему затылком и, получается, его спровоцировала. Он даже называет это самообороной, в то время как его друзья и близкие, пожирая салат оливье и наблюдая за поющим в телевизоре Валерием Меладзе, деловито и спокойно обсуждают, что делать с трупом.

Предыдущим фильмом Крыжовникова была комедия «Горько!» - про тот ад, которым полны головы россиян, считающих себя приличными людьми, ад, который они выпускают наружу на торжественных событиях вроде свадьбы. «Нечаянно» - фильм, в сущности, о том же, но он смешнее, жестче, злее и тоньше. На самом деле не такой уж он абсурдистский — достаточно почитать в интернете отчаянно злобные комментарии к невинным газетным статьям (мне отчего-то вспоминается одна удивительная женщина, посоветовавшая Жанне Фриске не собирать деньги на лечение, а взять и умереть так же благородно, как Александр Абдулов), чтобы понять, о чем Крыжовников снял свое кино: об обыденных человеческих глупости, людоедстве и безжалостности. А то, что фильм заодно получился дико смешным — ну так это нормально, это нервное. И вообще, не все же плакать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ «Кинотавр», день первый: С любимыми не расставайтесь Первым показанным на «Кинотавре» фильмом стал «Комбинат Надежда» Натальи Мещаниновой — история о гибели чувств и попытке заместить эти чувства чем-то другим, в теории столь же светлым. Трудно представить, что этот фильм когда-нибудь выйдет в прокат — там герои не просто разговаривают и думают матом, они им дышат. Вместе с тем это очень любопытное кино о печальном провиниальном городе (Норильске) и о попытках оттуда вырваться (читать далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Кинотавр», день первый: С любимыми не расставайтесь

Первым показанным на «Кинотавре» фильмом стал «Комбинат Надежда» Натальи Мещаниновой — история о гибели чувств и попытке заместить эти чувства чем-то другим, в теории столь же светлым. Трудно представить, что этот фильм когда-нибудь выйдет в прокат — там герои не просто разговаривают и думают матом, они им дышат. Вместе с тем это очень любопытное кино о печальном провиниальном городе (Норильске) и о попытках оттуда вырваться (читать далее)