2016-08-24T02:42:32+03:00
Комсомольская правда
58

25 тысяч отпускников попали в «Лабиринт»

Сезон отпусков в этом году слишком уж горячий. Турфирмы лопаются, туристы обжигаютсяСезон отпусков в этом году слишком уж горячий. Турфирмы лопаются, туристы обжигаютсяФото: РИА Новости

Это крупнейшее банкротство в истории российского туристического рынка

Сезон отпусков в этом году слишком уж горячий. Турфирмы лопаются, туристы обжигаются, Ростуризм и «Турпомощь» отдуваются изо всех сих — не успели клиентов «Невы» с курортов вывезти, как еще один гигант рухнул!

За две недели, в самый разгар сезона отпусков, в России разорились уже четыре туроператора. Вот хроника:

16 июля. Приостановила работу «Нева» - один из старейших и крупнейших туроператоров России. За границей отдыхали почти 7 тысяч ее клиентов, путевки на бархатный сезон купили еще 17 тысяч.

25 июля. Лопнула «Роза Ветров Мир». Пострадавших на порядок меньше: 130 человек не успели спокойно завершить отдых, еще 800 приобрели туры.

30 июля. Крах «Экспо-тур». На отдыхе сотня его клиентов, около тысячи приобрели туры и круизы на будущие месяцы. «Экспо-тур» подкосила ситуация на Украине. Компания продавала круизы по Черному морю и моментально лишилась всех украинских клиентов. Маршрут пришлось перекраивать: стоянку в Одессе заменили на Стамбул — но туда без загранпаспорта не пустят! Круиз лишился главной фишки, и спрос упал.

1 августа. Авиакомпания «Оренбургские авиалинии» отменила 36 рейсов на курорты. Речь идет о чартерах, которые в выходные и в понедельник должны были везти отпускников в Турцию, Грецию, Болгарию, Испанию, Китай, Тунис и даже на остров Гуам в Тихом океане.

А это не меньше 10 тысяч пассажиров. И еще у 25 тысяч россиян — обратные билеты с курортов в Россию.

В чем причина скндала? Заказчик рейсов, ООО «Идеал-тур», задолжал авиакомпании огромную сумму. В начале сезона он заключил с авиакомпанией договор на множество рейсов - аж на 24 курорта! Сам "Идеал-тур" не отправлял людей в отпуск, а продавал места в самолетах другим туроператорам. На языке турбизнеса это называется "консолидатор рейсов".

И в этом главный подвох ситуации: на рейсы «Идеал-туры» завязаны «Туи», «Солвекс», «ДСБВ», «Спасские ворота», летали «Оренбургскими авиалиниями» и туристы «Натали Турс».

- В реальности пострадали меньше людей, чем мы опасались. Благодаря туроператорам: они покупают своим клиентам новые билеты на рейсы других авиакомпаний, где есть свободные места, повторно оплатили несколько чартеров «оренбуржцам» - в итоге в воскресенье из 13 изначально отмененных рейсов семь все же улетели. Но для турфирм это — непредвиденные и весьма ощутимые расходы, - объясняет «КП» пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.

Скользкая ситуация может «потянуть» за собой новые банкротства, предрекли эксперты. Прогноз сбылся буквально через сутки.

2 августа. Рухнул «Лабиринт». Отпуск испорчен у 25 тысяч россиян — это и те, кто сейчас на курортах (в основом в Греции, а также в Болгарии, Тунисе и других странах), и обладатели туров на август и осень.

По количеству пострадавших это крупнейшее банкротство в истории российского туристического рынка. Вот как объясняет причины сам "Лабиринт":

- резкий рост курса валют сказался на покупательской способности;

- туристы покупали в основном дешевые горящие туры в последний момент;

- рекомендации на запрет выезда за границу для военнослужащих и сотрудников внутренних служб.

- неразрешимый конфликт с авиакомпанией «Оренбургские авиалинии».

«Лабиринт» был крупнейшим заказчиком мест на отменных рейсах. К тому же владельцы у «Лабиринта» и «Идеал-Тур» - одни и те же.

А дальше — дежавю, только имена туркомпаний меняются: отели требуют у клиентов «Лабиринта» повторно оплатить номера из своего кармана, грозят выселением, в Тунисе сто человек оказались брошенными в аэропорту — за ними не прислали трансферный автобус: не оплачен!

- Туристов будет вывозить «Турпомощь», в ее фонде достаточно средств — даже с учетом того, что много денег было потрачено на решение проблем «Невы», - уверяет Ирина Щеголькова.

Напомню: ассоциация «Турпомощь» была создана в прошлом году на случай подобных ЧП. В нее в обязательном порядке входят все туроператоры, организующие отдых за границей. Они «скидываются» в фонд «Турпомощи» - минимум по 100 тысяч рублей в год, или больше, в зависимости от оборотов компании. Не зря, выходит, скидывались...

"Ни один турист не будет оставлен за рубежом", - обещают в «Турпомощи». Хоть и называют проблемы «Лабиринта» беспрецедентными.

Что делать, если вы на курорте по путевке «Лабиринта»:

- сообщить о себе в «Турпомощь» по круглосуточным телефонам: (495) 981-51-49, 8-800-100-41-94.

- связаться с представителем «Лабиринта» на курорте (в компании обещают, что сотрудники будут оказывать всяческую помощь) и с турагентством, у которого покупали путевку.

- информация о рейсах, которыми будут вывозить отпускников, оперативно публикуется на сайте «Турпомощи» а также на сайте горе-оператора labirint.travel.

- если в отеле требуют повторной оплаты, вариантов несколько: «Турпомощь» договорится с другим туроператором или принимающей компаний, чтобы вы спокойно продолжили отдых; либо оплатит ваше проживание до ближайшего рейса; либо вы платите из своего кармана — а потом идете за компенсацией в страховую компанию (см. ниже).

Как быть, если у вас куплен тур «Лабиринта»:

Обращаться в страховую компанию. У «Лабиринта» страховщиков целых два: «ВСК» и «Восхождение».

- Общая суммая фингарантий - 160 миллионов рублей. Но на всех пострадавших может не хватить, - констатирует пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.

Ситуация осложняется еще и тем, что один из страховщих "Лабиринта" - компания "Восхождение". Она же страховала и разорившуся "Неву", причем на огромную сумму, почти полмиллиарда рублей! До сих пор непонятно, найдется ли у страховщика столько денег. А Банк России на днях отозвал у него лицензию.

- Это означает, что «Восхождение» не может заключать новые договора. Но обязательства по старым обязано выполнить. Заявления от клиентов «Невы» там принимают, и от пострадавших туристов «Лабиринта» тоже будут, - поясняет Щеголькова.

Списки документов и образец заявления.

Адреса: Страховая компании «Восхождение»: Москва, ул. Коптевская, 67, оф. 309, тел. (495) 665-62-21, voshogdeniennov@mail.ru

Страховая компания ВСК: Москва, ул. Островная, дом 4, тел, +7 495 784-77-00.

ОФИЦИАЛЬНО

Кредит доверия к отрасли подорван

Ирина ЩЕГОЛЬКОВА, пресс-секретарь Ростуризма:

- После серьезного анализа причин нынешнего кризиса на туристическом рынке будет меняться законодательство. Ведь и механизм финансовых гарантий, и «Турпомощь» появились имено после громких банкротств «Капитал-Тура» в 2010 году и «Ланты» в 2012-м. Туристы сейчас лучше защищены на случай подобных ЧП.

Фингарантии в большинстве случаев реально работают. Проблемы начинаются, когда страховщик заключает договоров больше, чем способен оплатить (эксперт имеет в виду «Восхождение» - небольшую компанию, в которой оказались застрахованы не только «Нева» и «Лабиринт», но и еще несколько крупнейших туроператоров. - Ред).

И когда туроператор страхует не реальные обороты, а условные. Если гарантии на сто миллионов, а ушерб на миллиарды, как с «Лабиринтом», ясно, что туристы рискуют остаться без денег (по закону в такой ситации пострадавшим будут возвращать деньги пропорционально: всем половину, или всем по 30% ущерба. - Ред).

Есть опасения, что страховщики сейчас просто откажутся работать с турператорами: бизнес очень рискованный.

После событий этих двух недель кредит доверия к отрасли подорван, нанесен серьезный рептуационный ущерб. И он скажется на всех туроператорах. Но призываю путешественников не поддаваться панике: в России есть крепкие, стабильные туркомпании, и они во многом спасли ситуацию с «Оренбургскими авиалиниями».

Еще больше материалов по теме: «Туризм: Летний отпуск за границей»

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24