Новости 24

103

Почему разоряются турфирмы?

Фото: RUSSIAN LOOK

Нынешним летом обанкротилось несколько крупных компаний, занимающихся отдыхом россиян. Как быть тем, кому испортили отдых

Низкий спрос на путевки, скачок курса валют или намеренный вывод денег?

Назвать это простой случайностью невозможно. Несколько крупных турфирм обанкротились в самый разгар сезона. Эксперты отрасли и коллеги твердят одно и то же: мол, всему виной плохое состояние экономики. Рентабельность турбизнеса и так была невысокой. А тут еще и скачки курса доллара, снижение спроса. Но так ли все на самом деле?

СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Как утверждают эксперты, рентабельность турбизнеса крайне маленькая - 2 - 5%. Крупные компании, по сути, выживают за счет большого потока клиентов. Еще одна особенность бизнеса - многое приходится планировать наперед. Турфирмы берут на себя большие риски. Заказывают чартерный перелет, а потом всеми силами пытаются продать на него билеты. Или бронируют больше мест в отелях, чем впоследствии могут продать. Отсюда и горящие путевки, когда компании выгоднее продать тур за любую цену, чтобы хоть немного окупить затраты.

- В большинстве случаев туроператоры держат определенную сумму денег в гостиницах, - говорит Галина Дехтярь, профессор Российской академии народного хозяйства и госслужбы. - Это позволяет им на постоянной основе выкупать номера со скидкой, рассчитывать на другие привилегии. Самое позднее номера оплачиваются по факту заезда туристов. Но это происходит крайне редко.

В общем, как говорят эксперты, главная причина банкротств - в излишнем оптимизме бизнесменов. Понадеялись на высокий сезон, а клиенты лететь на отдых за рубеж в этом году не торопились.

- То, что спрос на туруслуги снизится в этом году, было понятно еще в январе, - говорит доктор экономических наук Никита Кричевский. - Наиболее продвинутые представители туриндустрии снизили свои затраты и сохранили свое присутствие на рынке. А проиграли те, кто надеялся на авось. И скачок курса доллара - это лишь отговорка. Туроператоры всегда закладывают курс чуть выше (на 1 - 2 рубля), чем в Центробанке, и перекладывают его на потребителя.

ДЕНЬГИ ВЫВЕЛИ ПОД ШУМОК?

Бизнес на туризме - очень жесткий. А если клиентов меньше, то конкуренция усиливается. Эксперты даже приводят такую аналогию: мол, если 100 человек бегут марафон, то далеко не все выдерживают, некоторые сходят с дистанции досрочно. Но есть мнение, что кое-кто мог воспользоваться этим. Мол, если компании начали сыпаться, то кое-кто из игроков рынка мог специально обанкротиться - собрать сезонный куш и закрыть лавочку.

- Очень может быть, что в некоторых случаях речь идет о выводе денег, - подозревает Галина Дехтярь.

- Мы опасаемся, что под шумок кто-то и правда захочет выйти из бизнеса, переставшего приносить прибыль, - комментирует Ирина Щеголькова из Ростуризма. - Мол, трое рухнули, четвертого и пятого уже и не заметят. Клиенты получат деньги по страховке, а из-за границы людей вывезет «Турпомощь». Но проблемы «Невы», «Розы Ветров Мир» и «Экспо-тура» реальные. Хотя мы каждый раз писали в правоохранительные органы для проверки на предмет преднамеренного банкротства.

- На мой взгляд, вероятность такого сценария есть, но я бы ее не переоценивал, - говорит экономист Никита Кричевский. - Это раньше мошенничество в турбизнесе процветало сплошь и рядом. Основная причина банкротств сейчас - это все-таки объективные экономические факторы и плохое управление.

- Вернусь спокойно домой или нет? Фото: Антон ПИКУС

- Вернусь спокойно домой или нет?Фото: Антон ПИКУС

ОТРАСЛЬ - ПОД НАДЗОР

По мнению большинства экспертов, чтобы навести порядок в турбизнесе, нужно снова ввести в эту отрасль обязательное лицензирование. Судите сами, сейчас, чтобы открыть свою турфирму, достаточно зарегистрировать юрлицо, снять офис, подключить интернет, подобрать персонал и начинать работать. Такую свободу на рынке ввели несколько лет назад.

- То, что происходит сейчас, - это естественный результат того, что отраслью никто не занимается, - сетует Галина Дехтярь. - Уменьшилось госрегулирование, его жесткость и объем проверок. Раньше было обязательное лицензирование, а теперь его нет. Сейчас необходимо проверить все компании. Плюс нужно вернуть в отрасль все убранные рычаги регулирования. Это позволит предотвратить многие банкротства.

Вместо лицензирования сейчас работает система финансовых гарантий, когда крупные туроператоры создают страховой фонд, из которого потом погашаются долги прогоревших коллег. Эта система более или менее защищает туристов. Однако и в ней тоже есть прорехи.

- Проблемы начинаются, когда страховщик заключает договоров больше, чем способен оплатить (эксперт имеет в виду «Восхождение» - небольшую компанию, в которой оказались застрахованы не только «Нева» и «Лабиринт», но и еще несколько крупнейших туроператоров. - Ред.), - сетует Ирина Щеголькова. - И когда туроператор страхует не реальные обороты, а условные. Если гарантии на сто миллионов, а ущерб на миллиарды, как с «Лабиринтом», ясно, что туристы рискуют остаться без денег (по закону в такой ситуации пострадавшим будут возвращать деньги пропорционально: всем половину или всем по 30% ущерба. - Ред.).

ВАЖНО ЗНАТЬ

Как быть, если у вас куплен тур «Лабиринта»

Обращаться в страховую компанию. У «Лабиринта» страховщиков целых два: ВСК и «Восхождение».

- Общая сумма финансовых гарантий - 160 млн. рублей. Но на всех пострадавших может не хватить, - констатирует «КП» пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.

Ситуация осложняется еще и тем, что один из страховщиков «Лабиринта» - компания «Восхождение». Она же страховала и разорившуюся «Неву», причем на огромную сумму, почти полмиллиарда рублей! До сих пор непонятно, найдется ли у страховщика столько денег. А Банк России на днях отозвал у него лицензию.

- Это означает, что «Восхождение» не может заключать новые договора. Но обязательства по старым обязано выполнить. Заявления от клиентов «Невы» там принимают и от пострадавших туристов «Лабиринта» тоже будут, - поясняет Щеголькова.

Списки документов и форма заявления для получения компенсации - на сайте Ростуризма russiatourism.ru.

Адреса:

Страховая компания «Восхождение»: Москва, Коптевская ул., 67, оф. 309, тел. (495) 665-62-21, voshogdeniennov@mail.ru.

Страховая компания ВСК: Москва, Островная ул., 4, тел. +7 (495) 784-77-00.

СПРАВКА «КП»

Что делать, если вы на курорте

Сообщить о себе в «Турпомощь» по круглосуточным телефонам: +7 (495) 981-51-49, 8-800-100-41-94.

Связаться с представителем «Лабиринта» на курорте (в компании обещают, что сотрудники будут оказывать всяческую помощь) и с турагентством, у которого покупали путевку.

Информация о рейсах, которыми будут вывозить отпускников, оперативно публикуется на сайте «Турпомощи» (tourpom.ru), а также на сайте горе-оператора (labirint.travel).

Если в отеле требуют повторной оплаты, вариантов несколько: «Турпомощь» договорится с другим туроператором или принимающей компанией, чтобы вы спокойно продолжили отдых; либо оплатит ваше проживание до ближайшего рейса; либо вы платите из своего кармана, а потом идете за компенсацией в страховую компанию (см. «Важно знать»).

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
103

Читайте также