Созданный в мае 2011 года, ОНФ провел своей первый съезд в 2013 году
Фото: РИА Новости
Прошел год с момента юридической институционализации Общероссийского народного фронта, что побуждает взглянуть на итоги прошедшего года.
Созданный в мае 2011 года, ОНФ провел своей первый съезд в 2013 году в канун важнейшего государственного праздника, что представляется не случайным и выражает метасмысл создания ОНФ. В чем видится этот смысл и насколько удалось его реализовать?
Полагаю, что ОНФ может быть рассмотрен в контексте трех ключевых идей. Во-первых, хронологическая близость к основному государственному празднику сигнализирует о том, что, будучи общественной структурой, он, тем не менее, рассматривается как один из инструментов повышения эффективности государственного управления. Во-вторых, ОНФ предстает механизмом общественного контроля за деятельностью аппарата управления. В-третьих, пространством разработки стратегических проектов.
В какой мере удается реализовать эти задачи?
Относительно первого можно сказать, что повышение эффективности госуправления – задача крайне непростая. Ключевым механизмом достижения эффективности управления выступает механизм обратной связи, который призван корректировать исходную информацию об управляемом объекте и, соответственно, вносить коррективы в управленческие алгоритмы. Именно эту задачу призван решать ОНФ. И именно в плане решения этой задачи можно рассматривать такие шаги ОНФ, как мониторинг эффективности регионального управления. Не случайно отставке губернаторов Новосибирской, Волгоградской и Челябинской областей предшествовала критика ОНФ. В рамках деятельности по повышению эффективности социальных проектов предприняты, в частности, такие шаги, как проверка законности строительства элитного поселка в охраняемой зоне музея-заповедника Сергея Есенина в Рязанской области, была остановлена продажа детских садов по заниженным ценам в Пермском крае и другие.
Не менее важной функцией ОНФ представляется контроль общества за аппаратом управления. Думается, что в данном случае задача понимается даже более широко – укоренение в обществе представления об эффективности подобного контроля и внедрение соответствующих практик. Известная максима «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» справедлива для любого общества. Именно в обеспечении деятельного контроля по отношению к аппарату управлении видится ключевая задача ОНФ, что соответствует отечественному историческому опыту и современной мировой практике.
Хочу быть понятой правильно: отнюдь не призываю объявлять охоту на министров – речь о том, что и в России общество имеет право на реальный контроль над аппаратом управления; современные стандарты политической и профессиональной этики должны стать реальной практикой в нашей стране. Другое дело, что их воплощение требует незаурядной политической воли. Именно эту задачу решает ОНФ, который имеет все основания утвердиться в качестве действенного инструмента контроля и уже немало сделал в этом направлении за прошедший год.
В данном контексте заслуживают упоминания такие шаги, как мониторинг реализации указов президента РФ, борьба с коррупцией, в том числе в рамках мониторинга правил проведения государственных закупок (характер и масштабы которых действительно нередко поражают воображение неискушенного читателя).
И, наконец, третья по перечислению, но отнюдь не последняя по значению задача ОНФ – разработка стратегии. Артикулировать стратегическое целеполагание, выступая в качестве партнера государства и в диалоге с государством, и призван ОНФ. Задача в позитивном смысле амбициозная, но выполнимая.